Информационная структура современного государственного управления

Информационная структура — одна из наиболее актуальных и тех­нологически сложных проблем современного государственного управ­ления. Информационная структура, выступая каркасом системы госу­дарственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реа­лизацию основных функций, выбор форм и методов связей с общест­венностью. Субъект управления— структурно-организованная соци­альная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, — использует государ­ственную информацию как основной ресурс управленческого воздейст­вия. Объект управления— структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широко достушгую, и функционирует под направляющим воздействием субъек­та для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечи­вающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

В прежней управленческой системе тоталитарного общества тра­диционно доминировала и преобладала информационная структура, которая складывалась под воздействием господствующей государствен­ной идеологии и характеризовалась безоговорочной верой чиновника любого ранга и гражданского населения в истинность ее положений. Одностороннее идеологическое видение действительности приводило к складыванию внутренне противоречивой системы информирования, размывающей почву целостного осмысления социально-политических процессов. Это приводило к неизбежному одностороннему отбору фак­тов и сведений аппаратом управления и возникновению фатальных ошибок. Что касается гражданского населения, то замалчивание не­угодных фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социаль­но-экономической ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в мыслях было одно, на словах другое, а в реальной деятельности — третье.
-----223-----

Особенность современной политической ситуации состоит в том, что осуществляется переход от жестко централизованной структуры к разделению власти на несколько ветвей, от единственной государствен­ной идеологии к политическому плюрализму, от старой «человеческой» технологии устного и письменного слова к широкому использованию информационных технологий, формированию современной информа­ционной структуры государственного управления.

Государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую и творческую деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Они осуществляют на правовой основе хозяйствен­ную, социально-культурную и административно-политическую функ­ции. Эффективная реализация вышеназванных функций невозможна без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры. Для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма, необходим баланс в обладании информацией и социальными знаниями. Поэтому начиная с 1993 г. Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент Российской Фе­дерации концентрируют материальные, финансовые и административ­ные ресурсы и направляют их на формирование информационной структуры государственного управления. Создание информационной инфраструктуры страны осложняется такими факторами, как географи­ческая протяженность, недостаточно развитая инфраструктура, пере­ходное состояние экономики, распад старой системы ценностей и низ­кая компьютерная грамотность населения.

Современная информационная структура России включает в себя информацию, информационные ресурсы, программные средства вычис­лительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.
Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, — это сложный и многообразный тип инфор­мации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характе­ризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан. Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы: 1) информация, циркулирующая внут-
-----224-----

ри органов государственной власти; 2) информационные потоки между органами управления разного уровня; 3) информационные потоки меж­ду органами управления и объектами управления во внешней информа­ционной среде.

Движение информации регулируется специальными управленче­скими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мони­торинговую деятельность, собирают информацию для разработки моде­лей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести ин­формационно-аналитические центры, управления по связям с общест­венностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, инфор­мационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой ин­формации.

Сегодня в системе государственного управления существенно из­менилось отношение к аналитическим службам на федеральном и ре­гиональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экс­пертизы— правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.
К аналитической деятельности большинство экспертов федераль­ных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллек­туальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позво­ляющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время при­нятия позитивных решений.

Специалисты информационно-аналитических служб в региональ­ных администрациях вкладывают в понятие' «аналитическая деятель­ность» самое разное содержание:

  • • информатизацию управленческих процессов;
  • • освоение компьютера для машинописных работ;
  • • создание справочно-информационных систем и технологий.

Все информационно-аналитические службы регионов можно раз­делить на три класса:

Службы первого класса занимаются упорядочением информацион­ных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные масси­вы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).
-----225-----

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы).
Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспе­риментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

Нормальная работа аналитических служб зависит не только от профессиональной подготовки руководителей этих подразделений, но и косвенно от управленцев высшего звена— губернаторов, мэров и их помощников, референтов, пресс-секретарей, управляющих делами, ру­ководителей .организационных отделов. Здесь возможна недооценка роли аналитических исследований на стадиях рассмотрения проблем регионов и путей их решения, односторонняя специализация аналити­ческих подразделений, аналитический мониторинг только текущих про­блем, комплектование аналитических служб специалистами только од­ного профиля (экономисты, социологи, администраторы). " ( Движение информации регулируется специальными управленче­скими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мони­торинговую деятельность, собирают информацию для разработки моде­лей и вариантов управленческих решений. В качестве основных элемен­тов можно назвать различные организационные структуры, которые делятся на информационно-аналитические (аналитические центры и управления), информационно-справочные (пресс-службы, информаци­онно-справочные отделы), информационно-технические (информаци­онно-поисковые системы, компьютерные службы), средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать). К ним можно отнести также управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационные агентства, комитеты по статистике и др.

В информационном обеспечении государственной власти наи­большая значимость принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управле­ния. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закреплен­ных за органом власти или отдельным работником, учет специфики ви­дов информации, свойственной отдельным звеньям управления, уста­новление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.
-----226-----

В современной системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитиче­ской и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Специалисты для информационно-аналитических центров готовят­ся в Институте проблем управления РАН и проходят стажировку в Ана­литическом центре при Президенте РФ и Центре экономической конъ­юнктуры.

В задачи информационно-аналитических центров входит:

  • • информационно-аналитический мониторинг экономической, со­циально-политической, экологической, криминогенной ситуации в ре­гионе;
  • • анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управ­ленческого процесса;
  • • поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерально­го и регионального управления, а также методов их решения;
  • • экспертиза важнейших управленческих решений, инвестицион­ных проектов;
  • • подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обосно­вание;
  • • подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Рассмотреть место информационно-аналитической службы в сис­теме современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффектив­ной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского парламента— Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Фе­дерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким об­разом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации,
-----227-----

т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных про­блем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласо­ванные с ними решения федерального уровня получают дополнитель­ную опору при реализации ее в регионах России.

Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

В связи с этим основной задачей аналитической деятельности ста­новится обеспечение всех функций Совета Федерации— в части фор­мирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации объективной и полной информацией, необхо­димой для принятия взвешенного решения с учетом интересов Россий­ской Федерации. Можно выделить следующие значимые виды инфор­мации:

  • • о положении в сфере, регулируемой законопроектом;
  • • о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Го­сударственной Думе;
  • • насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;
  • • к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ве­дет работу по нескольким направлениям:

  • • готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;
  • • оперативно распространяет информацию по наиболее злободнев­ным вопросам;
  • • активно участвует во всех парламентских слушаниях;
  • • организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим про­блемам ведения Совета Федерации;
  • • разрабатывает информационно-аналитические доклады по наибо­лее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономи­ки, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;
  • • делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации
    -----228-----

В частности, информационно-аналитическое управление Совета Фе­дерации участвовало в организации и информационно-аналитическом обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи госу­дарств-участников Содружества Независимых Государств. Управление разработало все необходимые информационно-аналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской ассамблеи (сентябрь 1998 г.) управлением была подготов­лена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России (Жиров, 3-4).

Деятельность информационно-аналитических центров тесно связа­на с пресс-службами — новым и не менее значимым для процесса госу­дарственного управления элементом информационной структуры.

Наши рекомендации