Дилемма «государство — рынок»

Идеальные типы общественных систем включают в себя два основ­ных типа экономических структур— неменовую, централизованно-управляемую экономику, в которой вся хозяйственная жизнь регулиру­ется планами, исходящими из центра (три варианта), и меновую эконо­мику, где каждое отдельное хозяйство осуществляет свои собственные планы (25 форм рынка, различающихся степенью совершенства конку­ренции) (Ойкен, 1993, 57). Из-за заблуждения, что достаточно ликвиди­ровать государственную монополию, привилегии, права принуждения и шпрета, чтобы восстановилась совершенная конкуренция, возникают трудности при работе по созданию хозяйственного законодательства. 11редставляется возможным уточнить место и роль государства как уча­стника общерыночного обмена— определение прав собственности и контроль над соблюдением всего разнообразия заключенных договоров.

В таком случае государство обеспечивает соблюдение законности и гарантирует права личности в обмен на уплату налогов (что для инди-иидов выгоднее, нежели поддержание порядка собственными силами), а его властные притязания ограничены альтернативными издержками, снязанными с его сменой или с выездом из страны. Важно подчеркнуть, что государство в таком контексте с точки зрения его рыночной функ­ции рассматривается прежде всего как институт правопорядка, с учетом спецификации — институт «хозяйственного порядка», в соответствии с
-----87-----

концепцией В.Ойкена. Дело в том, что существуют, как известно, иные представления — государство-администратор («гигантская форма орга­низации грабежа») и государство-перераспределитель дохода, но глав­ное состоит в эволюции прав собственности, основанной на завоевании и закреплении экономических и политических свобод в нормах права, приведших к образованию совершенно разных институциональных структур.
Проявляется настороженное отношение к власти вообще и ее не­достаткам. Это может быть хорошо в стабильных условиях или даже в условиях молодежных бунтов, но отрицательно сказывается при слабой власти. Между тем недостатки власти обусловлены не государством как таковым, а органически присущей власти тенденцией производить не­эффективные права собственности. Открытый общественный дискурс о власти является одним из средств ее ограничения. Для власти характер­но: 1) предпочтительность той структуры собственности, которая вне связи с эффективностью поддается контролю и создает больше возмож­ностей для взимания налогов, не требуя высоких издержек; 2) столкно­вение требований эффективности с интересами самосохранения, зави­сящими от общественного мнения, предпочтений сильных политиче­ских групп; 3) обеспечение стабильности, создающее видимость сниже­ния трансакционных издержек по сравнению с условиями неопределен­ности, фактически ведущее к падению эффективности.

Сильная государственная власть обеспечивается, таким образом, не регулированием хозяйственных процессов (в широком смысле слова), а политикой хозяйственного порядка, создающей, поддерживающей, ре­гулирующей институциональную рыночную структуру. Причем отли­чительным параметром является вид, качество государственной дея­тельности, а не ее объем, количество. Итак, законодательная деятель­ность и гарантии законности, эффективная судебная власть, оказывают более эффективное воздействие на развитие рыночной экономики, чем любые меры прямого государственного вмешательства в хозяйственные процессы.
Можно отметить парадоксальность выступлений за создание госу­дарством регулирующих органов, следящих за соблюдением правил игры, и одновременно призыва к устранению многих существующих регулирующих норм. Дело в том, что экономика многих стран перегру­жена бесполезными и даже вредными видами регулирования, но в то же время страдает от недостаточности регулирующих норм в некоторых, прежде всего в новых, сферах экономической деятельности. Правитель­ства должны играть важную роль в регулировании отдельных секторов
-----88-----

экономики, таких, как связь, транспорт, здравоохранение, энергетика, рынки кредита и капитала. Рыночная экономика нуждается в установ­лении правил игры и обеспечении потребителей необходимой инфор­мацией, но, за некоторыми исключениями, нельзя подменять рынок в вопросах распределения (аллокации) ресурсов.
Механизмы правового государства дополняются институтами «го­сударства, предоставляющего услуги» (Бьюкенен), которые реализуют­ся через предоставление общественных благ (от эстетического облаго­раживания ландшафтов до охраны окружающей среды), отличающихся, по определению, высокими трансакционными издержками. Следует отметить, что категория «общественность» благ динамична, поскольку такие блага могут переходить в разряд рыночных и обратно; возникают «смешанные» блага. Проблема определения, какие блага следует отно­сить к общественным или общественно значимым, имеет самостоятель­ное значение, балансируя между ухудшением условий хозяйствования, ограничением сфер действия свободы договоров и разрастанием инсти­тутов, имеющих авторитарно-бюрократический характер.

При современном миропорядке необходимы строгий, но рацио­нальный контроль государства над хозяйственной деятельностью, а также четкие правила игры, что обусловливает новые вызовы прави­тельствам. Особенно в ситуации, когда многие важнейшие экономиче­ские решения должны будут приниматься и на национальном уровне, и на уровне международных организаций. Глобализация и конкуренция между странами уменьшают возможности использования государства­ми перераспределительной политики, особенно с помощью прогрессив­ной шкалы налогов. Происходит снижение доходов центральных прави­тельств по сравнению с местными властями в отношении налогов на собственность и предпринимательскую деятельность.

В то же время роль национальных правительств в регулировании общественной жизни увеличивается. Рынок, эффективно распределяя ресурсы, не способен перераспределять их — распределять справедливо или согласно взглядам, доминирующим в обществе. Деятельность госу­дарства в этой сфере, как бы это не было трудно, сохраняется и совер­шенствуется в направлении обеспечения адресности политики перерас­пределения и ориентации на экономический рост.

-----89-----

ЛИТЕРАТУРА

  • Бьюкенен Д. М. Избранные произведения. М.,1997.
  • ГрейсонДж.-мл., О'ДеллК. Американский менеджмент в XXI веке, М., 1991.
  • Додан Э.Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель.СПб., 1992.
  • Козловски П. Прощание с марксизмом-ленинизмом. Очерки персоналистской фило­софии. СПб., 1997,
  • Козловски П. Принципы этической экономии. СПб., 1999.
  • Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. СПб., 1999.
  • Норт Д. Институты и экономический рост; историческое введение//ТНЕ515. 1993.Вып. 2.
  • Ойкен В.'Экономические системы//ТНЕ818. 1993.Вып. 2.
  • Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля, деньги // THESIS. 1993.Вып. 2.
  • РечменД.Дж.и др. Современный бизнес. Т.2. М, 1995.
  • Стигпиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997.
  • Тащи В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭМО.1998. № 10.
  • Уияьямсон'О. Контрактный человек//THESIS. 1993. Вып. 3.
  • Фергюсон И. Глобальное общество в конце двадцатого столетия // Международные отношения: социологические подходы. М.,1998.
  • Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. Вып. 2.
  • Taylor P.J. Embedded Statism and Social Sciences// Environment and Planning. 1996. 28:11.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Общественные блага, дилемма заключенных, внешние эффекты (экстерналии), трансакционные издержки, оппортунизм, «недостатки рынка», эффективное распределе­ние по Парето, улучшение по Парето, принцип Парето, государство благосостояния, тео­рия общественного выбора, парадокс голосования, теорема невозможности Эрроу, сове­щательная демократия, «хозяйственный порядок».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. 1. Что значит рациональность?
  2. 2. Чем общественные блага отличаются от частных?
  3. 3. Каково значение понятия «недостатки рынка»?
  4. 4. Каковы некоторые альтернативные теории экономической роли правительства?
  5. 5. Каковы перспективы исправления недостатков и совершенствования рыночных и государственных институтов?
    -----90-----

Наши рекомендации