Понятие государственного управления, его основные принципы и функции

Что же понимается под государственным управлением как деятель­ностью и наукой? Приведем здесь ряд суждений по данному вопросу.

«Административное управление является наиболее заметной сфе­рой деятельности государства; оно есть правительство в действии; оно есть исполнительная власть, деятельная, наиболее видимая сторона го­сударства, и является, конечно, такой же старой, как и само государст­во» (Wilson, 1993, 34).

«В общеупотребительном смысле под административным управле­нием понимается деятельность звеньев исполнительной власти на обще­национальном уровне, на уровне штатов, округов и городов; независи­мых управлений и комиссий, создаваемых Конгрессом и законодатель­ными органами штатов; государственных корпораций; некоторых дру­гих ведомств специализированного характера» (Саймон, Смитбург, Томпсон, 1995, 25-26).

«Процесс государственного управления представляет собой дейст­вия, направленные на достижение намерений или потребностей прави­тельства. Это есть, таким образом, непрерывно осуществляемый через процессы организации и управления "бизнес" правительства, связанный правом, произведенным законодательным телом (или иными властными агентами) и интерпретированным судом» (Waldo, 1968, 145).

Государственное управление — «обширная и аморфная комбинация теории и практики, служащая как лучшему пониманию правительства и его отношений с обществом, которым оно правит, так и поощрению бо­лее чувствительной к общественным потребностям государственной политики и институционально-управляющих практик государственной бюрократии, которая субстанциально должна быть направлена на эф­фективность, производительность и все более глубокие качества граж­данства. Оно является отраслью с двумя родителями: мать дисципли­ны — политическая наука; воспитывающий отрасль родитель — ме­неджмент» (Lynn, Wildawsky, 1990, 4).
-----17-----

Жан-Эрик Лейн суммирует признаки государственного административного управления в следующих десяти основных принципах:

  1. Задачи государственным институтам должны ставиться полити­ками, но исполняются они администраторами для того, чтобы удовле­творять модели рационального принятия решений.
  2. Государственное управление основано на писаных локумгныл, и оно склонно делать офис (бюро) сердцем современного мрлшпши ши
  3. Общественные задачи разрешаются на постоянной и упр.шино мой правилами основе.
  4. Правила, в соответствии с которыми производится рппнл, могут быть как техническими, так и правовыми. В обоих случаях ллн i.ikou деятельности необходимы квалифицированные работники.
  5. Задачи и функции разделены на функционально оирележчшые сферы, каждая из которых наделена властными полномочиями и iдик­циями.
  6. Служащие, как и задачи, иерархически ранжированы, np,m;i контроля и соподчиненное определены. Отдается предпочтение централизации, в других отношениях имеется равенство.
  7. Ресурсы организации отличаются от ресурсов отдельных ч ненов как частных индивидов.
  8. Служащий не может использовать свою службу в частных целях.
  9. Работники ориентируются на задачи, свойственные обществен­ному сектору, в соответствии с профессией и чувством долга перс л иы-полнением своих ролей.
  10. В общественном секторе доминирует один интерес— общест­венный, который налагает границы на вовлечение личных интересов в сферу политики и административного управления (Lane, 1993, 2.1).

В этих принципах изложены /основные признаки доминирующей модели государственного управления, основанной на приоритете фор­мальных правил организации деятельности (бюрократия), иерархии и централизации. Вместе с тем, современные реформы государственного управления, которые проводились в 80-90-х годах практически во всех развитых странах и которые затронули и другие регионы мира, значи­тельно модифицировали этот механизм осуществления общественных задач. В соответствующем разделе книги дается анализ этих реформ. Здесь же отметим, что государственное управление модифицировалось как с точки зрения внутренней структуры и принципов, так и в аспекте отношений между обществом и государственным управлением. Прин­цип профессионализации государственного управления был модифици­рован в том отношении, что был открыт доступ на государственную службу неадминистративным профессиональным группам. Изменились критерии оценок действенности государственного управления. Теперь уже не правила и четкость исполнения определяли эффективность дея-
-----18-----

тельности бюро, а конечный результат их деятельности с точки зрения количества и качества оказания общественных услуг. Децентрализация и деиерархизация государственного управления позволили повысить сте­пень ответственности всех уровней управления и, что более существен­но, привели к иному взаимоотношению с общественными структурами и бизнесом, позволив включить последние в процесс производства реше­ний в различных секторах государственной политики. Государственное управление рассматривается как общественная функция не только в том отношении, что оно направлено на реализацию общественных задач, но и в прямом смысле как функция общественности.

Все обозначенные суждения раскрывают важнейшие аспекты госу­дарственного управления и политики. Однако для более общего пред­ставления об этой дисциплине не будет лишним назвать основные раз­делы, по которым специализируются исследователи и которые состав­ляют ее тематику. Вывод об этом можно сделать на основании установ­ленных соответствующими научными сообществами списков, а также распространенной учебной литературы и обобщающих исследователь­ских работ. Так, Американская ассоциация политической науки уста­навливает следующие суботрасли дисциплины государственного управ­ления и политики: бюрократия, организация и менеджериальный анализ, планирование, программирование и составление бюджета, организаци­онная теория и поведение, управление персоналом, политика и админи­стративное управление (Wahlke, 1991, 59). Роберт Престус, учебник ко­торого по государственному управлению много раз переиздавался, вы­деляет пять основных разделов: изучение и содержание государственно­го управления (публичная администрация, политика, роль бюрократии в производстве политики, уровни бюрократического участия в производ­стве политики и др.), сообщественное участие и организационная теория (сообщественное участие и организация граждан, новые тенденции в организационной теории, эмпирическая проверка бюрократического политического процесса), персонал: политика и программы (роль управ­ления персоналом, федеральная система персонала, рекрутирование, проверка, оценка продвижения и др.), финансовая политика и бюджет­ный процесс (аспекты финансового управления, бюджетный процесс — подготовка, принятие, исполнение, контроль), поиск административной ответственности (исполнительный контроль администрации, надзор за администрацией со стороны законодательных органов, юридический контроль и др.) (Prestus, 1975).
-----19-----

Государственная власть, осуществляющая государе гнем но ;»лмм-нистративное управление и государственную политику, вьшолпжч »к--новные, дополнительные и командные задачи, или функции (doumnv, 1986). Основные функции связаны с организацией удовлетворения об­щественных интересов. Среди них выделяются функции верхошшй нла-сти (оборона, поддержание международных связей, полицейская служ­ба, судопроизводство, организация политического процесса и др,), жо-номические функции (регулирование денежного обращения, организа­ция трудовых отношений, регулирование капиталовложений, общая ко­ординация экономической политики и др.), социальные функции (здра­воохранение, жилищная и городская политика, перераспределение до­ходов, и др.), функции в сфере культуры (поддержка культуры и образо­вания, просвещение, регулирование информационных потоков, органи­зация отдыха и др.). Дополнительные функции связаны с организацией собственной деятельности органов государственного управления. Среди них можно отметить управление персоналом, имущественные функции, нормативно-юридические функции, документирование и др. Командные функции заключаются в определении и осуществлении административ­ной политики. Они относятся к исследованиям, прогнозированию и пла­нированию, включают в себя стратегию организационного реформиро­вания, связаны с государственным контролем и организацией отноше­ний с общественностью. Соответственно функциям выделяются и ос­новные организационные структуры, составляющие систему органов государственного управления.

В настоящее время исследование проблем государственного управ­ления и политики осуществляется с новых методологических позиций. Если ранее господствующее положение занимали бихевиоризм, струк­турно-функциональный и системный подходы, кибернетика, то сегодня административно-управленческие проблемы и проблемы формирования политического курса правительства анализируются с использованием синергетики, теории неравновесных систем, неоинституционализма, экономического подхода, постмодернизма и др. В 80-90-е годы прева­лировала концепция перехода от государственного управления к госу­дарственному менеджменту с акцентированием внимания на качествен­ных параметрах администрирования (производительность и эффектив­ность), близости к потребителю общественных услуг, индивидуальной ответственности, гуманитарной культуре управления, децентрализации и т.д. Обновлению подвергалась теория рационального выбора приме­нительно к административному управлению, повысилось значение тео-
-----20-----

рии инновации и организационных изменений. В конце 90-х годов резко усиливается интерес к политологическому анализу государственного управления и политики. Этому способствует критика бюрократических и рыночных концепций управления. Все большее внимание уделяется проблеме связи общества и государственного управления, ответственно­сти, вовлечения общественности в управленческий процесс, демократи­зации системы государственного управления, гражданской культуре управления, политическим ресурсам управления, этике и политической философии управления и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

  • Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998.
  • Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животных и машине. М., 1968
  • Саймон Г., СмитбургД., Томпсон В, Менеджменте организациях. М.5 1995.
  • Салмин A.M. Современная демократия: генезис, структура, культурные конфликты. Опыт Франции в сравнительной ретроспективе. М., 1992.
  • Barnard Ch. The Functions of the Executive. Cambridge, 1938.
  • Chevattier J. Public Administration in Statist France // Public Administration Reviev. 1996. Vol. 56. № 1.
  • Crozier M. The Bureaucratic Phenomenon. Chicago, 1973.
  • Etziotii A. A Comparative Analysis of Complex Organizations. New York: Free Press, 1961.
  • Goodnow F. Politics and Administration. New York: Macmillan, 1900. Gournay B. L Administration. Paris, 1986.
  • GulickL, Urwick L. (eds.). Papers on the Science of Administration. New York, 1937. Lane J.-E. The Public Sector. Concepts, Models and Approaches. London, Newbury Park, New Delhi, 1993.
  • Lynn N.. Wildawsky A. (eds.). Public Administration: The State of the Discipline. Chat­ham, New York, 1990.
  • March J,, Simon G. Organizations. New York: Wiley, 1958.
  • Martin D. Deja Vu: French Antecedents of American Public Administration // Public Administration Review. 1987. Vol. 47. № 4.
  • PresthusR. Public Administration. New York, 1975.
  • SimonM. Administrative Behavior: A Study of Decision-Making Processes in Administra­tive Organization. New York: Macmillan, 1947.
  • Tocquevilie A. de. L'ancien regime et la Revolution. Paris, 1857.
  • Taine H. Les Origines de la France contemporaine. Paris, 1877.
  • Wahlke J. Liberal Learning and the Political Science Major: A Report to the Profession // I'N Political Science and Politics. 1991. Vol. 24. № 1.
  • Waldo D. The Administrative State. A Study of the Political Theory of American Public \i (ministration. 2nd ed. New York, London: Holmes & Meier Publishers, 1984.
  • Willoughby W. F. Principles of Public Administration. Baltimore
  • Wilson W. The Study of Administration // Discipline and History. Political Science in the United States / J. Fair and R. Seidelman (eds.) Ann Arbor: APSA, 1993.
  • Wing-yee Lee E. Political Science, Public Administration, and the Rise of the American Administrative State // Public Administration Review, 1995. Vol. 55. № 6.

-----21-----

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Государственное управление, наука государственного управления, политология го­сударственного управления, государственная политика, модели государственного управ­ления, принципы государственного управления, функции государственного управления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. В чем суть дихотомии «политика/управление»?
  • 2. Каково соотношение политической науки и науки государственного управления?
  • 3. В чем различия науки государственного управления в США, Франции и Германии?
  • 4. В каком соотношении находится право и государственное управление?
  • 5. Каковы функции государственного управления?

Наши рекомендации