Применение права как особая форма
ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) ..!••'
Применение права— однаиз форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний*в жизнь. Путем
применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.
Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная |форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.
Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения — принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
В о - п е р в ы х, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определен- , ных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизнен
ных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая
это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их власт
ными полномочиями для осуществления подобной деятельности.
К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция
и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, про
курор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (то
варищеские суды, профсоюзы). ' . .
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не
•.Тема 20. Применение права
3. Стадии правоприменительного процесса
умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.),. I Следовательно, применить норму права — это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную., творческую реализацию права.
Цель применения права — удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права1.;
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках
конкретных правовых отношений, получивших в специальной литера
туре название правоприменительных отношений. Правовое положение
участников в подобных правоотношениях различно. Активная и опре
деляющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном кон
кретном отношении властными полномочиями, он обязан использо
вать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интере
сов других участников правового отношения в направлении разреше
ния конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить,
к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае на
рушения правовых норм и т.п. — такова задача субъектов правоприме
нения»2. ;
Субъект правоприменения — это наделенный государством соот
ветствующей компетенцией активный участник правоприменитель
ных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и
движении этих отношений в направлении разрешения конкретной
жизненной ситуации при помощи акта применения права. i.
В-третьйх, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. В силу чего правоприменительный процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным! от. влияния случайных факторов и непродуманных решений. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты; интересов личности:
В-четверт ьГ х, применение права как самостоятельная форма ре-
а!лизации — сложная, поскольку ее осуществление проявляется в соче
тании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, ис
пользованием) и во взаимном проникновении друг в друга. !,.
————_~ ! ;''•'•
1 Ом .-.Лазарев В.В. Социалыю-психологическиеаспекты применения прана.|Казань,
1982. С. 64.1 , . i. i
2 i Лазарев В.В. Применение советских правовых норм. Казань, 1972. Ci 38. \i.
В-пятых, применение права — это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную | службу, назначение пенсии и т.д.); б) когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей; в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим; г) когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИБДД, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т.д.); д) когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической (ответственности. ,
Все изложенное позволяет сделать вывод, что применение права — важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности.
Под применением права следует понимать осуществляемую в спе
циально установленных законом формах государственно-властную,
организуЬщую деятельность компетентных органов по реализации
норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-право
вых актов (актов применения права). | • . i