Основные направления социально-экономичного развития Республики Беларусь в 90-х гг. XX -начала XXI ст
Рыночные реформы 1992-1994 гг., предпринятые руководством Беларуси, состояли в либерализации цен, введении механизма свободной конкуренции, разрешении аренды и индивидуальной трудовой деятельности, проведении приватизации — передачи предприятий из государственной в частную собственность. Начался процесс становления предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Однако стимулирования экономического развития не произошло. Наоборот, снизился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, уменьшился объем внешней торговли, сильно выросли цены на все виды товаров и услуг, резко снизились доходы населения. В 1994 г. ниже прожиточного минимума жили более 60 % населения республики.
В середине 1990-х гг. главной задачей стал вывод экономики республики из кризисного состояния. Руководство страны отказалось от методов «шоковой терапии» (программы радикальных экономических преобразований) и неуправляемой приватизации, чтобы исключить возможность создания крупного частного капитала. Государство отказалось от купли-продажи земли сельскохозяйственного предназначения. Было решено не разрушать сложившуюся систему колхозно-совхозного производства, а разрешить существование наряду с ней фермерских хозяйств. Был избран путь создания социально ориентированной рыночной экономики. В 1996 г. по указанию Президента была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. На / Всебелорусском собрании (октябрь 1996) были утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг.».
II Всебелорусское народное собрание (2001 г.) утвердило Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг. Главной задачей этой Программы стало повышение благосостояния населения республики. Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране (превышение смертности над рождаемостью), правительством разработана программа демографической безопасности, которая предусматривает материальную помощь многодетным семьям, улучшение медицинского обслуживания населения.
Важнейшими социально-экономическими проблемами в настоящее время являются: значительная доля устаревшего оборудования в промышленности, высокая энерго- и материалоемкость производства, недостаточный удельный вес наукоемкой продукции, все еще большое количество малорентабельных и убыточных предприятий, сложная экономическая и демографическая ситуация в сельской местности и малых городах, возрастание доли лиц пенсионного возраста и сокращение количества работающих. В числе угроз экономической безопасности страны ведущее место занимает постоянный и существенный рост цен на энергоносители, особенно на газ. Доля газа в производстве тепловой и электрической энергии в Беларуси составляет свыше 80 %.
III Всебелорусское народное собрание (2006 г.) приняло программу социально-экономического развития на 2006-2010 гг., в соответствии с которой предусматривается постепенный переход к постиндустриальному информационному обществу. В экономике проводятся преобразования, позволяющие развиваться разным формам собственности. В частном секторе Республики Беларусь в 2008 г. было занято 47,7 % населения. Сохраняется регулирующая роль государства в осуществлении рациональной структурной политики в промышленности и сельском хозяйстве. Приоритетное развитие получают высокотехнологичные наукоемкие отрасли. Основными направлениями социального развития являются: поддержка малоимущих слоев населения, мотивация повышения эффективности труда, развитие системы охраны здоровья, образования, науки, культуры. В целях обеспечения энергетической безопасности и ослабления зависимости от поставок энергоносителей разработан проект постройки в Гродненской области атомной электростанции, первый блок которой предполагается ввести в действие в 2015 г.
По предварительным данным переписи 2009 г. численность жителей Беларуси составила 9 млн 489 тыс. чел., что на 556 тыс. меньше, чем было в 1999 г.
Предусматривалась структурная перестройка экономики, создание рыночной инфраструктуры, повышение научно-технического потенциала, привлечение иностранных инвестиций, реформирование аграрного сектора. Особенностью белорусской модели экономики является высокая степень государственного регулирования, сохранение государственного управления отраслями экономики, сосуществование государственного и частного секторов экономики. Большое значение для реализации программ экономических реформ имеют экономические связи со странами СНГ и Россией.
Выполнение программы социально-экономического развития на 1996-2000 гг. позволило белорусской экономике преодолеть кризис и достичь уровня 1990 г. по производству промышленной продукций.