Меры косвенной поддержки: государственные вложения в развитие инфраструктуры
Ускоренное развитие обрабатывающей промышленности невозможно без полноценных материально-технических условий для функционирования предприятий. Обеспечение таких условий, то есть создание и поддержание инфраструктуры, – задача «государства развития», которая должна быть учтена государственным планом в первоочередном порядке. Это долгосрочные вложения, которые слишком затратны для частных субъектов рынка, но при этом необходимы для развития региональной экономики.
В настоящее время в Иркутской области запланирован ряд мер по обеспечению крупных предприятий, выступающих в качестве потенциальных «точек роста» в регионе, инфраструктурной поддержкой. Так, запланировано строительство следующих объектов транспортно-энергетической инфраструктуры для обеспечения функционирования перспективных предприятий и проектов:
· строительство железной дороги «Усть-Илимск – Непское калийное месторождение»;
· строительство ЛЭП «Усть-Илимск – Неп»;
· строительство ЛЭП «Пеледуй – Чертово Корыто – Сухой Лог – Мамакан»;
· строительство и реконструкция объектов в рамках проекта ОАО «РЖД» по повышению пропускной способности БАМ.
Справедливая налоговая система как ресурс для развития и инструмент стимулирования экономики
Основной задачей выстраивания налогово-бюджетной системы в Иркутской области является ее превращение в активный инструмент инвестиционной и промышленной политики. Более того, налогово-бюджетный инструментарий должен быть четко встроен в общий государственный план социально-экономического развития.
В частности, в соответствии с моделью «государства развития» бюджетные инвестиции и льготные налоговые режимы должны быть связаны с конкретными «точками роста». В 2016 году руководство Иркутской области провело системную работу по взаимодействию с крупнейшими налогоплательщиками региона, в том числе в рамках партнерства по соглашениям о социально-экономическом сотрудничестве. В итоге в 2016 году бюджет региона стал лучшим по доходам за всю историю Иркутской области. Он был профицитным, а поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Иркутской области на 23% превысили соответствующие поступления в 2015 году:
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Иркутской области (в млрд рублей)
По темпу роста налоговых и неналоговых доходов Иркутская область заняла 7 место среди субъектов РФ и стала лидером в СФО.
Налоговые доходы консолидированного бюджета Иркутской области в 2016 году превысили налоговые доходы предыдущего года на 23,8 млн рублей, главным образом за счет налога на прибыль:
Налоговые доходы консолидированного бюджета Иркутской области (в млрд рублей)