Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 020700 - История.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________________________
«Утверждаю»
Заместитель Министра
________________ В.Д. Шадриков.
«_17__» _ марта________ 2000 г.
Номер государственной регистрации
_______________________________
.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Cпециальность 030401.65 - История
Квалификации - Историк, преподаватель истории
Вводится с момента утверждения.
Москва - 2000 г.
Общая характеристика специальности 020700 - История.
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686.
1.2. Квалификация выпускника - историк, преподавательистории. Нормативный срок освоения образовательной программы подготовки 5 лет по специальности 020 700 «История».
Квалификационная характеристика выпускника по специальности 020700 - История.
Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:
· образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);
· научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, НИИ, библиотеках, архивах, музеях);
· культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);
· экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);
· организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.
Возможности продолжения образования выпускника по специальности 020700 - История.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020700 - История, должен быть подготовлен:
· к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;
· к обучению в магистратуре и аспирантуре.
Требования к уровню подготовленности абитуриента.
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования , или высшем профессиональном образовании.
Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 020700 - История.
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускника должно обеспечивать его подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы выпускника по специальности 020700 - История.
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
3 | ||
1 ГСЭ. | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1800 часов |
ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент | |
ГСЭ.Ф.01 | Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 400 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.) Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном , официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное общение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. | 800 часов |
ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. | 408 часов |
ГСЭ.Ф.03 | Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-х - 80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз а 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. | (см. п.6.1.2) |
ГСЭ.Ф.04 | Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социолизация. | |
ГСЭ.Ф.05 | Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. | |
ГСЭ.Ф.06 | Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные нарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. | |
2 ГСЭ.Ф.07 | Психология и педагогика Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психики. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. | |
ГСЭ.Ф.08 | Русский язык и культура речи Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. | |
ГСЭ.Ф.09 | Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. | |
ГСЭ.Ф.10 | Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. | |
ГСЭ.Ф.11 | Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ,экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Распределение и доходы. Преобразования а социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. | |
ГСЭ.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | до 15% общего объема цикла |
ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 320 часов |
ЕН.00 | Общие математические и естественнонаучные дисциплины | 300 часов |
ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | |
ЕН.Ф.01 | Математика и информатика: основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации | |
ЕН.Ф.02 | Концепции современного естествознания: естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история науки; | |
ЕН.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | до 10% общего объема цикла |
ЕН.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 100 часов |
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 5 346 часов |
ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | не менее 80% от общего объема |
3 ОПД.Ф.01 | Всеобщая история. (История мировых цивилизаций): Понятие «первобытное общество»; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим. Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности. | |
ОПД.Ф.02 | История России: История России в системе мировой истории; характерные черты исторического процесса в России; этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы. Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия, становление гражданского общества. | |
ОПД.Ф.03 | Источниковедение: Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками. | |
ОПД.Ф.04 | История исторической науки. Историография: Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений. | |
ОПД.Ф.05 | История мировой и отечественной культуры: Понятие об основных культурно-исторических эпохах; культура Древнего Востока; культура Древней Греции и Древнего Рима; культура средневековой Европы; культура Византии; культура Древней Руси; европейская культура эпохи Возрождения; европейская культура Нового времени; основные этапы истории культуры России; проблемы культуры ХХ в. | |
ОПД.Ф.06 | История мировых религий: религия как феномен культуры; ранние формы религиозного сознания; история индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма; христианство и его роль в мировой истории; основные христианские конфессии; история православия в Византии и России; история ислама и исламской культуры; современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм. | |
ОПД.Ф.07 | Археология: Способы существования человека в различной экологической среде, материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения, общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров от эпохи палеолита до раннего средневековья. | |
ОПД.Ф.08 | Этнология: Наука о народах-этносах; этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей; принципы классификации народов мира; проблемы этногенеза и основные этапы этнической истории; этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития | |
ОПД.Ф.09 | Вспомогательные исторические дисциплины : Классификация вспомогательных исторических дисциплин в соответствии с классификацией исторических источников и структурой источниковедческой критики; методы исторической географии, палеографии, кодикологии, хронологии, метрологии, нумизматики, сфрагистики, геральдике, генеалогии и др. | |
ОПД.Ф.10 | История регионов мира: (одна или две дисциплины определяются вузами) | |
ОПД.Ф.11 | История регионов и народов России: (Выбор курсов осуществляется вузами в соответствии с региональной спецификой. Курсы призваны дать представление студентам об общем и особенном в развитии российской цивилизации, вкладе различных регионов и народов в решение общегосударственных проблем, их культурно-историческом и этническом своеобразии). | |
ОПД.Ф.12 | Теория и методология истории: Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания, принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач. | |
ОПД.Ф.13 | Классические языки: Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; история их становления и развития, значение для современной языковой культуры; лексические [*] и грамматические основы. | |
ОПД.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 500 часов |
ОПД.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 320 часов |
4 ДС.00 | Дисциплины специализации, устанавливаемые вузом | 878 часов |
ФД.00 | Факультативные дисциплины | 150 часов |
ФТД.01 | Военная подготовка и гражданская оборона | 400 часов |
Общая продолжительность теоретического обучения | 8 262 часов | |
П.00 | Практики. | |
П.01 | Археологическая или этнологическая | 4 недели |
П.02 | Архивная | 4 недели |
П. 03 | Музейная, музейно-экскурсионная или научно-библиографическая | 4 недели |
П.04 | .Педагогическая практика | 5 недель |
П.05 | Преддипломная практика | 12 недель |
ГА.00 | Государственная итоговая квалификационная аттестация | 4 недели |
Примечания:
1.Вуз ( факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала как для циклов дисциплин, так и для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 20% без повышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплин.
1.2.Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин (кроме иностранного языка), общих математических и
естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема часов данного цикла и
реализации минимума содержания дисциплин.
1.3.Осуществлять преподавание общих гуманитарных дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим
региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-
исследовательские предпочтения преподавателей, которые обеспечили бы квалифицированное
освещение тематики дисциплин.
1.4.Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2),
входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих
математических и естественно-научных дисциплин, в зависимости от профиля данного
направления.
2.Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными
3.Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и для изучения студентами, выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
4.Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.
5.Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно п.5 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации «Высшее образование. Общие требования». Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации специалиста должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.