Виды социальных общностей.
Все многообразие общностей можно разделить на два вида:
- групповые общности (коллективы, организации, которые даже могут состоять всего из двух человек);
- массовые общности.
Массовые социальные общности бывают такие:
1. Этнические общности (племена, народы).
2. Социально-территориальные общности (близкие по проживанию в одном районе/регионе).
3. Социальные классы и слои (сословия, прослойки).
4. Масса (стихийное образование с неформальной целью).
5. Толпа (масса, выработавшая цель, получившая представителя – лидера) бывает четырех видов:
o случайная (пассажиры в автобусе);
o конвенциональная (с заранее поставленной целью – зрители в кинотеатре);
o экспрессивная (выражение чувств и эмоций – фестивали, гуляния);
o активная (может быть любой из предыдущих видов, если он перейдет от наблюдения/созерцания к активным действиям.
Вопрос
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СЛОЖИВШЕГОСЯ: ЗРЕЛОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Гражданское общество - это союз людей, проживающих на определенной территории, объединенных системой общественных отношений, которые служат реализации их общих и частных интересов, охраняемых и защищаемых государством.
Сущность человеческого общества состоит в том, что оно представляет собой не простую совокупность индивидов, а именно систему общественных отношений, объединяющих людей в единый социальный организм. "Общественные отношения" - категория конкретно-историческая, изменчивая, имеющая свои качественные и количественные параметры (например, в бывшем СССР коммерческое посредничество, частнопредпринимательская деятельность квалифицировались как преступления).
Субъектами этих отношений, т.е. субъектами социального общения, являются люди, наделенные сознанием и волей, имеющие общие и частные интересы; объединения людей (на семейной, сословной, этнической, национальной и т.д. основе); государство и др.
По видам (сферам жизни общества) различают экономические, социальные, религиозные, политические и т. д. общественные отношения.
Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массовидного характера, а стержнем гражданских отношений выступают персонифицированные отношения собственности. Чем большее число людей втянуто в эти отношения и являются собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. Показателем этого является удельный вес «среднего класса» в социальной структуре (по оценкам экспертам, его доля должна составлять до 60% населения). Гражданское общество у различных народов может существенно различаться, поскольку основу его составляют культурные традиции и особенности религиозного мировоззрения. Одним словом, западная модель гражданского общества, основанная на индивидуализме и морали успеха, не может считаться единственно правильной. Основной принцип западного гражданского общества: «не человек для общества, а общество для человека» справедливо критикуется за агрессивный антропоцентризм, невнимание к коллективным ценностям. Гражданское общество призвано не только защищать индивидуальные интересы, но открывать способы достижения единых коллективных целей, гармонизации единых целей.
ВОПРОС
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Гражданское общество и государство тесно взаимосвязаны, хотя характер их взаимосвязи, как показывает история, весьма сложен. Не всегда удается сохранить равновесие между государством и гражданским обществом. Современная политическая наука делит существующие общественные системы с точки зрения соотношения в них государства и гражданского общества на два основных типа, между которыми имеется, конечно, ряд промежуточных форм.
Первый тип - недемократический, тоталитарный. Он характеризуется полным преобладанием государства над гражданским обществом. Политическая система проникает во все сферы общества, централизованно управляет экономикой, культурой на разных уровнях, в том числе и региональном, местном. Гражданское общество вытеснено на периферию. И как следствие ограничения прав и свобод граждан складывается теневая экономика, растет влияние мафиозных структур, в духовной области возникает феномен «диссидентства», «подпольной» литературы, искусства. Юридическая сфера остается неразвитой, всесильные чиновники обладают неограниченным правом казнить и миловать.
Второй тип - демократический - противоположен первому. Роль государства, политической системы ограничена, гражданское общество играет значительную роль. Экономика в такой общественной системе основывается на разнообразных формах собственности. Существует многопартийная система, многочисленные объединения производителей и потребителей. В культурной жизни господствуют принципы терпимости, плюрализма. Созданы условия для свободной конкуренции в хозяйственной и культурной сферах.
В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, они взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. С другой стороны, частные интересы отдельных индивидов и социальных групп сталкиваются, и их реализация не может быть осуществлена без вмешательства государства. Если гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной властью, то государство призвано противодействовать дезинтеграции общества, хаосу и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.
Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. И лишь в Новое время, в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка вводится понятие «гражданское общество» для отражения исторического развития человеческого общества, обоснования свободы личности, ограничения деятельности государства. Большой вклад в разработку проблемы гражданского общества внесли Гегель и К. Маркс.
ВОПРОС 34
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Гражданское общество - это союз людей, проживающих на определенной территории, объединенных системой общественных отношений, которые служат реализации их общих и частных интересов, охраняемых и защищаемых государством.
Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.
Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства.
ВОПРОС
ДЕМОГРАФИЯ. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Демография - это наука о закономерностях развития и воспроизводства населения в тесной взаимосвязи с экономическими и социальными факторами в конкретных условиях места и времени.
Объект изучения демографии - население, т.е. совокупность людей, проживающих на определенной территории (страны, ее регионов, континента, земного шара в целом). Особенности населения следующие:
• человеческая популяция в процессе смены поколений самовозобновляется;
• материальная основа этого процесса - общественное производство и потребление созданных населением благ и услуг;
• развитие человеческой популяции происходит путем самовозобновляемости различных структур населения (трудовой, воспроизводственной, этнической, семейной и др.);
• развитию населения способствуют изменения в его размещении по территории, т.е. как сохранение традиционно сложившихся тысячелетиями мест обитания человечества, так и освоение новых земель, продвижение к полярным областям земного шара.
Предметом изучения демографии служат закономерности и социально-экономическая обусловленность динамики численности населения (рождаемости, смертности, брачности, прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, изменений структуры населения) с целью выработать и обосновать гипотезы и теории относительно населения на определенном этапе общественного развития, построить демографические прогнозы.
Развитие населения связано с различными формами его движения, что означает изменение тех или иных количественных и качественных характеристик, связанных с его переходом из одного качественного состояния в другое. Существуют три формы движения:
• естественное, отражающее изменения, происходящие в населении в связи с рождениями, смертями, браками и разводами;
• миграционное, или механическое, связанное с передвижением населения но территории и переменой места жительства;
• социальное (понятие введено в конце XIX в.), связанное с социальной мобильностью населения и отражающее изменения социального, экономического, образ вательного, профессионального, квалификационного состава населения.
Слово демография в переводе с греческого означает «народ» и «пишу» – народоописание.
В настоящее время сложились два подхода к трактовке науки демографии. В узком смысле демография трактуется как статистика населения и изучает численный состав населения, деление его на возрастные и половые группы, а также направления изменения этого состава из—за рождаемости, смертности, изменение продолжительности жизни.
Второй подход включает изучение тех социальных факторов, которые влияют на народонаселение, его численность и качественный состав и динамику.
Социально—демографическая структура общества включает в себя совокупность взаимодействующих групп, выделяемых по признаку пола, возраста, генетических признаков, этнической или расовой принадлежности и месту проживания (город – село).
Половая структура общества позволяет увидеть численное соотношение мужчин и женщин в обществе. Половая структура оказывает существенное влияние на семейно—брачные отношения, рождаемость населения.
При исследовании возрастного состава населения обычно исходят из выделения таких возрастных групп: дети (от рождения до 14 лет); молодые люди (14–30 лет); люди зрелого возраста (30–6о лет), старики (люди старше 60 лет).
По генетическому признаку (признаку здоровья) также обычно выделяют четыре группы населения: абсолютно здоровые люди, относительно здоровые, относительно больные и нетрудоспособные люди (инвалиды).
Выделение демографической структуры – это статистическое представление об обществе. Динамическую сторону позволяют изучать демографические изменения – рождаемость, смертность, расселение, миграции.
Общество может быть охарактеризовано с точки зрения его поселенческой структуры. Под поселенческими общностями понимается совокупность людей, имеющих постоянное место жительства, зависимых друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих совместную деятельность с целью удовлетворения социальных потребностей. Общности как социальные образования имеют длительную историю. Это и формирование общностей кочевников, оседлых сельскохозяйственных общностей, охотников и собирателей. На определенном этапе истории стали развиваться городские поселения. Процесс роста численности городов и городского населения получил название «урбанизации». Ныне считается, что апогей городской цивилизации позади и наступил кризис города как формы поселения.
Демографические характеристики сказываются на развитии общества, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию.
Вопрос 36
семья как институт общества
Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт культуры проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. В связи с этим ученые выделяют ряд типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеют право иметь нескольких жен или мужей. (В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт культуры возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Основная, первая функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая—поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи,
в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Вопрос 37
Состояние и тенденции развития социальной структуры российского общества
Социальная структура как совокупность различных объективно существующих общностей и групп и взаимоотношений между ними по мере развития человеческого общества претерпевает качественные изменения. Несмотря на противоречивость данного процесса, в целом это проявляется во все более усиливающихся взаимоотношениях социального равенства и социальной справедливости между группами и общностями людей. Для примера достаточно сравнить хотя бы положение и отношения между рабами и рабовладельцами, феодалами и крестьянами, буржуазией и рабочим классом. Гуманизация, очеловечивание взаимоотношений между классами, группами и общностями людей, усиление социального равенства между ними в политической, а затем и в других сферах является глобальной тенденцией развития социальной структуры и человеческого общества в целом. Данная тенденция включает в себя как бы две составляющие, органично связанные между собой: интеграцию и дифференциацию. Социальная интеграция в широком смысле означает процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления, тенденцию (закономерность) к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей в отличие от социальной дифференциации. Следует подчеркнуть, что процесс социальной интеграции в целом положительно сказывается на степени социальной защищенности населения. Социальная дифференциация противоположна интеграции. Степень социальной дифференциации оказывает влияние на положение и взаимоотношения, в частности, различных социальных групп, слоев, общностей, стабильность в обществе, определяет остроту социальных проблем и актуальность социальной защиты населения.
С этими тенденциями связан и процесс, получивший название социальной мобильности, вертикальной или горизонтальной. Она означает изменение, социальное перемещение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя, группы, класса в другой («вверх» или «вниз») или в пределах одного и того же слоя, группы.
Взаимосвязь двух этих тенденций проявляется, в частности, в том, что на определенных этапах (скажем, в условиях нормального или кризисного развития общества) преобладает одна из них. Это в полной мере относится и к современному состоянию российского общества.
В 1990-е гг. и начале XXI в. в России наблюдается противоположный (в целом) процесс, характерный для советской эпохи. В результате принятых законов (приватизация, ваучеризация, купля-продажа недвижимого имущества, в том числе разрешенная продажа земли) возродился мощный частный сектор, класс предпринимателей, фермеров, банкиров, владеющих огромными денежными, производственными и другими средствами (фондами). Значительно сократился государственный сектор.
Если до конца 1980-х гг. для нашей страны было характерно сближение классов и социальных групп по многим показателям, то сейчас наблюдается резкая дифференциация как внутри общества в целом, так и в отдельных социальных и общественных (социально-демографических и др.) группах.
Для современной социальной структуры России характерно наличие значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных с производством. Активизируется процесс расслоения населения на сверхбогатых и сверхбедных. По данным Д. Львова, 1,5 % населения России располагают 56 % национального богатства страны. Это прежде всего так называемые олигархи, владельцы крупнейших нефтяных, газовых и других объединений, некоторые представители правящего режима, коррупционеры, нажившиеся за счет государственной общественной собственности. Сверхбедные и бедные составляют до 60— 70 % населения, а «средний» класс — не более 16—18 % (в странах Запада — до 70 %).
Тенденция усиления социальной дифференциации в нашей стране проявляется также в разнице доходов групп населения. По международным стандартам (доходы 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) она не должна превышать 4—5 раз (что было и в Советском Союзе). Ныне в России (по разным источникам) она составляет от 20 до 50 раз.
Значительно изменилось положение трудовых классов (рабочих, крестьян), других слоев российского общества. Так, многие тысячи и миллионы людей, ранее профессионально занимавшиеся квалифицированным умственным трудом, ныне не имеют такой возможности: в лучшем случае вынуждены заниматься несложным умственным трудом, физическим трудом низкой квалификации или становятся мелкими торговцами. Немалая часть интеллигенции является безработной.
Происходит нерациональное изменение состава интеллигенции, в целом работников умственного труда в пользу тех, кто занимается непроизводственным трудом (имеется в виду уменьшение их численности в материальном производстве в силу кризиса в промышленности и в сельском хозяйстве).
ВОПРОС
Социальное состояние и социальная справедливость
Социальное положение (социальный статус, место в обществе) – называется место, которое занимает человек внутри какого-либо сообщества людей.
Каждое место в обществе подчиняется своим законам, сопровождается обязанностями и предоставляет некоторые надежды на будущее, и поэтому обязывает людей к определённому типу поведению в каждом конкретном месте.
Каждый человек может иметь одновременно множество мест в обществе: быть отцом, мужем, депутатом или матерью, женой, врачом.
Социологи обычно различают место в обществе на предначертанное — данное по рождению или приобретённое в течение жизни помимо воли человека – такие как: раса, национальность, пол, наследник престола и завоёванное – которое человек взял по своему собственному желанию в результате личных усилий и возможностей.
В повседневной жизни большинство мест в обществе являются сочетанием предначертанного и завоёванного.
Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он верно улавливает требования рынка. Это создаёт сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества.
В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает её экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие - как наёмные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, ав-томатически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.
Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определённом этапе её развития определяются фактическим состоянием экономики.
Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.
Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения - необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.
Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.
Социальное равенство - это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности.
ВОПРОС
Социальная группа. Первичные и вторичные группы
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».
Подсоциальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.
Выделяют следующиеразновидности социальных групп:
Первичной группой, по определению Ч. Кули,является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности(семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа— это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
ВОПРОС
Малая группа
Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.
При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы.
Отличительные признаки малой группы:
§ Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.
§ Наличие постоянной цели совместной деятельности.
§ Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.
§ Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
§ Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
§ Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.