Кузница” — первое творческое объединение профессиональных “пролетарских” писателей. Среди организаторов “Кузницы” — ведущие сотрудники пролеткультовского журнала “Гудки”.
В мае 1920 года объединение, насчитывавшее уже 150 писателей, начало издавать журнал “Кузница”. Во главе “Кузницы” было выборное правление. И. Филипченко — председатель, Н. Ляшко — заместитель председателя. В правлении — С. Обрадович, С. Родов, Н. Полетаев, М. Герасимов, В. Казин, В. Александровский, В. Кириллов. В августе 1921 года журнал “Кузница”, первоначально задуманный как издание учебного характера, был объявлен центральным органом Союза пролетарских писателей, однако вышло всего два номера.
В 1924—1925 годах “Кузница” выпускала в Москве двухмесячный “Рабочий журнал”, в конце 1920-х годов — “Журнал для всех”, журнал “Пролетарский авангард”. В 1928 году “Кузница” на правах самостоятельного члена вошла во Всесоюзное объединение ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП).
Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным литературным направлениям и школам — символизму, футуризму, акмеизму, имажинизму. Участники “Кузницы” в своих манифестах объявляли примат классовой, пролетарской литературы, отход в поэзии от “буржуазного” содержания, сжатого формальными рамками стиха, к точному выражению пролетарского духа. Художник-пролетарий объявлялся медиумом своего класса. Риторика выступлений “Кузницы” была весьма идеологизированной, зачастую наивной, но вместе с тем в произведениях объединения присутствовали формальные приемы, во многом заимствованные у символистов и футуристов.
Мы все возьмем, мы все познаем.
Пронижем глубину до дна.
Как золотым цветущим маем
Душа весенняя пьяна.
(М. Герасимов. “Мы”)
В 20-е годы это было популярное объединение пролетарских и крестьянских писателей.
27.Поэзия и проза «сатириконцев» (на примере творчества одного из представителей – по выбору).
Расцвет русской сатирической литературы и журналистики падает на годы первой революции и эпоху 1910-х годов, когда сатирическая литература, по слову В. Короленко, превратилась в политическую.
С 1904 по 1906 г. в России вышло несколько сотен сатирических журналов и листков, которые издавались в столице и провинции невиданными до того времени тиражами. Их особенностью стали политическая злободневность, публицистичность, следование за конкретным фактом общественной жизни, а в области поэтики –широкое использование сатирического символа (особенно в графике). Основным направлением сатиры тех лет была борьба за свободу против всяческой реакции – политической и духовной.
Бурно развивалась сатирическая графика, в журналах участвовали такие известные художники, как И. Грабарь, М. Добужинский, С. Иванов, Б. Кустодиев, Е. Лансере, К. Сомов, В. Серов, И. Бродский, С. Чехонин.
О БРОДСКОМ
28.Истоки и периодизация творчества С. Есенина, новаторство в области стиха.
29.Концепция слова-образа в творчестве С. Есенина (анализ трактата «Ключи Марии»). Есенин и имажинизм.
Ключи Марии. М., изд-во «Московской трудовой артели художников слова», 1920 (на обороте титула — 1919 год).
«Ключи Марии» — основное теоретическое произведение Есенина, работа о творчестве в целом и словесном искусстве в частности. С. М. Городецкий вспоминал: «Из всех бесед, которые у меня были с ним ‹Есениным› в то время, из настойчивых напоминаний — «Прочитай „Ключи Марии“» — у меня сложилось твердое мнение, что эту книгу он любил и считал для себя важной»
В литературе о поэте нет единого мнения о жанре «Ключей Марии». Подзаголовки эти в разных рекламах и объявлениях не всегда совпадают. Известно четыре варианта подзаголовка этой книги:
· „Мысли о творчестве“,
· „Теория“,
· „Теория имажинизма“
· „Статьи“»
Сам Есенин, по словам И. В. Грузинова, считал «Ключи Марии» теоретической работой: «В В В том же ‹1920› году, после выхода в свет „Ключей Марии“, в кафе „Домино“ он ‹Есенин› спрашивает: хорошо ли написана им теория искусства? Нравятся ли „Ключи Марии“?»
В этой книге он попытался оформить и осознать свои литературные искания и идеи. Трактат состоит из трех частей. Первая содержит размышления поэта о национальном орнаменте и восхождении орнаментальной сущности к единому древу Познания. Во второй части Есенин объясняет значение предметов-символов, формулирует свое понимание Слова и Знака, в том числе и национального алфавита. В третьей части говорится уже о сути и существе творчества. Трактат завершается размышлениями о нашем общем сосуществовании в “храме вечности”.
Есенин определенно говорит, что поэт должен искать образы, которые соединяли бы его с каким-то незримым миром. Одним словом, в этой книге он подходит вплотную ко всем идеям дореволюционного Петербурга.
Эти идеи были восприняты Есениным прежде всего из личного общения с Блоком, Клюевым, Андреем Белым, Ивановым-Разумником и другими современниками. Без сомнения, Есенин обращался также к соответствующим литературным источникам, Излагая в своем произведении самобытную концепцию образного слова, поэт продемонстрировал обширные познания в мифологии, искусствоведении и эстетике. Бессилию футуризма Есенин противопоставил силу символизма с его окнами в вечность, с его мыслимыми подобиями, с его сопоставлениями. Этот символизм Есенин пытается связать с древней народной символикой, с узорами, орнаментами, с мифотворчеством народа-Садко. ‹...›
Имажини́зм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.