Уголовная ответственность военных преступников
Уголовную ответственность военных преступников предусматривают: Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., Устав Международного трибунала по Югославии 1993 г. и Устав Международного трибунала по Руанде 1994 г.
Устав МВТ к международным преступлениям, влекущим уголовную ответственность физических лиц, относит следующие преступления:
а) преступления против мира:планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров;
б) военные преступления:убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников, бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или уничтожение общественной или частной собственности и др.;
в) преступления против человечности:убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступлений или в связи с любыми преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (ст. 6 Устава МВТ).
В этой же статье указывается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники упомянутых преступлений несут ответственность за все действия, совершенные любым лицом с целью осуществления вышеперечисленных преступлений. При этом "должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания" (ст. 7). Равным образом, "тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия" (ст. 8).
Ответственность за агрессию и связанные с ней преступления для физических лиц наступает в виде уголовной ответственности, реализуемой или международными военными трибуналами, создаваемыми заинтересованными государствами, или национальными судами жертв агрессии. Так, в 1946 и в 1948 гг. международными военными трибуналами в Нюрнберге и Токио были осуждены главные немецкие и японские военные преступники, из которых 19 были приговорены к смертной казни и 25 - к различным срокам тюремного заключения. Военными трибуналами СССР, США, Англии и Франции во время войны и после нее неоднократно проводились процессы над военными преступниками и предателями, виновными в массовом уничтожении граждан и военнопленных стран антигитлеровской и антияпонской коалиции.
Положения Устава МВТ были дополнены Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Протоколы исходят из недопустимости и преступности приказа, направленного на нарушение Женевских конвенций 1949 г. и Протоколов 1977 г. Лицо, издавшее такой приказ, и лицо, выполнившее его, совершают военное преступление и подлежат наказанию в уголовном порядке. Протоколы возложили обязательство на воюющие государства требовать от командиров своих вооруженных сил, чтобы они сами не нарушали положения Женевских конвенций, а в случае необходимости пресекали эти нарушения и уведомляли о таких действиях свои компетентные власти.
Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. предусматривает наказания не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также лиц, пытающихся совершить такие действия и принимающих соучастие в таких действиях. Конвенция обязывает государство - участника Конвенции или наказать такое лицо, или выдать его государству, обратившемуся к участнику Конвенции с требованием о выдаче преступника.
В 1976 г. в Луанде (Ангола) были осуждены наемники из США и Англии; в 1993 г. азербайджанским военным трибуналом были признаны наемниками и осуждены пять российских граждан (впоследствии помилованы Президентом Азербайджана); в бывшей Югославии в 1995 г. воевали наемники из различных стран, в том числе и из России. В Чечне на стороне чеченской вооруженной оппозиции принимали участие наемники из Афганистана и некоторых других стран.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрена строгая ответственность за военные преступления. Вместе с тем уже давно пора разработать и принять закон, содержащий понятие "преступный приказ" и уголовную ответственность за его отдание и исполнение, а также необходимо отменить упомянутые бесчеловечные оговорки по ст. 10 и 11 Женевских конвенций 1949 г.
Международное сообщество, обеспокоенное ростом массовых преступлений во время так называемых "этнических чисток" (а по существу, геноцида) в различных районах мира, особенно в Югославии, приняло решение о создании специального судебного органа - Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за массовый геноцид на территории бывшей Югославии.
В октябре 1992 г. Совет Безопасности ООН по инициативе ООН учредил Комиссию по расследованию преступлений в бывшей Югославии, в феврале 1993 г. принял решение об учреждении Международного трибунала, а в мае 1993 г. при поддержке представителя России официально утвердил его создание.
Генеральная Ассамблея ООН 15-17 сентября 1993 г. избрала 11 членов Международного трибунала (от Австралии, Египта, Италии, Китая, Малайзии, Нигерии, Пакистана, США) и главного обвинителя (генерального прокурора Венесуэлы), выделив для первого года деятельности Трибунала 31,2 млн. долл. 17 ноября 1993 г. в Гааге во Дворце Мира состоялось первое учредительное заседание Международного трибунала, деятельность которого, как предполагается, выйдет за рамки только одной Югославии. В 1996 г. были выданы ордера на арест боснийских лидеров Караджича и Младича.
8 ноября 1994 г. Совет Безопасности ООН принял решение об учреждении Международного трибунала по Руанде для судебного преследования лиц, совершивших преступления в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.
В Уставе Международного трибунала по Югославии к серьезным нарушениям Женевских конвенций 1949 г. отнесены: умышленное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; взятие гражданских лиц в качестве заложников (ст. 2).
К нарушениям законов или обычаев войны отнесены (перечень не является исчерпывающим): применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью; нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников и художественных и научных произведений; разграбление общественной или частной собственности (ст. 3).
Понятие "геноцид" совпадает с аналогичным понятием, определенным в Конвенции о предупреждении преступления, геноцида и наказании за него 1948 г. (ст. 4).
К преступлениям против человечности отнесены: убийства; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилования; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам; другие бесчеловечные акты (ст. 5).
В Уставе международного трибунала по Руанде при совпадении определений геноцида и преступлений против человечности с определениями по Уставу международного трибунала по Югославии в отдельную статью выделены нарушения ст. 3, общей для Женевских конвенций и Дополнительного протокола II. К таким нарушениям отнесены: посягательство на жизнь, здоровье и физическое или психическое благополучие лиц, в частности убийство, а также жестокое обращение, как, например, пытки, увечья или любые формы телесного наказания; коллективные наказания; взятие заложников; акты терроризма; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее достоинство обращение, изнасилование, принудительная проституция и любые формы непристойного нападения; мародерство; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями; угрозы совершения любого из вышеперечисленных деяний (перечень не исчерпывающий) (ст. 4).
Практически все страны мира согласились с тем, что срок давности на должен применяться к военным преступлениям и преступлениям против человечества, расширив перечень преступных деяний включением в него преступлений геноцида и апартеида.
26 ноября 1968 г. была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. В ней говорится, что "никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:
а) военные преступления, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала.., а также, в частности, серьезные нарушения, перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.;
в) преступления против человечества независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Нюрнбергского Международного военного трибунала... изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены" (ст. 1).
При этом наказанию подлежат представители государственной власти и частные лица, как соисполнители и соучастники, так и подстрекатели, независимо от степени завершенности преступлений. На военных преступников право убежища не распространяется.
США и другие члены НАТО, развязав агрессию против Югославии, совершили преступление против мира(планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров: Пакта Бриана - Келлога 1928 г., Устава ООН, Североатлантического договора 1949 г.), а также военные преступления(нападение и уничтожение гражданских объектов, домов мирных жителей, средств и объектов жизнеобеспечения населения, объектов, содержащих угрозу массового уничтожения населения (гидроэлектростанции, химические предприятия, нефтехранилища и др.), поездов и автобусов).
Президент США Б. Клинтон, государственный секретарь М. Олбрайт, министр обороны США У. Коэн, Генеральный секретарь НАТО X. Солана, Верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе У. Кларк совершили преступления, предусмотренные Уставом Международного военного трибунала, за которые главные военные преступники Германии и Японии были осуждены и повешены. Все эти лица должны предстать перед Международным трибуналом по Югославии с учетом положений Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. независимо от виновности или невиновности Президента Югославии С. Милошевича. Другие руководители стран НАТО являются соучастниками коллективной агрессии против Югославии.
Как показала международная практика государств и многочисленные локальные войны и межэтнические конфликты, международное право в период вооруженных конфликтов и поныне сохраняет свою актуальность и нуждается в постоянной корректировке и развитии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое театр войны и кто такие участники войны?
2. На какие объекты запрещается нападать?
3. Перечислите запрещенные средства и методы ведения войны.
4. Что такое нейтралитет? Каковы права и обязанности нейтральных государств в войне?
5. Какие существуют виды перемирия и капитуляций?
6. Что вы знаете о Международных трибуналах по Югославии и Руанде?
ЛИТЕРАТУРА
Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.
Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.
Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.
Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.
Coates A.J. The Ethics of war. Manchester / New York, 1997.