Ис. гл. 6. Призвание Исаии к пророческому служению

Ст. 1-4: В год смерти царя Озии, т.е. примерно в 740 г. до

Р.X., Исаия видел видение в храме Иерусалимском, во время которого был призван к пророческому служению. Он видел Господа Саваофа, сидящего в славе на высоком престоле, окруженного Серафимами, взывающими: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его". Господь "Саваоф" -евр. (цебаот) - озн. - Господь воинств. Кого же видел Исаия? По словам самого пророка, он видел Господа Саваофа (стт. 1-5), между тем, по свидетельству св. ев. Иоанна, он видел славу Сына Божия (Ин. 12, 41), а по апостолу Павлу, слышал Святаго Духа (Деян. 28, 25). Таким образом Исаия "видел" Триипостасного Бога, на что прикровенно указывало и тройственное славословие Серафимов: "свят, свят, свят".

Стт. 5-7. Созерцая величие Господа, на Которого не дерзали взирать даже Серафимы, закрывавшие лица свои, Исаия почувствовал свою греховность и смиренно выразил сознание своего недостоинства: "Горе мне! Погиб я! - возопил он, ибо я человек с нечистыми устами, и глаза мои видели царя, Господа Саваофа". Тогда в ответ на исповедание им своей греховности, один из Серафимов, по повелению Божию, взял клещами горящий уголь с жертвенника, прикоснулся им к устам Исаии и сказал: "се прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твои очистит". Горящий угль здесь явился символом очищающей грехи благодати Божией.

Ст. 8-13. После того, как Исаия получил очищение своих грехов, он услышал голос вопрошающего Господа, призывающего к высокому пророческому служению: "кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" (слав. "кого пошлю и кто пойдет к людям сим?"). Очищенный благодатью Божией, Исаия почувствовал в себе силу и сам изъявил желание и готовность быть глашатаем воли Божией: "вот я, пошли меня" - сказал он.

Тогда Господь послал Исаию на проповедь к иудеям и вместе с тем предупредил, что они не примут его проповеди по причине своего крайнего нравственного огрубления и духовного ослепления: "Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их". Выслушав это, пророк в недоумении спросил, долго ли будет продолжаться это ожесточение и ослепление, на что получил ответ: до тех пор, пока люди не перенесут наказания Божия за грех, и лишь по милости Божией среди них останется "семя", которое будет способно дать жизнь новым, очищенным через скорби, поколениям.

Содержание этих стихов (9-10) имеет отношение не только к современникам Исаии, но согласно новозаветному объяснению, и к их отдаленным потомкам - современникам Иисуса Христа, которые своим ожесточением и духовным ослеплением превзошли иудеев времен Исаии. В таком именно смысле истолковывали эти строки Сам Иисус Христос (Мф. 13, 14) и св. ев. Иоанн:

"Сколько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него" - пишет он и далее приводит слова Ис. 6, 9-10 как пророчество, исполнившееся на современниках Христа (Ин. 12, 37).

6 глава читается в качестве паремии на праздник Сретения Господня (15/II).

Стих 3 - слова Серафимской песни - троекратное "свят, свят, свят, Господь Саваоф" - послужили основанием трисвятой песни, употребляемой в Православной Церкви за богослужением и в частной молитве верующих. Эти же слова постоянно воспеваются на Божественной литургии во время евхаристического канона.

Стих 7 - слова Серафима, прикоснувшегося горящим углем к устам пророка: "Се прикоснуся сие устнам твоим и отымет беззакония твоя и грехи твои очистит" - произносятся священнослужителями при целовании Св. Чаши после причащения.

Наши рекомендации