Перечень практико-ориентированных (практических) заданий к экзамену
(согласно матрице компетенции «УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции»)
- На основе изучения «Русской Правды» охарактеризуйте общественно-политический строй в Древнерусском государстве. Проанализируйте, какие нормы уголовного, наследственного, процессуального права содержатся в «Русской Правде».
- На основе «Русской Правды», Судебника 1497 г, Судебника 1550 г. и Соборного Уложения 1649 г. определите этапы закрепощения крестьян (складывания крепостного права) в России.
- Прочитайте письмо князя А.М. Курбского (документ №66 в практикуме «Отечественная история. Практикум. Ч.1. (IX-XVIII вв.)» / Сост. А.А. Халин, Е.А. Акимова, Е.В. Кайнова, А.В. Киселева. Н.Новгород: ВВАГС, 2010. Проанализируйте,в каких ощибках (или преступлениях) в управлении государством Курбский обвиняет Ивана IV.
- Проанализируйте документы темы 9 из хрестоматии «История отечественного государства и права: Хрестоматия. Ч.III (1930-е – нач.1970-х .гг.)» / Сост..Чернышова А.В., Кайнова Е.В. Н.Новгород НИУ РАНХиГС, 2015. Определите, на каких основаниях государство строило свои взаимоотношения с церковью? Какова была позиция церкви по отношению к советской власти?
Темы контрольных работ
1. Вечевая организация Великого Новгорода.
2. Организация государственной службы в XVI-XVII вв. Местничество. Категории служилых людей.
3. Реформы местного управления и суда во второй половине XVI века.
4. Опричнина как явление государственного управления (историография проблемы).
5. Земские Соборы в государственном механизме сословно-представительной монархии в XVI-XVII вв.
6. «Священство и царство» в XVII веке: последствия для государственного управления.
7. Реформирование государственной службы при Петре I.
8. Кризис государственного управления в эпоху «дворцовых переворотов»: причины и последствия.
9. Характер верховной власти и высшего государственного управления во второй половине XVIII века.
10. Комиссия для составления нового “Уложения» 1767-1768 гг.: замысел, деятельность и результаты.
11. Образование и реформирование министерств в 1802-1811гг.
12. Проект реформы М.М. Сперанского: замыслы и результаты в управлении империей.
13. Военные поселения как форма государственного управления.
14. Значение деятельности II Отделения С.Е.И.В.К.
15. III-е отделение С.Е.И.В.К., структура, функции, значение.
16. Нижегородские губернаторы в XIX веке.
17. Центральные государственные учреждения в 60-70-х годах XIX века. Изменения общих принципов устройства и деятельности министерств и управлений.
18. Волостное и сельское крестьянское самоуправление после реформы 1861 года.
19. Земская реформа 1864 года. Всесословное самоуправление: законодательные основы и организация деятельности ( Нижегородские земские учреждения).
20. Городское самоуправление Нижегородской губернии в 1870-1890-е гг. XIX века.
21. Законодательные основы организационного устройства, регламента работы Государственной Думы Российской Империи.
22. Высшее, центральное и местное государственное управление после Февральской революции 1917г.
23. РКП (б) в системе государственного управления и службы. 1917-1921.
24. Воздействие кризиса 1921 г., дискуссий и результатов внутрипартийной борьбы на содержание и структуру государственного управления.
25. Кадровая политика в государственном управлении. Номенклатура.
26. Формы и методы государственного управления в условиях многоукладной экономики и перехода к комплексному планированию.
27. Государственное управление идеологией и культурой.
28. Карательно-репрессивные органы в системе управления 1930-х годов.
29. Деятельность советских и чрезвычайных органов Нижегородской области в годы ВОв.
30. Попытки реформирования государственного управления экономикой в 1964-1985 гг. и их результаты.
31. Система партийно-государственного управления в условиях «развитого социализма»: нарастание кризиса.
32. Экономические и политические реформы в ходе «Перестройки»: содержание и последствия для системы государственного управления.
Шкала оценивания
Успешность освоения каждой учебной дисциплины (практики, НИР), выполнения курсовой работы (проекта) в течение семестра оценивается, исходя из 100 максимально возможных баллов, в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценивания результатов обучения.
На текущую аттестацию по учебной дисциплине в течение семестра рекомендуется отводить не более 60 баллов.
Оценку знаний студента на экзамене или зачете рекомендуется, как правило, осуществлять до 40 баллов.
Суммарный рейтинговый балл текущей и промежуточной аттестации освоения учебного курса за семестр на экзамене переводится в пятибалльную систему оценивания (см. таблицу 2), которая считается итоговой отметкой по учебной дисциплине в текущем семестре и заносится в зачетную книжку студента.
Таблица 2.
Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки
Общее количество набранных баллов – рейтинговый балл | Академическая оценка | |
85-100 | зачтено | отлично |
70-85 | хорошо | |
50-69 | удовлетворительно | |
0-49 | не зачтено | неудовлетворительно |
- Таблица 3.
- Балльная оценка ответов на зачете/экзамене
Вопрос (задание) в билете | Количество баллов на зачете/экзамене | Вопрос (задание) в билете | Количество баллов на зачете/экзамене | ||||||||||
3* | |||||||||||||
минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум | минимум | максимум |
Примечание:
* - практико-ориентированное задание, требующее демонстрации уровня владения умениями/навыками.