Перечень практико-ориентированных (практических) заданий к экзамену

(согласно матрице компетенции «УК ОС-1 - способность применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции»)

  1. На основе изучения «Русской Правды» охарактеризуйте общественно-политический строй в Древнерусском государстве. Проанализируйте, какие нормы уголовного, наследственного, процессуального права содержатся в «Русской Правде».
  2. На основе «Русской Правды», Судебника 1497 г, Судебника 1550 г. и Соборного Уложения 1649 г. определите этапы закрепощения крестьян (складывания крепостного права) в России.
  3. Прочитайте письмо князя А.М. Курбского (документ №66 в практикуме «Отечественная история. Практикум. Ч.1. (IX-XVIII вв.)» / Сост. А.А. Халин, Е.А. Акимова, Е.В. Кайнова, А.В. Киселева. Н.Новгород: ВВАГС, 2010. Проанализируйте,в каких ощибках (или преступлениях) в управлении государством Курбский обвиняет Ивана IV.
  4. Проанализируйте документы темы 9 из хрестоматии «История отечественного государства и права: Хрестоматия. Ч.III (1930-е – нач.1970-х .гг.)» / Сост..Чернышова А.В., Кайнова Е.В. Н.Новгород НИУ РАНХиГС, 2015. Определите, на каких основаниях государство строило свои взаимоотношения с церковью? Какова была позиция церкви по отношению к советской власти?

Темы контрольных работ

1. Вечевая организация Великого Новгорода.

2. Организация государственной службы в XVI-XVII вв. Местничество. Категории служилых людей.

3. Реформы местного управления и суда во второй половине XVI века.

4. Опричнина как явление государственного управления (историография проблемы).

5. Земские Соборы в государственном механизме сословно-представительной монархии в XVI-XVII вв.

6. «Священство и царство» в XVII веке: последствия для государственного управления.

7. Реформирование государственной службы при Петре I.

8. Кризис государственного управления в эпоху «дворцовых переворотов»: причины и последствия.

9. Характер верховной власти и высшего государственного управления во второй половине XVIII века.

10. Комиссия для составления нового “Уложения» 1767-1768 гг.: замысел, деятельность и результаты.

11. Образование и реформирование министерств в 1802-1811гг.

12. Проект реформы М.М. Сперанского: замыслы и результаты в управлении империей.

13. Военные поселения как форма государственного управления.

14. Значение деятельности II Отделения С.Е.И.В.К.

15. III-е отделение С.Е.И.В.К., структура, функции, значение.

16. Нижегородские губернаторы в XIX веке.

17. Центральные государственные учреждения в 60-70-х годах XIX века. Изменения общих принципов устройства и деятельности министерств и управлений.

18. Волостное и сельское крестьянское самоуправление после реформы 1861 года.

19. Земская реформа 1864 года. Всесословное самоуправление: законодательные основы и организация деятельности ( Нижегородские земские учреждения).

20. Городское самоуправление Нижегородской губернии в 1870-1890-е гг. XIX века.

21. Законодательные основы организационного устройства, регламента работы Государственной Думы Российской Империи.

22. Высшее, центральное и местное государственное управление после Февральской революции 1917г.

23. РКП (б) в системе государственного управления и службы. 1917-1921.

24. Воздействие кризиса 1921 г., дискуссий и результатов внутрипартийной борьбы на содержание и структуру государственного управления.

25. Кадровая политика в государственном управлении. Номенклатура.

26. Формы и методы государственного управления в условиях многоукладной экономики и перехода к комплексному планированию.

27. Государственное управление идеологией и культурой.

28. Карательно-репрессивные органы в системе управления 1930-х годов.

29. Деятельность советских и чрезвычайных органов Нижегородской области в годы ВОв.

30. Попытки реформирования государственного управления экономикой в 1964-1985 гг. и их результаты.

31. Система партийно-государственного управления в условиях «развитого социализма»: нарастание кризиса.

32. Экономические и политические реформы в ходе «Перестройки»: содержание и последствия для системы государственного управления.

Шкала оценивания

Успешность освоения каждой учебной дисциплины (практики, НИР), выполнения курсовой работы (проекта) в течение семестра оценивается, исходя из 100 максимально возможных баллов, в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценивания результатов обучения.

На текущую аттестацию по учебной дисциплине в течение семестра рекомендуется отводить не более 60 баллов.

Оценку знаний студента на экзамене или зачете рекомендуется, как правило, осуществлять до 40 баллов.

Суммарный рейтинговый балл текущей и промежуточной аттестации освоения учебного курса за семестр на экзамене переводится в пятибалльную систему оценивания (см. таблицу 2), которая считается итоговой отметкой по учебной дисциплине в текущем семестре и заносится в зачетную книжку студента.

Таблица 2.

Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки

Общее количество набранных баллов – рейтинговый балл Академическая оценка
85-100 зачтено отлично
70-85 хорошо
50-69 удовлетворительно
0-49 не зачтено неудовлетворительно
  1. Таблица 3.
  2. Балльная оценка ответов на зачете/экзамене
Вопрос (задание) в билете Количество баллов на зачете/экзамене Вопрос (задание) в билете Количество баллов на зачете/экзамене
3*
минимум максимум минимум максимум минимум максимум минимум максимум минимум максимум минимум максимум минимум максимум

Примечание:

* - практико-ориентированное задание, требующее демонстрации уровня владения умениями/навыками.

Наши рекомендации