Примеры практико-ориентированных заданий.

1. Как Вы думаете, возможна ли взаимосвязь (совместимость) политики и морали? Для ответа на вопрос проанализируйте следующие утверждения:

1. «Морали в политике нет, есть только целесообразность» (В.И. Ленин).

2. «Кто ищет спасения своей души и других душ, тот ищет его не на пути политики, которая имеет совершенно иные задачи – такие, которые можно разрешить только при помощи насилия… Все… достигнутое политическим действием…угрожает «спасению души»» (М. Вебер).

3. «Мораль определяет внутренние убеждения человека, тогда как нравственность есть практическая реализация этих принципов, их актуализация в деятельности субъектов» (И. Кант).

2. Сравните точки зрения по вопросу о соотношении цели и средства в политике:

1. «Цель оправдывает средства». (Н. Макиавелли)

2. «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью. Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику. Цель имеет смысл лишь в том случае, если её начать осуществлять сейчас же, тут». (Н.А. Бердяев)

С какой позицией Вы согласны?

3. В статье 21 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Используя содержание данного документа, поясните, посредством соблюдения каких процедур и правил должны обеспечиваться демократические выборы.

4. Какое из определений власти, на Ваш взгляд, ближе к истине? Ответ объясните.

1. «Власть не средство, она цель. Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать». (Дж. Оруэлл)

2. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей». (Б. Рассел)

3. «Политическая власть – это организованное насилие одного класса для подавления другого». (В.И. Ленин)

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

Каждый билет для зачета состоит из трех частей: теоретический вопрос, тестовые задания, практико-ориентированное задание.

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету.

1. Политология как наука: предмет, функции, методы, категориальный аппарат. Место политологии в системе общественных наук.

2. Политическая система общества: сущность, структура, функции, типологии. Политическая система РФ.

3. Политика как категория политологии. Политика и личность.

4. Власть как общественное отношение. Современные концепции власти.

5. Политическая власть: сущность, особенности, структура, классификации, функции, ресурсы, стадии и направления эволюции.

6. Легальность и легитимность политической власти. Особенности легитимации власти в современной России.

7. Политическое лидерство: понятие, структура, функции. Концепции лидерства.

8. Типологии политических лидеров.

9. Сущность, функции, механизм формирования политической элиты.

10. Теории элит.

11. Политическое лидерство и политические элиты в современной России.

12. Сущность государства, его черты, основные элементы и функции. Концепции происхождения государства.

13. Понятие формы государства. Административно-территориальное устройство и форма правления.

14. Понятие политического режима. Авторитарный, тоталитарный,
демократический режимы.

15. Правовое и социальное государство. Тенденции развития современных государств.

16. Политические партии: сущность, признаки, место и роль в политической системе общества. Происхождение политических партий.

17. Типология политических партий.

18. Партийные системы. Партийная система современной России.

19. Политическая идеология: понятие, структура, уровни функционирования, функции.

20. Основные политические идеологии.

21. Понятие избирательной системы. Типология избирательных систем. Современные избирательные технологии.

22. Электоральные процессы в постсоветской России.

23. Происхождение, сущность, структура и функции гражданского общества. Гражданское общество и государство.

24. Проблемы становления гражданского общества в России.

25. Понятие политической культуры, ее структурные элементы и функции. Современные концепции политической культуры.

26. Типология политической культуры. Политические субкультуры.

27. Политическая культура России.

28. История становления и основные этапы развития политической науки за рубежом.

29. Развитие политического знания и политологического образования в России.

Наши рекомендации