Возрождение независимого сербского государства в XIX веке. Конституции 1869 и 1888 годов

С XIV в. Сербия находилась под властью Османской империи и вела борьбу за независимость. Сербское национально-освободительное движение, также как и болгарское, значительно активизировалось и стало более результативным благодаря русско-турецким войнам.

Во время первого Сербского восстания 1804 – 1813 гг. Россия начала войну с Турцией, освободила территорию Сербии, помогла создать боеспособную сербскую армию. В ходе восстания были образованы сербские органы власти: Скупщина (собрание предводителей повстанцев, прообраз будущего сербского парламента) и Правительствующий Совет. В 1811 г. Скупщина провозгласила наследственным князем Сербии руководителя повстанцев Кара-Георгия. В соответствии с Бухарестским мирным договором 1812 г. между Россией и Турцией Сербия (Белградский пашалык) получила автономный статус и право на самоуправление в рамках Османской империи.

Турция вскоре нарушила достигнутые договоренности, что послужило причиной второго Сербского восстания 1815 г. При поддержке России сербы получили от Турции подтверждение некоторых прав, в том числе права избирать наследственного князя. Князем Сербии стал Милош Обренович.

После русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг., выполняя условия Адрианопольского мирного договора, турецкий султан в 1830 г. издал специальный указ (хатт-и-шериф), провозгласивший Сербию самоуправляющимся княжеством во главе с наследственным князем (Милошем Обреновичем) и Скупщиной. Сербия получила право на создание собственной армии, судебной системы. Земли турецких феодалов (спахиев) передавалось сербам. За Турцией сохранялось право на взимание ежегодной дани.

В 1835г. была принята первая конституция Сербии, установившая конституционную монархию, но Милош Обренович вскоре ее отменил. Сторонники конституционного строя объединились в рамках движения «уставобранителей» (т. е. «защитников конституции»). Конфликтная ситуация вынудила турецкое правительство опубликовать в 1838 г. конституцию. Законодательной властью наделялся Сенат. Сенаторы назначались пожизненно князем. Князь возглавлял исполнительную власть, назначал попечителей (министров) и других должностных лиц, подписывал законы, принятые сенатом.

В 60-е гг. XIX в. в Сербии были проведены буржуазные реформы и принята новая конституция. Конституция 1869 г. закрепляла наследственную конституционную монархию с сильной властью монарха. Сенат был преобразован в Государственный совет, который разрабатывал законопроекты. Законы обсуждала и принимала Народная Скупщина – избиралась на один год. В выборах участвовали мужчины-налогоплательщики. Князь, как глава исполнительной власти, назначал министров и отстранял их от должности, являлся главнокомандующим армии. Правительство отвечало перед князем. Князь мог активно влиять на законотворческий процесс: он назначал 1/4 депутатов Скупщины, имел право законодательной инициативы.

После русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., согласно Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г., Сербия получила полную независимость. В 1888 г. буржуазной оппозиции удалось добиться демократизации режима и принятия либеральной конституции. Сербия стала королевством. Система органов власти не изменилась, но полномочия Скупщины значительно расширялись: она получила право законодательной инициативы, вводилась ответственность правительства перед Скупщиной. Король утратил право назначения депутатов Скупщины.

Во второй половине XIX – начале XX в. княжеский престол занимали представители двух династий – Карагеоргиевичей и Обреновичей. Их политические амбиции явились одной из причин государственных переворотов в Сербии. В 1883 г. был совершен государственный переворот и установлена неограниченная монархия. В 1903 г. в результате нового государственного переворота была восстановлена конституция 1888 г. и продолжены буржуазно-демократические преобразования.

Создание независимого сербского государства было только начальным шагом на пути освобождения других южнославянских народов (хорватов, словенцев), земли которых находились в составе Австро-Венгерской империи. После поражения Австро-Венгрии в результате Первой мировой войны народное вече объявило об отделении от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций и провозгласило независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев. В состав нового государства вошли Сербия, Черногория, Герцеговина, Босния, Хорватия, Словения, Воеводина, Долмация, часть Македонии. В 1921 г. была принята новая конституция (так называемая Видованская конституция), закрепившая монархическую форму правления.

3. Возрождение независимого польского государства
в начале XX века. Конституция 1921 г.

Территория Польши стала одним из главных театров военных действий в годы Первой мировой войны. Германия и Австрия оккупировали польские земли, находившиеся в составе Российской империи. Так как война приобрела затяжной характер, оккупационные власти надеялись получить дополнительные людские и материальные ресурсы, создав «независимое» польское государство с собственной армией. 5 ноября 1916 г. они огласили манифест об образовании монархического государства на польских землях, входивших ранее в состав России. Был создан Временный государственный совет, наделенный правом совещательного голоса.

В 1917 г. инициатива в решении польского вопроса перешла к странам Антанты. Под их покровительством 15 августа 1917 г. был образован Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Р. Дмовским (лидер национальных демократов), который развернул активную деятельность по воссозданию независимого государства. Военные успехи Антанты вызвали раскол среди польских сил, сотрудничавших с оккупантами. Ю. Пилсудский (лидер социалистов) вышел из состава Госсовета. Австро-германские оккупационные власти попытались разрешить кризис за счет создания в сентябре 1917 г. нового Госсовета, Регентского совета и польского правительства.

Скорейшему решению польского вопроса способствовали революционные события в России. Пришедшие к власти в России большевики 29 августа 1918 г. аннулировали все договоры Российской империи с Пруссией и Австрией о разделе Польши. Тем самым Россия отказывалась от любых притязаний на польские земли. Воссоединению польских территорий в рамках единого государства способствовало также поражение в Первой мировой войне Германии и Австро-Венгрии.

14 ноября 1918 г. Регентский совет передал Ю. Пилсудскому всю полноту власти в стране, а 22 ноября Ю. Пилсудский получил должность временного начальника государства. 26 января 1919 г. на территориях, которые уже вошли в состав государства (бывшее Царство Польское и Малая Польша) состоялись выборы в Законодательный сейм. Сейм подтвердил полномочия Пилсудского как начальника государства и принял Закон о временной организации Высшей власти (так называемую Малую конституцию). Верховная власть передавалась Учредительному сейму и начальнику государства (Ю. Пилсудскому), который обязан был исполнять решения сейма.

17 марта 1921 г. сейм принял конституцию. Польша (Речь Посполитая) провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежит народу (принцип суверенитета народа). Конституция 1921 г. основывалась на принципе разделения властей, закрепляла в Польше строй парламентской демократии. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат – сейма и сената. Выборы в парламент были всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Законопроекты, принятые сеймом, утверждались сенатом. Сенат имел право отлагательного вето. При вторичном голосовании законопроекта в сейме требовалось квалифицированное большинство голосов. Исполнительную власть осуществляли президент и правительство (Совет министров). Президент избирался парламентом. Он представлял государство во внешнеполитических отношениях, предлагал кандидатуры премьера и министров, издавал указы. Вместе с тем важнейшие вопросы (заключение международных договоров, объявление войны) президент был вправе решать только с согласия сейма, а правительство отвечало перед парламентом.

Конституция гарантировала демократические свободы, 8-часовой рабочий день, бесплатное образование. Закреплялось ведущее положение римско-католического вероисповедания.

4. Возрождение независимого чехословацкого государства
в начале XX века. Конституция 1920 года

Первая мировая война обострила социальные и национальные противоречия в Австро-Венгерской империи, составной частью которой являлись чешские и словацкие земли. Поражение Австро-Венгрии в войне, свержение монархической власти Габсбургов позволили чехам и словакам добиться национальной независимости.

Независимое Чешское государство было образовано в октябре 1918 г. решением Пражского национального комитета. Несколько позже революционные власти Словакии объявили о ее вхождении в состав нового государства и, таким образом, на политической карте Европы появилось единое Чехословацкое государство.

В ноябре 1918 г. была принята Временная конституция Чехословацкой Республики. Высшим законодательным органом власти провозглашалось Национальное собрание, избиравшееся на основе всеобщего избирательного права. Вместе с тем учреждался пост президента, который, как глава государства, обладал значительными полномочиями. 14 ноября 1918 г. Временное национальное собрание подтвердило лишение династии Габсбургов всех прав на чешские земли и провозгласило Чехословакию республикой. Первым президентом был избран Томаш Гарриг Масарик.

Принятая в 1920 г. новая Конституция Чехословацкой Республики окончательно закрепила республиканскую форму правления. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Национальному собранию (парламенту), исполнительная – президенту, который избирался парламентом, и Совету министров. Создавались определенные конституционные гарантии, исключавшие концентрацию власти в руках президента и обеспечивавшие формирование сильного парламента. С этой целью, например, устанавливалось, что Совет министров отвечал перед парламентом. Но президент имел свои рычаги влияния на законодательную ветвь власти, в частности, мог возвращать законы в парламент на доработку со своими замечаниями. В период между заседаниями парламента действовал Постоянный комитет, который наделялся законодательными полномочиями. Судебную власть осуществляли независимые судьи во главе с Верховным судом. Создавался также специальный орган конституционного надзора – Конституционный суд. Конституция гарантировала демократические права и свободы граждан, но в случае «осадного положения» допускала их ограничение.

Вопросы для самоконтроля

1. Составьте хронологическую таблицу основных событий, связанных с возрождением независимых славянских государств.

2. Выделите общее и особенное в процессе восстановления независимости Болгарии, Сербии, Чехии и Польши.

3. Какие внешнеполитические факторы способствовали возрождению независимых славянских государств?

4. Проанализируйте содержание конституций, принятых после восстановления независимости. В какой степени, по вашему мнению, они отражали интересы прогрессивных слоев общества?

Литература

1. Андреев М., Ангелов Д. История болгарского государства и права. – М., 1962.

2. Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. – М., 1980.

3. Ванечек В. История государства и права Чехословакии. – М., 1981.

4. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов – на – Дону, 1995.

5. Ермолович В.И. Право средневековой Сербии (XII–XV в.). – Мн., 2003.

6. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.– М., 1983.

7. Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2004.

8. История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. В 2-х Ч. – М., 1996 – 1997.

9. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. – М., 2000.

10.История южных и западных славян. / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. В 2-х томах. – М., 1998.

11.Краткая история Болгарии. – М., 1987.

12.Краткая история Польши. – М., 1993.

13.Краткая история Чехословакии. – М., 1988.

14.Музыченко П.П. История государства и права Украины. – Киев, 2001.

15.Развитие русского права в XV – первой половине XVII вв. – М., 1986.

16.Развитие русского права в XVII – первой половине ХVIII вв. – М., 1992.

17.Развитие русского права в первой половине XIX века. – М., 1993.

18.Развитие русского права во второй половине XIX – начале ХХ вв. – М., 1997.

19.Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. – М., 1985.

20.Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М., 1961.

21.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.,. 1996

Содержание

Цели и задачи дисциплины, актуальность ее в учебном процессе. 3

Тема 1. Предмет, методы исследования и периодизация истории государства и права славянских народов 4

1. Объект и предмет дисциплины.. 4

2. Методы исследования. 4

3. Периодизация курса. 5

Тема 2. Древние славяне. 6

1. Происхождение славян. Гипотезы о местонахождении прародины славян. 6

2. Славяне в VI – VIII в. н. э. 6

3. Зарождение права у древних славян. 11

Тема 3. Древнерусское государство и право в IX – XII веках. 13

1. Возникновение Древнерусского государства. 13

2. Правовое положение населения Киевской Руси. 16

3. Организация власти и управления в Древнерусском государстве. 18

4. Источники права Древнерусского государства. 20

5. Гражданское право по «Русской правде». 22

6. Уголовное право по «Русской правде». 23

7. Суд и процесс в Киевской Руси. 25

Тема 4. Государство и право русских земель в период феодальной раздробленности в XII – XV веках 27

1. Причины распада Древнерусского государства. 27

2. Владимиро-Суздальское княжество как новый политический центр русских земель 28

3. Монголо-татарское нашествие и его последствия. 29

4. Новгородская и Псковская феодальные республики. 30

5. Источники феодального права Новгорода и Пскова. 35

6. Гражданское право по Псковской ссудной грамоте. 36

7. Уголовное и процессуальное право по Псковской судной грамоте. 37

Тема 5. Московское (Российское) государство и право в XV – XVII веках. 40

1. Объединение русских земель и образование Московского централизованного государства в XIV–начале XVI веков 40

2. Правовое положение населения в Московском государстве в конце XV–первой половине XVII веков 42

3. Органы власти в Московском государстве в конце XV–первой половине XVI веков. Дворцово-вотчинная система уравления 49

4. Зарождение и развитие приказной системы управления. 52

5. Сословно-представительная монархия в Московском государстве. Земские соборы как органы сословного представительства. Земские и губные органы.. 53

6. Источники русского феодального права конца XV – первой половины XVII веков 57

7. Гражданское, уголовное и процессуальное право по Судебникам 1497 и 1550 годов 60

8. Соборное уложение 1649 г. как свод русского феодального права. Гражданское право по Соборному уложению 1649 года 65

9. Уголовное и процессуальное право по Соборному уложению 1649 года. 70

Тема 6. Государство и право Российской империи в период становления и развития абсолютной монархии (вторая половина XVII – первая половина XIX веков) 77

1. Причины, особенности формирования и развития абсолютной монархии в России во второй половине XVII – первой половине XIX веков 77

2. Завершение формирования феодальных сословий в России, изменение их правового положения в XVIII – первой половине XIX веков 81

3. Государственные реформы Петра I, значение мх для формирования абсолютизма 88

4. Государственный механизм абсолютной монархии в России во второй половине XVIII века. Административная и судебная реформы Екатерины II 94

5. Реформы Александра I в России в первой половине ХIХ века. Изменение системы высших органов государственной власти и центральных органов управления. 99

6. Источники права России в XVIII веке. Развитие гражданского, уголовного и процессуального права 107

7. Систематизация и кодификация российского законодательства в первой половине XIX века 120

8. Основные институты гражданского права Российской империи в первой половине ХIХ века 124

9. Основные институты уголовного права Российской империи по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года. 127

Тема 7. Государство и право Украины в XVII – XVIII веках. 134

1. Правовое положение населения Украины накануне войны 1648–1654 годов. 134

2. Становление украинской государственности в ходе войны 1648–1649 годов. 136

3. Вхождение Украины в состав Российского государства. 137

4. Статус Украины в составе Российского государства во второй половине ХVII – ХVIII веков 139

5. Источники права Украины ХVII – ХVIII веков. 143

6. Развитие гражданского и уголовного права УкраиныXVII – XVIII веков. 145

Тема 8. Государство и право Российской империи в период разложения феодально-крепостнических отношений и перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX– начало XX веков) 147

1. Великие реформы Александра II в России в 60 –70-е годы XIX века: причины, общая характеристика, значение 147

2. Крестьянская реформа 1861 года. 147

3. Земская и городская реформы.. 147

4. Судебная реформа 1864 года. 147

5. Военная и полицейская реформы.. 147

6. Контрреформы в Российской империи в 70–90-е годы XIX века. 147

7. Реформирование общественного и государственного строя Российской империи в период революции 1905–1907 годов. Статус Государственной думы.. 147

8. Развитие российского права во второй половине XIX – начале XX веков. 147

Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 года) 147

1. Российское государство накануне свержения самодержавия. Февральская революция 1917 года 147

2. Важнейшие государственные реформы Временного правительства. 147

3. Основные изменения в российском праве в феврале–октябре 1917 года. 147

4. Двоевластие и его сущность. 147

Тема 10. Государство и право Польши в X – XVIII веках. 147

1. Возникновение государства в Польше. Основные этапы развития Польского феодального государства 147

2. Общественный строй Польского государства. 147

3. Государственный строй Польши. 147

4. Источники польского права X – XIII веков. «Польская правда» как памятник древнего польского права 147

5. Источники и отрасли права Польши в XIV – XVI веках. 147

Тема 11. Государство и право Чехии в IX – XVII веках. 147

1. Первые государственные образования на чешских и словацкихземлях в VII-IX веках. Возникновение государства Пржемысловичей. 147

2. Общественный строй Чешского государства. 147

3. Государственный строй Чехии. 147

4. Источники права феодальной Чехии. Основные черты развития права. 147

Тема 12. Государство и право Болгарии в VII – XIV веках. 147

1. Возникновение государства в Болгарии. Основные этапы развития Болгарского феодального государства 147

2. Общественный и государственный строй Болгарии. 147

3. Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права 147

4. Общественный и государственный строй второго Болгарского царства. Источники права 147

Тема I3. Государство и право Сербии в IX – XV веках. 147

1. Основные этапы развития Сербского государства, его общественный и государственный строй в IX – XV веках 147

2. Источники сербского феодального права. «Законник Стефана Душана» как памятник Сербского феодального права 147

Тема 14. Возрождение независимых государств южных и западных славян в XIX – начале XX веков 147

1. Возрождение независимого болгарского государства в XIX веке. Конституция 1879 года 147

2. Возрождение независимого сербского государства в XIX веке. Конституции 1869 и 1888 годов 147

3. Возрождение независимого польского государства в начале XX века. Конституция 1921 г. 147

4. Возрождение независимого чехословацкого государства в начале XX века. Конституция 1920 года 147

Литература. 147

Учебное издание

Сокол Лидия Кузьминична

Яцкевич Игорь Георгиевич

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

И

ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Учебное пособие

Редактор-корректор Э. И. Липницкий

Компьютерная верстка О.Н. Якубович

Подписано в печать 00.09.2006 г. Формат 60х84 1/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,0. Уч.-изд. л. 14,93.

Тираж 000 экз. Заказ № 00.

ООО «БИП-С Плюс». 220004, г. Минск, ул. Короля, 3.

ЛИ № 02330/0133476 от 09.02.2005 г.

Возрождение независимого сербского государства в XIX веке. Конституции 1869 и 1888 годов - student2.ru Отпечатано на ризографе ООО «БИП-С Плюс».

Наши рекомендации