Тема 9: Вторая мировая война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).
50. Планы гитлеровского командования в войне против СCCP. Место Донбасса в планах оккупантов.
51. Мобилизация всех ресурсов .нашего края для отпора гитлеровским захватчикам. Оборона Донбасса.
52. «Новый порядок» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе.
53. Освободительное движение в Донбассе в годы Великой Отечественной войны.
54. Освобождение Донбасса от гитлеровских-оккупантов и восстановление мирной жизни.
Тема 10: От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы.
55. Хрущевская «Оттепель»: содержание и итоги этого политического курса. Диссиденты.
56. Донбасс в годы «застоя»: новые тенденции в социально-экономическом и общественно-политическом развитии региона.
57. Донбасс в годы «перестройки».
Тема 11. Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991-2014 гг.). Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.
58. Развал Советского Союза, Провозглашение Украины Независимым и суверенным государством.
59. Донбасс в независимой Украине. Причины противостояния региона и центрального руководства республики.
60. Социально-экономические и политические результаты существования
независимой Украины.
61. Провозглашение Донецкой и Луганской Народных Республик. Социально-экономическое и военно-политическое положение ДНР и ЛНР.
Образовательные технологии
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий | Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы проведения занятий, разбор практических задач | Лекция, семинарское занятие | Интерактивная форма проведения проблемной лекции, основанная на вопросах студентов | ||
Анализ конкретных ситуаций | ||||
Лекция - дискуссия | ||||
Лекция пресс-конференция | ||||
встречи с представителями компаний, государственных и общественных организаций | ||||
посещение музеев, экскурсии |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций
Темы рефератов
1. Приазовье и Пoдoнцовье в древности (с древнейших времен доVIIIв.).
2. Древнерусское государство в период средневековья (IX- XVI вв.).
3. Донецкий регион в эпоху средневековья (VIII -XVI вв.).
4. Наш край в преддверии нового времени'(конец XVI - XVII вв.).
5. Эпоха казачества в истории Отечества (середина XVI - XVII вв.).
6. Донецкий регион в новое время (конец XVII – XVIII вв.).
7. Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX в.).
8. Донбасс в условиях, государственно-монополистического капитализма (начало XX в.).
9. Донбасс в годы второй российской революции и гражданской войны (1917-1920 гг.).
10. Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.).
11. Вторая мировая война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).
12. От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы.
13. Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991- 2015 гг.).
14. Государственный переворот в Украине 2014г.
15. Вооруженная агрессия Киевской власти против населения Донбасса.
16. Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.
Вопросы для контрольных работ по Истории
Вариант 1
1. Создание и деятельность Донецко-Криворожской республики..
Вариант 2
1. Нападение нацистской Германии и ее сателлитов на СССР. Оккупация Донбасса. Движение сопротивления в регионе.
Вариант 3
1. Охарактеризовать развитие Подонцовья и Приазовья в ордынский период (XIII - первая половина XIV вв.). Распад Золотой Орды и переход донецких земель под контроль Крымского ханства.
Вариант 4
1. Составить исторический портрет Сергея Сергеевича Прокофьева.
Вариант 5
1. Охарактеризовать процесс освобождения Донбасса от немецко фашистских захватчиков.
Вариант 6
1. Охарактеризовать процесс создания и заселения земель Новороссии (вторая половина XVIIIb. - начало XIX в.).
Вариант 7
1. Охарактеризовать углубление кризиса в социально-экономической сфере Донбасса в независимой Украине.
Вариант 8
1. Раскрыть основные черты кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.) и его влияние на хозяйственное развитие края.
Вариант 9
1. Составить исторический портрет Стаханова Алексея Григорьевича
Вариант 10
1. Буржуазные реформы 1860-х — начала 1870-х годов в Российской империи и их влияние на развитие общественной жизни в Донбассе.
Вариант 11
1. Проанализировать процесс переселения украинского населения в российско-украинское пограничье - на Слобожанщиыу и в Подонцовье в XVII ст. Основание монастыря «Святые горы».
Вариант 12
1. Проанализировать развитие Донбасс в эпоху государственно-монополистического капитализма (начало ХХст.)
Вариант 13
1. Составить исторический портрет Мазая Макара Никитовича
Вариант 14
1. Проанализировать влияние Первой мировой войны на состояние хозяйственной и общественно-политической жизни Донецкого региона.
Вариант 15
1. Провозглашение независимости Украины. Проанализировать основные черты общественно-политической жизни Донбасса в период независимости Украины 1991-2014 гг..
Вариант 16
1.Составить исторический портрет Ивана Григорьевича Иловайского
Вариант 17
1. Охарактеризовать политические и социально-экономические процессы в Донбассе в период «Хрущевской оттепели» (1953-1964гг.).
Вариант 18
1. Охарактеризовать революционные события 1917-1920гг. в Донбассе. Отношения региона с Украинской Центральной радой. Деятельность Донецко-Криворожской республики.
Вариант 19
1.Охарактеризовать процесс создания и заселения земель Новороссии.
Вариант 20
1.Составить исторический портрет П.Кривоноса
Вариант 21
1.Охарактеризовать, развитие Донбасса в годы НЭПа.
Вариант 22
1.Проанализировать процесс индустриализации и коллективизации на Донбассе. Трагедия села 1932-1933 годов.
Вариант 23
1.Охарактеризовать положение в Донбассе в 1941-1942гг. Оккупационный режим и
движение сопротивления на Донбассе
Вариант 24
1.Охарактеризовать процесс освобождения Донбасса в 1943 г.. Людские и материальные потери от войны.
Вариант 25
1.Раскрыть процесс восстановления Донбасса после освобождения от фашистов.
Вариант 26
1.Охарактеризовать проявление застойных явлений в промышленном, производстве
Донбасса (вторая половина 1970-х-первая половина 1980х годов).:
Вариант 27
1.Раскрыть социально-экономическое развитие Донбасса в 1991-2014гг
Вариант 28
1.Развитие культуры Донбасса в 1991-2014гг. Межнациональные отношения. Дерусификация региона
Вариант 29
1.Охарактеризовать государственный переворот. Украине 2014 года. Подъем
стихийного протеста в Донбассе. Требования населения Донбасса.
Вариант 30
1.Провозглашение Донецкой народной республики и Луганской народной республики. Охарактеризовать минский переговорный процесс и реализацию его, соглашений
Вариант 31
1.Раскрыть современное состояние ДНР и ЛНР. Охарактеризовать процесс в них государственного строительства.
Вариант 32
1.Раскрыть причины и результаты освободительной войны украинского народа под
предводительством Б.Хмельницкого. Вхождение Украины в состав Московии.
6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
1. История как наука: особенности, методология, источники.
2. Понятие «Отечество». Объект и предмет курса «История».
3. Охарактеризовать освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.
4. Проанализировать экспансию восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.
5. Охарактеризовать земли Донбасса в период Великого переселения народов (II-VIIbb.).
6. Охарактеризовать развитие Подонцовья и Приазовья (VI — начало ХП1 вв.) и связь этих земель с Киевской Русью.
7. Проанализировать развитие Приазовья и Подонцовья в Ордынский период (XIII — первая половина XIV вв.).
8. Раскрыть роль казачества в борьбе с турецко-татарской агрессией.
9. Охарактеризовать процессы формирования централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV - XVI вв.).
10. Охарактеризовать заселение и хозяйственное освоение Подонцовья и Приазовья в XVII - первой половине XVIII в.
11. Проанализировать процессы административно-территориального разграничения региона во второй половине XVIII в. Формирование Новороссии.
12. Охарактеризовать социально-экономическое развитие Донбасса в XVIII в.Народные восстания.
13. Проанализировать развитие Донбасса в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIXcx.),
14. .Охарактеризовать буржуазные реформы 60х - 70х годов XIXct.b Российской империи.
15. Показать формирование Донецкого бассейна как нового крупного промышленного центра Российской империи (вторая половина XIX начало ХХст.).
16. Охарактеризовать развитие Донбасса в период становления государственно- монополистического капитализма (начало XX ст.).
17. Охарактеризовать общественно-политическую и хозяйственную жизнь в Донбассе в годы буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. в Российской империи.
18. Столыпинская аграрная реформа и ее реализация на Донбассе.
19. Раскрыть причины и характер Первой мировой войны. Показать развитие Донбасса в условиях Первой мировой войны.
20. Проанализировать развитие революционных событий в России и их влияние на общественно-политическую ситуацию в Донбассе (первая половина 1917 года).
21. Охарактеризовать процессы нарастания системного кризиса в обществе и приход большевиков к власти. Установление Советской власти в Донбассе.
22. Проанализировать ход гражданской войны и установление советской власти на Донбассе.
23. Охарактеризовать создание и деятельность Донецко-Криворожской республики.
24. Охарактеризовать развитие Донбасса в годы НЭПа.
25. Проанализировать особенности индустриализации Донбасса.
26. Проанализировать процесс коллективизации на Донбассе. Голод 1932-1933 гг.: причины и последствия.
27. Охарактеризовать процессы, происходившие в сфере культуры в Донбассе. Политические репрессии в регионе в конце 1920-х - 1930-е годы.
28. Охарактеризовать нападение нацистской Германии и ее сателлитов на СССР. Оборона Донбасса.
29. Раскрыть суть оккупационного режима на Донбассе. Движение сопротивления в регионе.
30. Раскрыть процесс освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.
31. Проанализировать процесс восстановления Донбасса в послевоенные годы (1943-начало 1950-х годов).
32. Охарактеризовать изменения в общественно-политической ситуации в стране, начало процесса демократизации советского общества (1953- 1964 гг.).
33. Охарактеризовать социально-экономическое развитие Донбасса во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов.
34. Проанализировать процесс развития социальной сферы, культуры, образования и науки в 1953-1964гг.
35. Раскрыть общественно-политические процессы в стране (вторая половина 1960-х -первая половина 1980-х годов).
36. Охарактеризовать процесс нарастания кризисных явлений в экономике Донбасса (конец 1970-х - первая половина 1980-х годов).
37. Охарактеризовать состояние культуры Донбасса во второй половине 60-х -первой половине 80-х годов XX ст.
38. Охарактеризовать процесс реформирования экономической и политической системы в годы «перестройки» (1985-1991гг.). Нарастание социально- экономического кризиса в Донбассе.
39. Провозглашение независимости Украины. Проанализировать основные черты общественно-политической жизни Донбасса в период независимости Украины.
40. Охарактеризовать углубление кризиса в социально-экономической сфере Донбасса в независимой Украине.
41. Проанализировать национально-политическую и социально-экономическую дискриминацию русского населения Донбасса в 2000-2013гг.
42. Охарактеризовать государственный переворот в Украине 2014 г. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель 2014 года).
43. Провозглашение Донецкой народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР). Указать даты провозглашения.
44. Охарактеризовать вооруженное противостояние между ополчением Донбасса и Вооруженными силами Украины, а также добровольческими формированиями олигархов Украины.
45. Раскрыть современное политическое и социально-экономическое состояние ДНР и ЛНР.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Пирко В. А. Заселение Донбасса в XVI–XVIII вв. - Донецк: : Восточный издательский дом, 2003. — 180 с.
2. Лях Д. История родного края. Ч.1 - Донецк: Кардинал, 1999. - 327 с.
3. Лях Д. История родного края. Ч. 2 - Донецк: Кардинал, 1999. - 343 с.
4. Степкин В.П. Полная история Донецка. - Донецк: Апекс, 2008. - 560 с.
5. Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. Введение в историю Донецкого края. – Донецк, 2015. – 208 с.
6. Филатов Ю.И. Роль Донбасса в истории России-СССР-РФ (ХХ-ХХІ вв.). Материалы международной конференции. 26-27 мая 2016 г. – Саратов, 2016 г. –С.146-158.
Дополнительная литература
1. Баклагина Р.А. Деятельность акционерных обществ в Донбассе во второй половине XIX - начале XX вв., созданных с участием иностранного капитала. - Донецк, 1992,- Вып. 1. - С. 36- 39.
2. Болбат Т.В. Динамика изменений национального состава населения Донецкой области в 1920 - 1980-е гг. Тезисы сообщений 4 регион, науч. практ. конф. - Донецк, 1995. - С. 196 - 198.
3. Бочаров В.В. Хозяйственные итоги столыпинской аграрной реформы в Екатеринославской губернии . -Донецк, 1997. - Кн. 5. - С. 60 - 68.
4. Васильева Л.А. Джон Юз и Юзовка. Социально-экономический портрет до 1917 года. Тезисы сообщений IV научно- практической конференции. - Донецк, Донбас, 1995.-С. 177- 184.
5. Восстановление Донбасса (1946-1950): Документы и материалы. - Донецк, Донбас, 1986- 573с.
6. Гармаш Л.Н. К вопросу о религиозных конфессиях на территории Донецкой области. Летопись Донбасса. - Донецк: Донбас, 1994. -Вып. 2. -С. 101 -104.
Методические указания и рекомендации :
1. История.//Методические указания к самостоятельной работе студентов. Часть 1.- Донецк. 2015 г.- 93 С.
2. История.//Методические указания к самостоятельной работе студентов. Часть 2.- Донецк. 2015 г.- 121С.
7.2. Электронные образовательные ресурсы
1. URL: http://donpatriot.ru/istoria_donbassa.html
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук;
комплект электронных презентаций;