Завершается сочинение концовкой, которая должна быть соразмерна вступлению, в ней подводится итог сказанному
Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения-рассуждения.
1. Позицияавтора во многом мне близка, но я считаю, что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей более гуманными, более чуткими к окружающему миру. Я тоже думаю, что спасёт мир не красота, а именно образование - фундамент взаимоотношений между людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения.
2.Мы должны стать лучше, чтобы не повторять ошибок предыдущих поколений, а жить мирно и счастливо, и именно образование способно помочь нам в этом.
3.Я полностью согласна с мнением автора. Более того, я считаю, что история - это не только события, но и люди. Мне кажется, что в глубине души каждый уважает и ценит историю.
4.В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой; какой не видели раньше. Стоит только захотеть.
5. История готовит нас к будущему, поучая прошлым, - вот та мысль, которую
помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим" поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие. Так будем хранить память о предках, и будем достойны этой памяти!
6. После прочтения текста я поняла, что дружба - дар, который следует ценить. Дружба
делает людей добрее, нежнее, автор смог убедить нас в этом.
7. Текст Сухомлинского мне понравился тем, что он смог меня по-другому заставить посмотреть на школу. Да, следует согласиться: школа дает нам не только знания, она учит нас жить.
При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерение пишущего: без него невозможна смысловая цельность текста.
Критерий 6. Точность и выразительность речи.
Речь выпускника должна быть точной, то есть в ней не должно быть чуждых литературному языку слов и выражений; богатой, то есть ученик должен продемонстрировать богатый словарный запас и умение использовать разнообразные синтаксические конструкции; выразительной, то есть выпускник должен продемонстрировать умение подбирать и размещать средства языка, чтобы воздействовать на ум и чувства читающего работу.
Каждый функциональный стиль располагает своими средствами выразительности. В художественной речи, например, уместны тропы, слова и выражения, имеющие дополнительную эмоционально-оценочную окраску: в переносном значении могут употребляться не только слова, но и грамматические формы и категории: настоящее время глагола в значении прошедшего, сослагательное наклонение в функции повелительного и др.
Научному и деловому стилю, напротив, не свойственно образное, переносное употребление языковых средств, использование эмоционально окрашенных слов и выражений. Выразительность научного стиля иная - она в предельной точности и ясности словоупотребления.
Научно-популярный стиль - разновидность научного - применяется в тех случаях, когда с достижениями науки хотят ознакомить широкий круг лиц, людей, не являющихся специалистами в данной области знаний. Поэтому главным для текстов этого стиля становится простота изложения, доступность объяснений, приведение конкретных примеров, сравнений, использование образных средств языка, с помощью которых сухая, понятийная информация подкрепляется изобразительным рядом и становится более понятной для людей, далёких от науки.
И, наконец, публицистический стиль, стиль массовой коммуникации - газет, журналов, радио и телевидения. Основная функция публицистической речи - воздействие на массы людей, вовлечение их в сферу общественных проблем: политических, культурных, научных, деловых. Обо всём этом надо уметь сказать ярко, доступно, увлекательно. Сочетание, казалось бы, несоединимых вещей - стандарта и экспрессии - основная черта публицистики. Книжная, общественно-политическая лексика сочетается в нём с экспрессивными разговорными словами и выражениями, простые короткие предложения - со сложными синтаксическими конструкциями, включая период, деловые клише, стандартные фразы с яркими фразеологизмами, пословицами и поговорками.
Учёт специфики стиля, уместное использование наиболее характерных для стиля, наиболее подходящих для конкретной речевой ситуации языковых средств и делает речь любого стиля выразительной.
Критерий 7—10. Грамотность.
Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочётов, допущенных учащимися в тексте письменной работы.
Следует различать грамматические (языковые) ошибки и речевые недочёты. Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы (в структуре слова, словосочетания или предложения), это нарушение какой-либо грамматической нормы (словообразовательной, морфологической, синтаксической). Например:
- хочут вместо хотят, надзидание вместо назидание, зубатый вместо зубастый - здесь
допущена ошибка в структуре слова;
- более красивее, двух тысяч третий (год) - неправильно образована форма слова;
- углубляюсь в статье - нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы
управления);
- прочитая текст, я поняла, - неправильно построено предложение с деепричастным
оборотом.
Речевые недочёты - это ошибки не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в использовании слова. В основном это нарушение норм употребления слов, лексической сочетаемости. Например: Вспыхнули мысли.
Слово «вспыхнули» ошибки не содержит, оно лишь неудобно употреблено, не вписывается в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.