Кафедра теории и методики физической культуры

“УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по научно-педагогической

и учебной работе, к.т.н., доцент

______________ С.В.Григорьев

“______”__________20___ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Направление подготовки

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Профиль

Адаптивная физическая культура

Квалификация

Бакалавр

Донецк - 2016

Программу составил : к.и.н., доцент Филатов Ю.И.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока Базовой части профессиональных дисциплин студентам очной и заочной формы обучения.

Рецензент______________________ В.В. Липинский докт. истор.наук, проф.

Рабочая программа дисциплины «История» разработана на основании учебного плана (49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья)

утвержденного Ученым советом ДИФКС

Протокол № 12 от 30.06.2016 года

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Протокол №1 от 30 августа 2016 года

Заведующий кафедрой _______________________ М.Р. Батищева к.пед.н., доцент

Рабочая программа рассмотрена на заседании Научно-методического совета

Протокол № от 2016 года

Председатель НМС _______________________ С.В.Григорьев, к.т.н., доцент

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета

Протокол № от 2016 года

Председатель Ученого совета _____________ Ю.М.Дубревский, к.пед.н., доцент

Содержание

Общая информация по учебной дисциплине………………………4      
Аннотация ………………..…………………………….……………...5      
1. Цель освоения учебной дисциплины ……..……….…………….5      
2. Место дисциплины в учебном процессе ………….……………..5      
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ……………………………………………..….6      
4. Структура и содержание дисциплины ……………………….…..7      
4.1. Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ….7      
4.2. Содержание дисциплины ……………………………..…………13      
4.3. Семинарские занятия ……………….….………………………..16      
4.4. Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины…………………………………………………..…………17      
4.5 Рефераты, контрольные вопросы и задания …….…………….20      
5. Образовательные технологии ………………………………….…25      
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………….…………… ………….25      
6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций ………………………….………….25      
6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине….28      
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………….………29      
7.1. Рекомендуемая литература…………………………………….….29      
7.2. Электронные образовательные ресурсы ………………………..30      
7.3. Программное обеспечение ………………………………….…….30      
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……..……30      

Общая информация по учебной дисциплине



Наименование показателей Характеристика учебной дисциплины
очная форма обучения
Количество зачетных единиц – Базовая / вариативная
Разделов – Год подготовки
Семестр
Аудиторные занятия –     Общее количество часов –
Лекции
18 час.
семинарские
36 час.
Самостоятельная работа
54 час.
Вид контроля:
7 экзамен

Аннотация

Дисциплина «История» в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК) включена в базовую часть профессионального цикла. Дисциплина реализуется на факультете адаптивной физической культуры кафедрой теории и методики физической культуры и спорта. Она основывается на базе дисциплин образовательной программы среднего общего образования.

Её освоение послужит воспитательным и познавательным задачам, углублению гуманитарных знаний студентов и будет способствовать формированию патриотических чувств гражданина ДНР. Ее освоение позволит приобрести ряд общенаучных и профессиональных воспитательных компетенций: оценивать развитие человеческого общества с позиций социально экономического, общественно-политического и культурного аспектов развития народов мира, Европы, России, Украины и Донбасса в контексте истории соседних государств.

Последовательное и систематическое изучение дисциплины, ее взаимосвязанных процессов обеспечит знания о смене общественно экономических формаций, их тесной связи. Это обеспечит объективное понимание продолжающихся третий год военных событий в Донбассе.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), в т.ч. 18 лекций, 36 семинарских занятий, 54 ч. – СРС. Форма аттестации – экзамен (7 час.).

Ведущий преподаватель – Филатов Ю.И.

1. Цель освоения учебной дисциплины

Целью изучения учебной дисциплины «История» - является процесс развития славян и образования Российского государства и его форпоста на Юге страны – Новороссии, Донецкого региона.

2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «История» включена в цикл гуманитарных дисциплин базовой части. Реализация в дисциплине «История» требований Учебного плана по направлению Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, профиль - Адаптивная физическая культура (49.03.02) соблюдена.

Дисциплина базируется на курсах: «Философия», «Политология», «Социология», экономических и педагогических.

Дисциплина «История» является основополагающей для изучения всех дисциплин социально-политического, гуманитарного характера.

Особенностью курса является то, что дисциплина служит теоретической основой всех социально-политических дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Дисциплина должна формировать следующие компетенции:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса (ОК-2);

- способностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-3);

- способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4);

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5 способностью определять социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать: основные этапы и ключевые события становления и развития общества на землях Донецкого бассейна в контексте истории соседних государств; закономерности исторического процесса, его региональную специфику;

уметьлогически мыслить, анализировать процессы, события и явления, происходящие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; извлекать уроки из исторических явлений и событий, формировать собственную позицию по, различным проблемам истории и аргументировано ее отстаивать;

владеть навыками сбора информации об исторических явлениях, систематизации, обобщения и анализа, работы с учебной литературой.

Контроль знаний студентов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации постоянно на семинарских занятиях с помощью контрольных работ, домашних заданий, дискуссий на занятиях, самостоятельной работы.

Итоговая аттестация студентов проводится в форме – экзамена.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение дисциплины по темам и видам работ

Названия смысловых модулей и тем Количество часов
очная форма заочная форма
всего часов в том числе всего часов в том числе
л с лаб. с. р. л с лаб. с. р.
Раздел 1. Восточная Европа в древности (с древнейших времен до VIII в.н.э.)
Тема1. Первобытнообщинный строй. Памятники древней эпохи в нашем регионе.              
Тема 2. Наш край и античный мир.          
Тема 3. Великое переселение народов историческая судьба Северного Приазовья и Подонцовья.          
Всего за раздел 1              
Раздел 2. Восточная Европа в эпоху средневековья и наш край (IX - XVI вв.).
Тема 5. Земли Подонцовья и Приазовья в составе Хазарского каганата и Древняя Русь.              
Тема 6. Наш край в ордынский период          
Тема 7. Литовско-польское государство и наш край.          
Тема 8. Формирование Русского централизованного государства и усиление его юго-западных рубежей..          
Тема 9. Формирование трех восточнославянских народов - русского, украинского, белорусского.          
Всего за раздел 2              
Раздел 3. Донецкий край в преддверии нового времени (конец XVI - XVII вв.).
Тема 10. Возникновение Слобожанщины и переселение украинцев на земли Подонцовья.              
Тема 11.Донское казачество. Совместная борьба запорожских и донских-казаков с турецко-татарской агрессией.          
Всего раздел 3              
Раздел 4. Укрепление позиций юго-западных рубежей Московского государства и Донецкий регион (конец XVII -XVIII вв.
Тема 12. Государственная и народная колонизация земель нашего края.              
Тема 13.Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового экономического региона.          
Тема 14. Формирование земель Новороссии. Административно-территориальное разграничение региона.          
Всего раздел 4              
Раздел 5. Российская империя и Донбасс в эпоху, капиталистической модернизации (XIX в.)
Тема 15.Промышленный переворот в Российской империи и его социально-экономические последствия. Зарождение и развитие промышленного производства в нашем крае. Роль иностранного капитала.              
Тема 16.Отмена крепостного права в Российской империи. Капитализация сельского хозяйства региона.          
Тема 17.Изменение состава населения Донецкого бассейна. Формирование рабочего клacca; особенности состава рабочих Донбасса. Условия их жизни.          
Тема 18.Попытки реформирования политической системы России. Политика Александра I. Внутренняя политика Николая I. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. Общественно-политические движения против самодержавия: декабристы, народники и народовольцы, либералы, социал-демократы          
Всего раздел 5          
Раздел 6. Донбасс в условиях государственно-монополистического капитализма (начало XX в.).
Тема 19.Экономический кризис 1900-1903 гг., его причины и следствия. Монополизация промышленности, формирование финансового капитала и олигархии. Роль иностранного капитала.          
Тема 20. Аграрный вопрос в Российской империи. Столыпинская аграрная реформа: сущность, итоги, последствия.          
Тема 21.Первая российская революция 1905-1907 гг.          
Тема 22. Политические партии: классификация, программы, тактика.          
Тема 23.Первая мировая война и участие в ней России. Кризис власти и его истоки.          
Всего раздел 6          
Раздел 7. Донбасс в годы второй российской революции: и гражданской войны (1917-1920 гг.)
Тема 24.Свержение самодержавия в России. Двоевластие. Борьба за власть в Украине: противостояние Украинской Центральной рады; и Советов рабочих, солдатских и крестьян          
Тема 25.Гражданская война в Украине. Провозглашение Республики Советов в Украине. Возникновение Одесской Советской республики, Донецко-Криворожской Советской Республики,Советской Социалистической Республики Тавриды и Донской Советской Республики.          
Тема 26.3.Иностранная военная интервенция на Украине и в Донбассе. Роль большевистской России            
Всего раздел 7              
Раздел 8. Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.)
Тема 27. Донбасс в годы новой экономической политики.              
Тема 28.Образование СССР и его историческое значение.        
Тема 29.Переход советского руководства к плановой экономике. Итоги индустриализации Донбасса. Массовая коллективизация крестьянских хозяйств. Трагедия села 1932-1933 годов. Преобразования в области культуры в Донбассе. Утверждения тоталитарного режима в СССР. Политические репрессии, в донецком регионе        
Всего раздел 8              
Раздел 9. Вторая мировая 10. война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).
Тема 30. Причины второй мировой войны. Планы гитлеровского, командования относительно Украины и Донбасса в войне против СССР.              
Тема 31. Мобилизация всех ресурсов страны. Оборонительные бои Красной Армии в 1941 году. Эвакуация на восток специалистов, материальных и культурных ценностей региона.          
Тема 32. «Новый порядок» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе. Борьба советских партизан и подпольщиков Донбасса с захватчиками. Освобождение Донецкого бассейна от гитлеровцев.          
Тема 33. Начало восстановления экономики региона. Роль советского государства. Помощь советских республик. Трудности восстановительного периода и результаты.              
Всего раздел 9              
Раздел 10. От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы.
Тема 34. Развитие индустрии. Ускорение научно-технического прогресса (вторая половина 1950-х –начало 1964 .гг.). Реформаторские поиски. Опыт Донецкого совнархоза (1957-1964 гг.). Проявление застойных явлений (вторая половина. 1970-х – первая половина 1980 гг). Переход от плановой экономики к рыночной (1985-1991 г.).              
Тема 35. Сельскохозяйственное производство. Нарастание материальных, кадровых, производственных и демографических проблем села в Донбассе.          
Тема 36.Социальная сфера Донбасса: от процветания к кризису. Обострение жилищной проблемы. Демографические проблемы.          
Тема 37. Общественно-политическая жизнь в Донбассе. «Оттепель» в духовной сфере. Шестидесятники и диссиденты. Рост общественно-политической активности в регионе в годы «перестройки». .Возрождение многопартийности.          
Всего раздел 10              
Раздел 11. Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991- 2014 гг.). Провозглашение ДНР и ЛНР.
Тема 38. Новый внутриполитический и внешнеполитиче­ский курс руководства Украины.              
Тема 39.Общественно-политическая жизнь, в Украине. Формирование новых политических партий. Проблема государственного устройства Украины. Участие местной элиты Донбасса в становлении и развитии регионального сотрудничества с Россией. «Помаранчевая революция» 2004 г. и Донбасс.          
Тема 40.Экономическая сфера. Крах советской системы хозяйствования. Попытка создания национальной (украинской) системы хозяйствования и ее результаты. Проблема сбора налогов и распределения государственного бюджета между регионами. Требования Донбасса.          
Тема 41. Социальное расслоение. Резкое падение уровня жизни населения региона. Маргинализация общества. Разрушение государственной системы социальной защиты, здравоохранения и образования. Угроза депопуляции украинской нации. Обострение демографических проблем Донбасса.          
Тема 45.Обострение межнациональных отношений. Насаждение украинского национализма как государственной политики. Русофобия и попытки дерусификации Донбасса. Нарастание общественного противостояния в Украине по линии восток - запад.          
Тема 46. .Государственный переворот в Украине 2014 года. Начало вооруженного противостояния украинских праворадикалов и их противников. Подъем стихийного протеста в Донбассе (март- апрель 2014г.) и перерастание его в гражданскую войну. Провозглашение ДНР и ЛНР. Строительство ДНР и ЛНР.            
Всего раздел 11          
Всего часов          
                           

4.2. Содержание дисциплины

Наши рекомендации