Тема 25. Правовое государство. Социальное государство

1.Идея правовой государственности: ограничения и самоограничения государственной власти. Этапы становления теории правового государства.

2.Понятие и признаки правового государства. Принципы правовой государственности.

3.Правовое государство и демократическое государство: общее и особенное

4.Правовое государство и конституционное государство: общее и особенное.

5.Понятие социальное государство. Концепции социальной государственности. Теория функций социального государства.

6.Модели социального государства – институты, гарантии, стандарты. Социальное государство: сравнение национальных моделей.

7.Правовое государство и социальное государство: общее и особенное. Социально-правовое государство. Права человека и социальное государство.

8. Международные стандарты социальной государственности.

Лекции

3.3.1. Лекции для студентов очной формы обучения

Модуль 1

Лекция 1. Предмет и методология государства и права (2 часа)

План:

1. Государство и право как объекты изучения общественных наук. Предмет теории государства и права. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

2. Методология теории государства и права.

3. Междисциплинарные связи теории государства и права в системе социальных и юридических наук.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.

Использование студентами дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач.

Лекция 2. Происхождение государства и права (2 часа)

План:

1. Общая характеристика первоначальных социальных систем. Институты социальной власти и нормативные системы первобытных обществ.

2. Предпосылки и особенности возникновения права. Предпосылки появления государственности.

3. Основные теории возникновения государства и права.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Особое внимание следует обратить на проблему соотношения форм социальной организации первобытных обществ и форм организации публичной власти и социально-нормативного регулирования. Власть и право первобытного общества вытекали из коллективного начала в его организации и функционировании.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Органы государственной власти становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Лекция 3. Понятие права. Принципы и функции права (2 часа)

План:

1. Роль правопонимания в определении права. Признаки права. Сущность и содержание права.

2. Понятие функций права. Система функций права. Принципы права: понятие и классификация.

3. Право в системе социально-нормативного регулирования.

4. Право и другие социальные институты.

Задания для подготовки к лекции:

Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами – экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными. Главная миссия права – быть объективным, справедливым и эффективным регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Важным аспектом права является то, что оно выступает официальной мерой, шкалой свободы личности, свободы юридически признанной, гарантированной, выраженной (оформленной) в виде законов и иных нормативных актов.

При подготовке к лекции студентам необходимо восполнить знания по вопросам институтов власти и нормативных регуляторов ранних и переходных обществ, полученные ими при изучении предыдущих тем данной дисциплины. Особое внимание важно уделить вопросам потестарного права, историческим формам возникновения и существования права: обычному праву (протоправу), санкционированному обычному праву (правовому обычаю), религиозному праву, судебному праву, законодательному праву. Важно более подробно изучить концепцию мононорм, проанализировав ее значение в развитии теории происхождения права.

Лекция 4. Понятие и виды форм (источников) права (2 часа)

План:

1. Понятие источника права. Классификация источников права.

2. Общая характеристика отдельных видов источников права.

3. Нормативно-правовой акт: понятие и конститутивные признаки.

Задания для подготовки к лекции:

Одним из признаков права является его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Изучение данной темы связано с повторением вопросов происхождения государства и права, нормативных регуляторов ранних и переходных обществ, исторических форм возникновения и существования права, понятиях права в различных версиях правопонимания, сущности и социального назначения права.

Лекция 5. Нормы права (2 часа)

План:

1. Понятие нормы права. Логическая структура: общая и отраслевая.

2. Классификация норма права.

3. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

Задания для подготовки к лекции:

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени. Норма права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью.

Студенты при подготовке к лекции по данной теме должны располагать необходимым уровнем знаний, касающихся понятия и признаков права, его внутреннего строения, места и роли права в системе нормативных регуляторов общественных отношений. К составным элементам права относятся: правовые идеи, правовые нормы, правовые ценности, правовые факты. Слушателям важно иметь четкое представление о широком и узком понимании права, объективном и субъективном в праве. Норма права – это первичный элемент системы права. Поэтому при изучении данной темы студентам важно ориентироваться в системе их основных и факультативных признаков.

МОДУЛЬ 2

Лекция 6. Правотворчество и систематизация права. Юридическая техника (2 часа)

План:

1. Понятие правотворчества. Виды правотворчества.

2. Законотворческий процесс: понятие и стадии.

3. Пределы действия нормативных актов. Систематизация нормативных правовых актов.

4. Понятие юридическая техника. Виды юридической техники.

5. Юридические документы: понятие, признаки, классификация.

6. Технико-правовые категории в юридической технике.

Задания для подготовки к лекции:

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество относится к основным функциям государства, поэтому при подготовке к лекции студенты должны повторить пройденный материал, касающийся функций и механизма государства, понятия и признаков права, источников права.

Для более глубокого понимания правил, приемов, средств и способов юридической техники важно хорошо уяснить понятие и стадии правотворческого процесса, порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов, пределы их действия. Студенты при изучении данной темы должны различать отдельные виды юридической техники, обслуживающие собственно правотворческий процесс, а также процессы применения и толкования права.

Лекция 7. Система права и система законодательства (2 часа)

План:

1. Понятие системы права. Система права и правовая система.

2. Предмет и метод правового регулирования.

3. Публичное и частное право. Система права и система законодательства.

Задания для подготовки к лекции:

Изучение данной темы предполагает наличие у студентов знаний по вопросам понятия, признаков и функций права, правовых норм, систематизации права, понятие и видов правотворчества, источников права, юридической техники. Системность – общее свойство всех типов права. Система права показывает, из каких элементов, частей состоит право и как они соотносятся между собой. Под системой права понимается внутренняя его структура, складывающаяся объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет ту или иную систему права, его отрасли, институты. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе исторического развития.

Лекция 8. Правовые отношения (2 часа)

План:

1. Понятие и классификация правоотношений.

2. Составные элементы и структура правоотношений: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

3. Понятие юридических фактов и их классификация. Простые и сложные юридические факты.

Задания для подготовки к лекции:

Право – особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя общественные отношения, право тем самым придает им правовую форму. Правоотношения – следствие действия права как социального и государственного института. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Рассмотрение вопросов, касающихся понятия и признаков права, системы права, юридической техники, функций и механизма государства позволит студентам более детально уяснить понятие и признаки правоотношений как особого вида общественных отношений, рассмотреть их структуру, провести видовую градацию.

Лекция 9. Реализация права. Пробелы и коллизии в праве. Толкование права (2 часа)

План:

1. Понятие реализации права. Формы реализации права. Правоприменение как особая форма реализации права.

2. Правоприменительные акты: понятие и классификация.

3. Понятие пробельности в праве. Коллизионность права.

4. Понятие толкования права. Способы толкования права.

5. Виды толкования права. Акты толкования права.

Задания для подготовки к лекции:

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов – социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Механизм реализации права довольно сложный и многоаспектый. Реализация права представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей и содержания, юридической силы и иерархии, отраслевой принадлежности. В связи с чем, студентам необходимо особое внимание уделить пройденным вопросам, касающимся понятия и признаков права, его внутренней структуры, правовым нормам, их основным разновидностям, механизма государства, системы государственных органов. Изучение темы включает в себя анализ двух основных юридических процессов осуществления права – реализации субъективного права и реализации объективного права

МОДУЛЬ 3

Лекция 10. Механизма правового регулирования (2 часа)

План:

1. Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования.

2. Типы, методы и способы правового регулирования. Пределы правового регулирования.

3. Понятие правосознания. Функции, виды и уровни правосознания.

4. Понятие «правовая культура». Правовой реализм, правовой идеализм и правовой нигилизм.

Задания для подготовки к лекции:

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Механизм правового регулирования представляет собой систему различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить их место и роль. При подготовке к лекции студенты должны особое внимание уделить вопросам понятия и признаков права, системы права, ее структурным элементам, реализации и толкования юридических норм.

Правосознание – одна из форм общественного сознания, играющая особую роль в судебной, прокурорской, следственной практике. С помощью правосознания осмысливаются, оцениваются, анализируются все элементы правовой системы общества. Правосознание тесно связано с правовой культурой, правовой образованностью гражданина. Правовая культура отражает деятельность человека не только непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную с применением правовых знаний. При изучении данной темы студенты должны понимать, что правовое регулирование, его границы и эффективность самым непосредственным образом зависят и определяются уровнем развития правового сознания и правовой культуры.

Лекция 11. Правомерное поведение и правонарушение (2 часа)

План:

1. Понятие правомерного поведения. Типология правомерного поведения.

2. Понятие правонарушения. Юридическая конструкция состава правонарушения.

3. Виды правонарушений.

Задания для подготовки к лекции:

Правомерное поведение – важнейшая социальная характеристика личности, сущность которой проявляется в практической деятельности. Правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Подчинением правовым императивам обусловлено жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями.

Противоправное поведение противостоит правомерному. По своей направленности и содержанию эти понятия выступают как антиподы, характеризуются полярностью. Правонарушения подрывают основы нормальной жизни общества, режим законности и правопорядка. При подготовке к лекции студентам необходимо особо остановиться на вопросах понятия и признаков права, механизма государства, правоотношениях, реализации права. Материал данной темы позволяет студентам получить необходимое и достаточное представление о двух форма социального поведения – правомерного и неправомерного поведения.

Лекция 12. Юридическая ответственность (2 часа)

План:

1. Общая теория юридической ответственности. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

2. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студентам необходимо повторить материал, касающийся вопросов понятия и принципов права, реализации права, правоотношений, правомерного поведения и правонарушений. Особое внимание важно уделить понятию, признакам и вида правонарушений, их юридическому составу.

Поведение человека должно быть социально полезным, общество обладает правом на социальный контроль за действиями своих членов. Только таким образом можно обеспечить порядок и организованность в обществе. Слушателям важно уяснить понятия и признаки юридической ответственности, понимаемой как необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия.

Лекция 13. Законность и правопорядок (2 часа)

План:

1. Понятие законности. Законность и право. Законность и государство. Принципы и гарантии законности.

2. Понятие правопорядка. Система правопорядков.

3. Права человека и гражданина. Эволюция концепции прав человека. Основные исторические документы.

4. Система прав человека. Международно-правовые институты защиты прав человека.

Задания для подготовки к лекции:

Подготовка к лекции основывается на знании студентами вопросов, посвященных понятию и признакам права, системе права и системе законодательства, юридической техники, правомерному поведению, правонарушениям и юридической ответственности.

Законность связана с неуклонным и строгим соблюдением всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

Правопорядок – это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Особое внимание необходимо уделить факторам, влияющим на уровень законности и правопорядка.

Поиск оптимальной модели взаимоотношения государства и личности всегда представляет собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависят от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры. Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.

При подготовке к лекции студенты должны подробно остановиться на вопросах сущности и социального назначения государства, функций государства, понятия и признаков права, реализации права, правомерного поведения, правонарушений и юридической ответственности. Изучение данной темы предполагает знакомство студентов с различными теоретическими подходами в исследовании взаимоотношений между государством и личностью.

Лекция 14. Правовые системы современности (2 часа)

План:

1. Понятие правовой системы. Виды правовых систем: общее и особенное.

2. Сравнительное правоведение: метод, наука и учебная дисциплина.

3. Процессы глобализации и правовые системы.

Задания для подготовки к лекции:

Правовая система – интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные акты, акты толкования права, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, законность, механизмы правового регулирования, правосознание и т.п.

При подготовке к лекции студенты должны особое внимание уделить темам, посвященным источникам права, системе права и системе законодательства, реализации и толкованию права. При освоении материала следует ознакомиться с современными точками зрения по вопросу взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения правовых систем, особенно в условиях глобализации и унификации социально-экономических и социо-культурных условий общественного развития.

МОДУЛЬ 4

Лекция 15. Понятие государства. Функции государства (2 часа)

План:

1. Понятие государства. Историческая типология. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

2. Функции государства: понятие и классификация. Формы и методы осуществления функций государства.

Задания для подготовки к лекции:

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Государство как управляющая система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Студентам необходимо повторить учебный материал, полученный при изучении предметов «История» и «Обществознание» в рамках среднего (полного) образования, особое внимание уделив признакам, конституирующим государственность как таковую, конкретным признакам, характеризующим исторические разновидности института государства, возникающего на тех или иных фазах социально-экономического и социально-политического развития социальных систем.

Лекция 16. Форма государства (2 часа)

План:

1. Понятие форма государства. Форма правления, форма территориального устройства и форма политического режима.

2. Межгосударственные объединения.

Задания для подготовки к лекции:

На форму государства, как способ организации политической власти, влияют факторы социально-экономического, национально-исторического, географического, религиозного характеров. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь общества, и устойчивость политических институтов.

Подготовка к лекции, посвященной формам государства, связана с восполнением знаний по «Истории» и «Обществознанию», полученных в рамках среднего (полного) образования. Особое внимание необходимо уделить историческим формам возникновения государства, моделям государственности, повторить основные теории происхождения государства.

Лекция 17. Механизм государства (2 часа)

План:

1. Понятие «механизм государства». Функции государства и механизм государства. Принцип разделения государственной власти и механизм государства.

2. Понятие государственного органа. Система и виды государственных органов.

3. Принципы организации и деятельности органов государства.

4. Государственная служба.

Задания для подготовки к лекции:

Государство действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Механизм государства – это организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит определенную политику. Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами.

Подготовка к лекции связана с повторением студентами пройденного материала, посвященного вопросам происхождения государства и права, понятия и функций государства, форм государства. Важно проанализировать государство не только как политическую корпорацию граждан, но и административное учреждение. Студенты должны знать понятие государства, материальные (содержательные) и формальные (инструментальные) функции государства, методы и формы их реализации, тенденции развития функций государства в условиях глобализации.

Лекция 18. Государство в политической системе общества (2 часа)

План:

1. Понятие и уровни политической системы общества. Место государства в политической системе.

2. государство и гражданское общество.

Задания для подготовки к лекции:

Студентам необходимо повторить пройденный материал, уяснив, что государство как политический и юридический институт существует в системе социальных отношений; понимать различия между политической и гражданской составляющей социальной системы, которое фиксируется категориями гражданское общество и политической общество или государство.

3.3.2. Лекции для студентов очно-заочной формы обучения

Лекция 1. Происхождение государства и права (2 часа)

План:

1. Характеристика первобытного общества. Власть и органы управления в первобытном обществе.

2. Вождество как предгосударственная форма власти.

3. Предпосылки возникновения государства: экономические, политические, идеологические, психологические. Трансформация власти вождей во власть государственную.

4. Западная (европейская) и восточная (азиатская) модели образования государственности.

5. Теории происхождения государства.

6. Социальные нормы первобытного общества (ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы).

7. Причины появления права (правоохранительная и регулятивная теории). Другие теории происхождения права (теологическая, естественного права, историческая, классовая и др.).

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Особое внимание следует обратить на проблему соотношения форм социальной организации первобытных обществ и форм организации публичной власти и социально-нормативного регулирования. Власть и право первобытного общества вытекали из коллективного начала в его организации и функционировании.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Органы государственной власти становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Лекция 2. Право в системе социально-нормативного регулирования. Понятие права. Принципы и функции права (2 часа)

План:

1. Понятие социального регулирования. Нормативное и ненормативное регулирование. Социальные нормы и технические нормы. Право в системе социальных норм.

2. Роль правопонимания в определении права. Понятие и признаки права. Сущность и содержание права. Структура права. Понятие функций права. Система функций права.

Задания для подготовки к лекции:

Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами – экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными. Главная миссия права – быть объективным, справедливым и эффективным регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Важным аспектом права является то, что оно выступает официальной мерой, шкалой свободы личности, свободы юридически признанной, гарантированной, выраженной (оформленной) в виде законов и иных нормативных актов.

При подготовке к лекции студентам необходимо восполнить знания по вопросам институтов власти и нормативных регуляторов ранних и переходных обществ, полученные ими при изучении предыдущих тем данной дисциплины. Особое внимание важно уделить вопросам потестарного права, историческим формам возникновения и существования права: обычному праву (протоправу), санкционированному обычному праву (правовому обычаю), религиозному праву, судебному праву, законодательному праву. Важно более подробно изучить концепцию мононорм, проанализировав ее значение в развитии теории происхождения права.

Лекция 3. Понятие и виды форм (источников) права (2 часа)

План:

1. Понятие формы права.

2. Классификация форм права.

3. Общая характеристика форм права.

4. Нормативно-правовой акт: понятие и признаки.

Задания для подготовки к лекции:

Одним из признаков права является его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Изучение данной темы связано с повторением вопросов происхождения государства и права, нормативных регуляторов ранних и переходных обществ, исторических форм возникновения и существования права, понятиях права в различных версиях правопонимания, сущности и социального назначения права.

Лекция 4. Нормы права (2 часа)

План:

1. Понятие нормы права. Логическая структура: общая и отраслевая.

2. Классификация норма права.

3. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

Задания для подготовки к лекции:

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени. Норма права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью.

Студенты при подготовке к лекции по данной теме должны располагать необходимым уровнем знаний, касающихся понятия и признаков права, его внутреннего строения, места и роли права в системе нормативных регуляторов общественных отношений. К составным элементам права относятся: правовые идеи, правовые нормы, правовые ценности, правовые факты. Слушателям важно иметь четкое представление о широком и узком понимании права, объективном и субъективном в праве. Норма права – это первичный элемент системы права. Поэтому при изучении данной темы студентам важно ориентироваться в системе их основных и факультативных признаков.

Лекция 5. Система права и система законодательства (2 часа)

План:

1. Понятие и общая характеристика системы права.

2. Система права и правовая система.

3. Критерии деления права на отрасли (предмет и метод правового регулирования).

4. Публичное и частное право.

5. Материальное и процессуальное право.

6. Система права и система законодательства.

Задания для подготовки к лекции:

Изучение данной темы предполагает наличие у студентов знаний по вопросам понятия, признаков и функций права, правовых норм, систематизации права, понятие и видов правотворчества, источников права, юридической техники. Системность – общее свойство всех типов права. Система права показывает, из каких элементов, частей состоит право и как они соотносятся между собой. Под системой права понимается внутренняя его структура, складывающаяся объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет ту или иную систему права, его отрасли, институты. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе исторического развития.

Лекция 6. Правовые отношения (2 часа)

План:

1. Понятие и классификация правоотношений.

2. Составные элементы и структура правоотношений: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

3. Понятие юридических фактов и их классификация. Простые и сложные юридические факты.

Задания для подготовки к лекции:

Право – особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя общественные отношения, право тем самым придает им правовую форму. Правоотношения – следствие действия права как социального и государственного института. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Рассмотрение вопросов, касающихся понятия и признаков права, системы права, юридической техники, функций и механизма государства позволит студентам более детально уяснить понятие и признаки правоотношений как особого вида общественных отношений, рассмотреть их структуру, провести видовую градацию.

Лекция 7. Реализация права. Пробелы и коллизии в праве. Толкование права (2 часа)

План:

1. Понятие реализации права. Формы реализации права. Правоприменение как особая форма реализации права.

2. Правоприменительные акты: понятие и классификация.

3. Понятие пробельности в праве. Коллизионность права.

4. Понятие толкования права. Способы толкования права.

5. Виды толкования права. Акты толкования права.

4. Понятие толкования права. Способы толкования права.

5. Виды толкования права. Акты толкования права.

Задания для подготовки к лекции:

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов – социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Механизм реализации права довольно сложный и многоаспектый. Реализация права представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей и содержания, юридической силы и иерархии, отраслевой принадлежности. В связи с чем, студентам необходимо особое внимание уделить пройденным вопросам, касающимся понятия и признаков права, его внутренней структуры, правовым нормам, их основным разновидностям, механизма государства, системы государственных органов. Изучение темы включает в себя анализ двух основных юридических процессов осуществления права – реализации субъективного права и реализации объективного права

Лекция 8. Механизма правового регулирования (2 часа)

План:

1. Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования.

2. Типы, методы и способы правового регулирования. Пределы правового регулирования.

3. Понятие правосознания. Функции, виды и уровни правосознания.

4. Понятие «правовая культура». Правовой реализм, правовой идеализм и правовой нигилизм.

Задания для подготовки к лекции:

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Механизм правового регулирования представляет собой систему различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить их место и роль. При подготовке к лекции студенты должны особое внимание уделить вопросам понятия и признаков права, системы права, ее структурным элементам, реализации и толкования юридических норм.

Правосознание – одна из форм общественного сознания, играющая особую роль в судебной, прокурорской, следственной практике. С помощью правосознания осмысливаются, оцениваются, анализируются все элементы правовой системы общества. Правосознание тесно связано с правовой культурой, правовой образованностью гражданина. Правовая культура отражает деятельность человека не только непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную с применением правовых знаний. При изучении данной темы студенты должны понимать, что правовое регулирование, его границы и эффективность самым непосредственным образом зависят и определяются уровнем развития правового сознания и правовой культуры.

Лекция 9. Правомерное поведение и правонарушение (2 часа)

План:

1. Понятие правомерного поведения. Типология правомерного поведения.

2. Понятие правонарушения.

3. Юридическая конструкция состава правонарушения.

4. Виды правонарушений.

Задания для подготовки к лекции:

Правомерное поведение – важнейшая соци<

Наши рекомендации