Региональные международные организации
Региональные МО - это объединение государств, расположенных в пределах одного региона, основанное на начале равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Основой таких органов служит договор между государствами, которые являются их членами. Они могут носить различные наименования, например, Совет Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз, Содружество Независимых Государств.
1. Совет Европы (СЕ) был создан 5 мая 1949г. как европейская организация межправительственного и парламентского сотрудничества.Основная ее цель состоит в обеспечении более тесного единства государств-членов во имя защиты общих идеалов, а также содействия экономическому и социальному прогрессу. Учредительные документы – Устав Совета Европы и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г.
Основная цель СЕ – построения единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.
В соответствии с Уставом Совета Европы его принципамиявляются плюралистическая демократия, уважение прав человека и верховенства права (ст.З Устава). Понятие «плюралистическая демократия», согласно Уставу, означает свободу личности, наличие политических свобод и верховенство права, что предполагает проведение с разумными интервалами на основе всеобщего и тайного голосования плюралистических выборов в парламент, который должен пользоваться широкими полномочиями и иметь в своем составе представителей политических партий.
Доктрина верховенства права предполагает соблюдение принципа законности, прав на справедливое судебное разбирательство и доступа к суду, гарантии справедливого и открытого судебного разбирательство, беспристрастности судей, соразмерности наказания содеянному. В настоящее время в состав Совета Европы входит 47 государств. Россия стала членом Совета Европы в 1996 г. Из европейских государств в СЕ не входит только Беларусь.
Органами Совета Европы являются: 1) Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел всех государств-членов; 2) Парламентская Ассамблея, в состав которой входят делегации парламентариев, назначаемые парламентами каждой страны; 3) Конгресс местных и региональных властей Европы; 4) Секретариат, который работает под руководством генерального секретаря, избираемого Ассамблеей, и обслуживает вышеперечисленные органы.
2. Одна из особенностей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), - ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали Соединенные Штаты Америки и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе среднеазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разрушает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.
3. Организация Североатлантического договора (НАТО). Сформированный в 1949г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки (США, Канада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Норвегия, ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточной Европы. Применительно к первоначально намеченному региональному принципу обеспечения безопасности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие государства Европы и район Ближнего Востока. Такие действия – и. прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью - противоречат принципам регионализма. НАТО закрытая международная межправительственная организация (объединение государств, прием новых членов в которую производится при согласии первоначальных учредителей).
4. Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту - евро , образовав еврозону.
Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в ООН, ВТО, Большой восьмерке. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность). Однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются: Европейская Комиссия; Совет Европейского Союза; Европейский Совет; Суд Европейского Союза; Европейская счетная палата и Европейский центральный банк; Европейский парламент, который избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
5 Содружество Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз. В международном сообществе появилось новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). На переломном историческом этапе, в трудных условиях переходного периода жизненно важно было сохранить на постсоветском пространстве все то позитивное, что связывало народы столетиями общей истории в политике, экономике, культуре, гуманитарных связях, в межличностном общении, и на этой основе развивать сотрудничество качественно нового уровня.
Учредителями СНГ стали 11 государств - бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993 г. членом Содружества стала и Грузия.
Учредительными актами СНГ являются три документа: Соглашение о его создании от 8 декабря 1991 г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 г. Устав СНГ был принят 22 января 1993 г. Его подписали представители семи государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Российская Федерация ратифицировала Устав СНГ 15 апреля 1993 г. Являясь правовой базой СНГ, Устав направлен на усиление центростремительных тенденций в Содружестве, на его консолидацию. Устав служит делу укрепления тенденции создания на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях.
СНГ является региональной международной организацией. Оно создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах. Образованы и действуют координирующие органы. СНГ предоставлен статус наблюдателя ООН.
Цели и принципыСНГ определены в его учредительных документах и в Уставе. Содружество создано для осуществления сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. Особо выделена необходимость сотрудничества в обеспечении мира и безопасности, осуществлении эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижении всеобщего и полного разоружения. Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции. В целях более эффективного решения этой задачи государства Содружества в сентябре 1993 г. заключили договор о создании Экономического союза.
Важнейшей целью создания СНГ является обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ. В качестве одной из целей создания Содружества указаны взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.
Высшим органом Содружества является Совет глав государств.Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
Совет глав правительствпризван координировать сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет собирается на заседания четыре раза в год. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания. Главы государств и главы правительств на заседаниях соответствующих Советов председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества. В декабре 1993 г. был учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. В течение последующих пяти лет по единодушному решению всех стран Содружества его занимала Россия.
Совет министров иностранных делосуществляет на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств координацию внешнеполитической деятельности стран СНГ, включая их деятельность в международных организациях, а также организацию консультаций по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес. Совет действует на основе Положения 1993 г. При Совете министров иностранных дел создана Постоянная комиссия по миротворческой деятельности.
В качестве постоянно действующего исполнительного и координирующего органа Содружества создан Координационно-консультативный комитет.С 1994 г. при нем работает Комиссия Экономического союза.
В рамках СНГ действует Совет министров обороны,который является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства. Имеется Штаб по координации военного сотрудничества государств Содружества. Совет командующих пограничными войскамиявляется органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ стран Содружества и обеспечения стабильного положения на них.
В целях координации деятельности по борьбе с преступностью создан Совет министров внутренних делСодружества. Сотрудничают и другие правоохранительные органы, в том числе и прокуратуры.
В целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ его Уставом предусмотрено создание Экономического суда.К его ведению относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями стран СНГ. Он вправе также толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. С 1995 г. Экономический суд начал практическую деятельность.
Консультативным органом СНГ является Комиссия по правам человека.Она призвана наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя странами СНГ в рамках Содружества.
На основе соглашений государств - членов СНГ о сотрудничестве в экономической, социальной и иных областях могут утверждаться органы отраслевого сотрудничества,которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации. Координирующие органы СНГ находятся в г. Минске.
С 1995 г. в структуру органов Содружества входит Межпарламентская ассамблея.Она проводит межпарламентские консультации и, что очень важно, разрабатывает рекомендательные законодательные акты. Ею, в частности, разработано несколько десятков подобных актов, в том числе Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы. Межпарламентская ассамблея заседает в г. Санкт-Петербурге в Таврическом дворце.