Связь информации с областью деятельности

Exit xtv ybrjulf b ybrfr))Ч.Хант, В.Зартарьян

Разведка на службе вашего предприятия

Содержание

1. Информация - материал нашей эпохи

2. Информация - основа успеха

3. Где брать информацию

4. Информация и ее обработка

5. Эффект псевдоинформации

6. Информатика и информация

7. Информация на предприятии

8. Информация и менеджер

9. Разведка - нерв экономической войны

ИНФОРМАЦИЯ - МАТЕРИАЛ НАШЕЙ ЭПОХИ

Информация повсюду

7 часов 30 минут утра. Жан Мартен просыпается при звуке радиоприемника, передающего краткий выпуск новостей: "Беспорядки на Кавказе, 30 погибших; у берегов Калифорнии потерпел кораблекрушение нефтеналивной танкер - существует опасность загрязнения побережья нефтью; отставка генерального секретаря Движения за мир и экологию во всем мире; в следующем месяце планируется резкое повышение цен на спиртные напитки и сигареты".

8 часов 00 минут. Семейный завтрак. Малыш Жан-Люк, 6 лет, отказывается есть кукурузные хлопья, потому что они без шоколадной глазури, которую он видел в телерекламе. Жан Мартен раскрывает свою местную газету и просматривает заголовки: "Заявление советского министра внутренних дел по поводу единства республик; в полдень ожидается коммюнике французского правительства о повышении цен на спиртные напитки и сигареты; представитель Движения за мир и экологию во всем мире опровергает слухи о возможности раскола; полемика по поводу прокладки новой региональной автострады...". Нет ничего по-настоящему нового по сравнению со вчерашним вечерним выпуском теленовостей и с утренней информационной радиопрограммой.

8 часов 30 минут. Жан Мартен отправляется на своем автомобиле в штаб-квартиру фирмы "Trident", где он занимает должность директора департамента "Товары для отдыха в горах" (фирма "Trident" занимается производством спортивной одежды и обуви).

В пути он рассеянно слушает радио, которое непрерывно передает различные интервью и комментарии: дискуссия по поводу разногласий, сотрясающих Движение за мир и экологию во всем мире; комментарий советолога по поводу распада империи в ожидании прямого выступления М.С. Горбачева (благодаря разнице во времени) и т.д.

Остановившись на красный свет светофора, он созерцает гигантское девичье лицо на рекламе (ЗХ4 м), призывающее его выпить пива. В этот момент его внимание внезапно привлекает фраза радиокомментатора: "Снежная буря над...". К сожалению конец фразы заглушается воем клаксона следующего за ним автомобиля, дающего понять, что загорелся зеленый. Его резкая заинтересованная реакция на слово "снег", связана с тем, что эта информация имеет для него чрезвычайно важное значение. Сбыт горной обуви и одежды находится в прямой зависимости от наличия снега. Хотя зима началась уже более месяца назад, в Пиренеях и Альпах до сих пор не выпало ни снежинки. А без снега нет и сбыта!

Раздраженный тем, что упустил единственную важную для него информацию, Жан Мартен быстро паркует свой автомобиль на автостоянке у здания фирмы. В холле он встречает своего коллегу Брюнэ из департамента спортодежды и спрашивает, не слышал ли тот чего-нибудь о снежной буре. Коллега отвечает отрицательно. Жан Мартен торопливо направляется в свой кабинет, и быстро просматривает получаемую им ежедневно экономическую газету. Как он и ожидал, в этой газете сводка погоды отсутствует. Лишь одно краткое сообщение привлекает его внимание: "Как сообщает нам специальный корреспондент из Брюсселя, в результате утечки информации стало известно, что гигантский химический концерн "Dubois" из Ноттингема готовится в ближайшие недели выбросить на рынок новый революционный текстильный материал". Жан Мартен регистрирует эту информацию в одном из уголков своей памяти. Его раздражение окончательно рассеивается с приходом жизнерадостной секретарши, принесшей почту. Через несколько минут ничего не значащего разговора он узнает от нее, что снежная буря действительно имела место, но в США.

Рабочий день нашего героя, Жана Мартена, только начался, а на него уже обрушился мощный поток самой различной информации. Впоследствии к этому прибавятся чтение отчетов и профессиональных журналов, дискуссии с коллегами, телефонные звонки, совещания. По пути домой он снова будет слушать радио. После возвращения домой он будет разбирать почту, которая по меньшей мере на 80 % состоит из рекламы: "Г-н Мартен, предлагаем вам льготные условия подписки на журнал Revue de Gestion du Patrimoine...". В 8 часов вечера начинается тележурнал новостей, а после художественного кинофильма еще последует последний ночной выпуск теленовостей. К тому же, все это будет постоянно прерываться вставками, рекламирующими достоинства тех или иных товаров.

В настоящее время такое чрезмерное изобилие информации, в большей своей части непрошеной и повторяющейся, формирует фоновый шум помех, от которого трудно избавиться. Еще в 1973 г. в Японии было проведено исследование, которое показало, что каждый человек ежедневно подвергается воздействию потока информации, эквивалентного 3 млн. слов, что соответствует примерно книге в 1000 страниц. В этой же работе отмечается, что соотношение между действительно усвоенной людьми информацией и информацией, передаваемой различными средствами массовой информации, даже в самом лучшем случае, а таким случаем является телевидение, составляет 1: 10О.

Ко всему этому добавляется процесс глобализации (приобретение всемирных масштабов), который вносит еще большую путаницу во всю эту массу информации. Региональные события, связанные с повседневной жизнью, выступают на одном уровне, т.е. наравне с событиями в отдаленных странах, которых не всегда легко найти на карте.

Однако в этом океане информации существуют отдельные жемчужины, которые должны быть найдены. В нашем примере с Жаном Мартеном такой жемчужиной является информация о скором появлении на рынке нового текстильного материала.

Как вылавливать эти жемчужины, не утонув при этом и не тратя всего своего времени? Этой теме и посвящена настоящая книга.

Связь информации с областью деятельности

Представьте себе сотни элементов головоломки, сваленные в беспорядке в сундук на чердаке. Это позволит вам получить довольно точное представление о "сырой" информации, которая осаждает вас со всех сторон. Речь идет о груде хлама, не представляющего в целом интереса, в котором, однако, скрываются некоторые ценные сведения. Изолированная информация не позволяет составить сколько-нибудь полное представление о каком-либо событии, точно так же, как отдельный элемент загадочной картинки не позволит судить о ее полном содержании, как бы вы его не вертели у себя перед глазами. Вера в то, что путем прибавления информации к информации вы неизбежно поймете суть дела, подобна вере в то, что, набирая побольше элементов из груды перепутанных частей разных головоломок, вы ускорите восстановление загадочной картинки. Иными словами, ваше терпение может истощиться задолго до того, как вы найдете два совместных элемента картинки, т.е. задолго до того, как вам удастся объединить отдельные информационные сообщения в единое целое.

Так, события, происходящие на государственном уровне, представляются все менее и менее понятными по мере увеличения числа репортажей, интервью, обсуждений за круглым столом и т.д. В январе 1990 г. в газете "International Herald Tribune" была опубликована статья под заголовком: "США затоплены потоком информации из СССР". В этой статье сообщалось, что после 45-летнего периода информационного голода аналитики американского правительства буквально тонут в информации, поступающей из СССР после выхода на сцену М.С.Горбачева. И тем не менее, вся эта информация не позволила предвидеть скорость и размах событий в Восточной Европе и в республиках СССР. Несмотря на свой большой объем и разнообразие, этот поток информации ничего в конечном счете не прояснил. Он даже не позволил экспертам ответить на самые простые вопросы, такие, как причины выхода в отставку ряда высших должностных лиц. Такие ничтожные результаты вынудили руководителей американских разведывательных служб заявить: "Мы нуждаемся в новых методах".

Если опыт показывает, что информация и понимание сути дела не являются синонимичными понятиями, то это означает, по-видимому, что постановка проблемы оказалась неправильной: считается, что информация - это объект, который существует в абсолюте, идентичный для всех, а исходить нужно, очевидно, из того, что речь идет о конструкции, которую каждый строит сам для себя в соответствии со своими потребностями.

Вернемся к примеру с Жаном Мартеном. Из всех сообщений, которые он услышал на протяжении своего рабочего дня, он в конечном счете запомнил только два. Первое касалось снежной бури, а второе - появления нового текстильного материала. Почему именно эти два сообщения из тысячи других? Потому что они попросту имели прямое отношение к области его деятельности, т.е. к разработке и производству горной обуви и одежды. Слово "снег" означало для него "сбыт", а "новый текстильный материал" означало "новая одежда". В то же Время, проблемы Движения за мир и экологию во всем мире, а также авария танкера у берегов Калифорнии, не представляли для него особого интереса.

Иными словами, подлинная информация существует лишь в том случае, если предварительно имеется намерение (замысел), цель, проект. Намерение предопределяет отношение, более или менее осознанное, к анализу окружающей действительности, что в свою очередь выражается в пробуждении внимания, в результате чего единственное слово, объект или событие, имеющее к нам отношение, вылавливается из неупорядоченного множества сигналов. Именно поэтому Жан Мартен уловил слово "снег" среди массы информации, несмотря на свою рассеянность в тот момент.

В конечном счете истинная информация является результатом взаимодействия пары намерение - внимание, а все остальное является только шумовым фоном.

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе и вам нужно сесть в поезд. К счастью вы встретили полицейского, который укажет вам путь.

Здравствуйте, как пройти на вокзал?

Для этого вам потребуется не более 5 минут. Идите по этой улице до перекрестка. На перекрестке повернете направо на бульвар Виктора Гюго. Затем у памятника, большой статуи посредине бульвара, слева начинается вокзальная улица. Вокзал находится в конце этой улицы, вы его увидите.

Спасибо.

Получив эту ценную информацию, вы отправляетесь в путь. Как вам было указано, на первом перекрестке вы поворачиваете направо и проверяете, действительно ли вы находитесь на бульваре Виктора Гюго. С этого момента у вас на уме только одна мысль: отыскать памятник поэту, чтобы не пройти мимо вокзальной улицы. Бульвар может быть обсажен деревьями, вы можете проходить мимо универмага Galeries Lafayette- все это не представляет для вас ни малейшего интереса (если вы не собираетесь делать покупки). Все ваше внимание сконцентрировано на середине улицы до появления наконец памятника. Это и есть та информация, которой вам недоставало для достижения цели, то есть вокзала.

Упражнение. Отыщите у себя в памяти случаи, когда одно слово, образ, имя привлекало ваше внимание. Попытайтесь восстановить причину, т.е. выяснить намерения, неявный запрос, которые обусловили такое ваше внимание.

Ключевые положения

Если, как было предложено, отправной точкой считать выполняемое действие, преследуемую цель, а не окружающий нас псевдоинформационный шум, то перспектива коренным образом изменяется. Становится возможным создание эффективного метода сбора и обработки информации без ненужных потерь времени, путаницы и риска утонуть, который обеспечит получение всех необходимых и только необходимых сведений.

Наши рекомендации