Церковные расколы в XX в. Обновленчество. Русская церковь в эмиграции.

Обновленчество. В мае 1922 года в Русской Православной Церкви вспыхнул раскол, который был спровоцирован большевистским правительством. Этот раскол был необходим новой власти для решения задач антицерковной политики и атеистической пропаганды. В результате Русская Церковь была разделена на Патриаршую во главе со святителем Тихоном и обновленческую. В течение пяти лет вплоть до 1927 года обновленчество было единственной официально признаваемой советским руководством церковной организацией. Более того, обновленцы добились признания других Поместных Православных Церквей, но в то же время они выступали против законного патриарха Тихона.
Само движение за «обновление» Российской Церкви возникло весной 1917 года. Одним из организаторов и идеологов этого движения был священник Александр Введенский. Движение за обновление не получило поддержки на Поместном соборе 1917–1918 годов.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны обновленцы активизировались. Появилось множество мелких, церковно-реформаторских групп. У каждой из них была своя программа церковных преобразований, рассчитанная на радикальное обновление Русской Православной Церкви. Все они выступали за тесное сотрудничество с советским государством в борьбе с патриархом Тихоном, в остальном же их голоса варьировались от требований изменения богослужебного чина до призывов к слиянию всех религий.

Однако большинство верующих в России не приняли их религиозно-церковного реформаторства, усмотрев в нем «порчу православия», отказ от «веры отцов и дедов». С кончиной Патриарха у обновленцев возросли надежды на победу над православием. Однако первое же послание Местоблюстителя патриаршего престола требовало категорического отказа от мира с раскольниками на их условиях. Стало ясно, что обновленчество обречено. Положение их было незавидным: пустые церкви, нищие священники, окруженные ненавистью народа. Число верных им храмов и духовенства катастрофически сокращалось. Влияние обновленчества шло неуклонно на спад. Окончательным ударом по движению стала решительная поддержка властями СССР Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. От всего обновленчества к концу войны оставался только один приход. А со смертью обновленческого митрополита Александра Введенского в 1946 году это движение полностью исчезло.

ДОБАВЛЕНО:

К 1917г. РПЦ так и не удалось обрести самостоятельность (хотя попытки созвать Поместный собор были, но все отклонялись императором). Проблемы не решены: Поместный Собор не созван, Патриарх не избран, реформы прихода, духовной школы и др. не проведены. Хотя в годы IWW духовенство проявило себя героически, в последние годы засилье ставленников Григория Распутина в руководстве Церковью способствовало росту антиклерикальных настроений.
Показатель кризиса «Симфонии властей»: нереформированная Церковь существует в условиях многоконфессиональной Гос Думы, которая формирует ее бюджет.
Для многих развенчание образа царя и самодержавия значило и развенчание РПЦ.
В Российской Империи – 70% православных христиан.
Февральская революция повлекла «религиозную революцию». Увеличилось количество съездов, собраний, смещены скомпрометированные архиереи и тд.
15августа 1917г. в Москве Всероссийский Поместный Собор. Самый представительный,демократичный и свободный. 3 кандидата на патриарший пост: Антоний Храповицкий, Арсений Стадницкий, Тихон Беллавин. По жребию избран Тихон. 21 ноября – интронизация в Успенском соборе.
при Патриархе Святейший Синод и Высший церковный совет.
Гражданская война, декрет советской власти об отделении церкви от государства. Гонения на церковь.19января 1918г. – Тихон осудил и предал анафеме антицерковную политику новой власти. Не большевиков!


Возникает и оформляется в Петрограде группа «прогрессивного» духовенства и интеллигенции, которые хотят самостоятельно «вести церковное дело», примиряясь с государственной властью. В 1918г. у них своя газета - «Правда Божья».
Шкаровский считает, что собор 1917-1918г. положил традицию поиска компромиссов с советской властью.
18 марта 1918г. Тихон подписал единственное открыто политическое воззвание с осуждением Брестского мира с Германией. Но в то же время, он не благословляет и Белое движение.
Весна 1918г. – переезд правительства из Петербурга в Москву – и последняя, разрешенная Лениным, Пасхальная служба. С осени 1918г. – Кремль закрыт для духовенства и мирян. Далее - антицерковная политика.

Процесс подлинного обновления РПЦ прерван в самом начале Октябрем. Окт переворот дискредитировал саму идею реформ, путем введения в 1920-х «обновленчества».
РКП(б) уже с 1918г. пыталась расколоть РПЦ, но этого не удалось. В 1919г. Тихон призывает всех священников отойти от политики, заниматься только духовной жизнью. Он теперь опирается на самостоятельность Церкви, ее независимость от государства, и пытается доказать необоснованность обвинений в сотрудничестве с интервентами и белыми.
20 ноября 1920г. – постановление Тихона о самоуправлении епархий в случае отсутствия канонического высшего церковного управления или невозможности связи с ним.

Наступление на мощи, иерархов церкви, на церковное имущество встретило сопротивление у народа, поэтому властями была предпринята другая тактика. Теперь упор на пропагандистско-просветительскую работу. В начале 1922г. в ЦК РКП(б) пришли к выводу, что руководство РПЦ должны взять в свои руки иерархи, полностью лояльные сов власти, а с ними можно будет выстраивать диалог.

Голод в Поволжье дает стимул для конфискации церковных ценностей и в целом повод для наступления на РПЦ.

Обновленчество. В мае 1922 года в Русской Православной Церкви вспыхнул раскол, который был спровоцирован большевистским правительством. Этот раскол был необходим новой власти для решения задач антицерковной политики и атеистической пропаганды. В результате Русская Церковь была разделена на Патриаршую во главе со святителем Тихоном и обновленческую. В течение пяти лет вплоть до 1927 года обновленчество было единственной официально признаваемой советским руководством церковной организацией. Более того, обновленцы добились признания других Поместных Православных Церквей, но в то же время они выступали против законного патриарха Тихона.
Само движение за «обновление» Российской Церкви возникло весной 1917 года. Одним из организаторов и идеологов этого движения был священник Александр Введенский. Движение за обновление не получило поддержки на Поместном соборе 1917–1918 годов.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны обновленцы активизировались. Появилось множество мелких, церковно-реформаторских групп. У каждой из них была своя программа церковных преобразований, рассчитанная на радикальное обновление Русской Православной Церкви. Все они выступали за тесное сотрудничество с советским государством в борьбе с патриархом Тихоном.

Освободительные идеи не были вовсе чужды рядовому духовенству ни до, ни после революции. Однако, несмотря на то, что власти всячески содействовали обновленчеству — или, скорее всего, именно по этой причине, — трем основным ветвям раскола (Живая церковь, Союз общин древлеапостольской церкви, Союз церковного возрождения) не удалось увести от патриаршей Церкви основную массу верующих. При том, что к 1923 г. большинство иерархов были вынуждены принять обновленческое руководство и обновленцам было передано большинство действующих церквей, на поведении верующих это отразилось весьма мало.

6 мая 1922 г. патриарх Тихон был заключен под домашний арест; ему грозило обвинение в сопротивлении актам изъятия церковных ценностей, предпринятым властями будто бы для спасения голодающих. Для обновленцев то был долгожданный повод и сигнал к выступлению. Первым делом они стали распространять мнение об эгоизме и бессердечии патриарха и его окружения. Затем, через неделю после ареста Тихона, из Петрограда в Москву, в патриаршее подворье, прибыла целая церковная депутация во главе с Введенским, Красницким и Калиновским. Они добились от него разрешения временно вести патриаршую канцелярию — до прибытия Ярославского митрополита Агафангела, которому патриарх в этой ситуации и препоручал временное управление Церковью.

Преобладающая часть прихожан была настроена к обновленцам враждебно, верующие оказывали всяческую поддержку тем священникам и архиереям, которые не подчинялись постановлениям обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Занимавшие такую позицию иерархи переходили на самостоятельное «автокефальное» управление. Митрополит Агафангел (Преображенскому), которому было поручено управление церковью, не был допущен в Москву и 18 июня выпустил послание с указанием архипастырям управлять своими епархиями самостоятельно, игнорируя директивы захвативших власть обновленческих центральных органов.

Одной из первых, кто отделился от обновленческой церкви, стала «Петроградская автокефалия». Однако обновленцы не сдавали своих позиций. В центре развернувшейся борьбы оказался наместник Александро-Невской лавры епископ Петергофский Николай (Ярушевич), вскоре он вместе с другим викарием епархии епископом Алексием (Симанским) — будущим Патриархом Алексием I возглавил движение сопротивления.

22 августа 1922 г. последовал указ ВЦУ прекратить возношение имени Патриарха Тихона за богослужениями во всех храмах. С этого момента упоминание священниками его имени стало расцениваться как признак контрреволюционности. Именно в это время крупнейшая из автокефалий 1922 г. — Петроградская подняла знамя борьбы против обновленчества. Епископ Алексий подает в губисполком петицию о том, что он признает советскую власть, но не может подчиняться ВЦУ и просит зарегистрировать их автокефальную церковную организацию. Ему отказывают и арестовывают. После ареста епископа Алексия признанным лидером автокефалистов стал владыка Николай. Находясь в исключительно сложном положении, официально не признанный властями, травимый обновленцами, испытывающий недоверие со стороны более ортодоксально настроенных пастырей, он за короткий срок сумел создать мощную централизованную организацию.

Борьба за автокефалию превратилась в широкое народное движение. Обновленческие архиереи уже не могли спокойно служить в большинстве городских храмов. Популярность епископа Николая все более росла. Для «исправления» ситуации обновленцам пришлось прибегнуть к прямой поддержке государственных органов власти. 18 октября 1922 г. в Кремле состоялось учредительное собрание новой организации, на котором было принято ее официальное название: «Комиссия по проведению отделения церкви от государства». Комиссия стремилась координировать деятельность всех занимающихся религиозными делами государственных и общественных организаций и контролировать их работу. Антирелигиозная комиссия главное внимание уделяло подготовке так и не состоявшегося судебного процесса над Патриархом Тихоном и укреплению обновленческого раскола в РПЦ. После смерти Патриарха, в 1925 г. много усилий прилагалось для проведения так называемого григорианского раскола в Московском Патриархате. Начальный период деятельности Антирелигиозной комиссии сопровождался проведением репрессий противников обновленцев.

В целомзначение «Петроградской автокефалии» было достаточно велико. Она стала центром борьбы с обновленчеством в стране в самый тяжелый для Русской Православной Церкви период отсутствия канонических органов Высшего церковного управления, воодушевила на сопротивление верующих и духовенство в других епархиях. Кроме того, «Петроградская автокефалия» фактом своей полугодовой фактически легальной деятельности показала возможность существования в условиях советской действительности признаваемых органами государственной власти канонических церковных структур и в определенной степени подготовила тот путь, по которому в конце 1920-х гг. пошло руководство Московского Патриархата.

Репрессии противников обновленцев проводились и в других районах страны. Так в марте 1923 г. была окончательно закрыта Оптина пустынь.

К концу 1922 г. при активной поддержке государства обновленцы все же смогли занять две трети из 30 тысяч действовавших в то время православных церквей. Пиком истории обновленчества стал их «II Поместный Собор». Он открылся в Москве 29 апреля 1923 г.; на нем было принято постановление о лишении Патриарха Тихона сана и монашества и уничтожении Патриаршества в России.

Таким образом, обновленчество по сути являлось церковно-политическим движением.

Объявление Собора 1923 г. II Поместным Собором Русской Православной Церкви, т.е. продолжающим традиции Всероссийского Собора 1917—1918 гг., было неоправданной дерзостью. Широкая церковная общественность, миряне и приходы в целом, по сути, не играли на Соборе 1923 г. никакой роли. Приходы в основной массе отвергали обновленцев.

Важной задачей, вставшей перед Патриархом Тихоном сразу после освобождения в июне 1923г, было разоблачение раскольнической деятельности обновленцев и шаги по преодолению внесенной ими смуты. С этой проблемой связывались и устремления к созыву Поместного Собора для выработки положения о деятельности Русской Церкви в условиях Советского государства, выборов в органы высшего церковного управления и решения текущих вопросов церковной жизни. В «Правде» было опубликовано заявление Патриарха, в котором он счел бессмысленным «всякое посягательство на Советскую власть. В то же время Патриарх указал в заявлении на неправомочность обновленческого «Собора» 1923 г. и его решений.

К середине 1923 г. движение обновленцев резко пошло на спад, число их приходов многократно сократилось, сотни клириков стали с покаянием возвращаться.Советскому руководству становилась очевидной бесперспективность обновленческого движения в целом. Большевистские лидеры, формально оказывая покровительство раскольникам, с пренебрежением относились к обновленческому движению и открыто заявляли, что в Советском государстве у него нет и не может быть будущего.

Обновленцы понимают, что будущее Церкви за «тихоновцами» и ищут союза. Но последние отказывают. Неизбежность поиска компромисса с Патриархом понял и лидер самой крупной в тот период обновленческой группировки «Живая Церковь» В. Красницкий. 1 июня 1924 г. он подал Первосвятителю прошение, в котором просил принять его и его последователей в молитвенно-каноническое общение, но Тихон отказал- хотел единства Церкви.

Следует заметить, что определенную негативную роль в церковной смуте 1920-х гг.сыграл Вселенский Патриарх, а также поддержавшие его Александрийский и Иерусалимский Патриархи. В мае 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII, не без воздействия сотрудничавших тогда с СССР турецких властей, выпустил постановление о признании обновленческого синода.

Деятельность Патриарха Тихона сильно осложнялась тем, что Патриаршая Церковь и органы ее управления не имели официального признания со стороны властей,формально в качестве Русской Православной Церкви Советское государство признавало лишь обновленцев. В советской печати того времени, когда речь заходила о Патриархе, неизменно ставился предикат «бывший».

21 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР принял специальное постановление о прекращении дела по обвинению в антисоветских преступлениях Патриарха Тихона и ряда привлеченных вместе с ним к суду иерархов. В 1925 г., Патриарх заболевает, перед смертью обращается в НКВД с ходатайством о регистрации Временного Патриаршего Священного Синода из числа приглашенных семи иерархов впредь до созыва Всероссийского Собора. Ходатайство не было удовлетворено.

Местоблюстителем после смерти Тихона становится митрополит Крутицкий Петр.

С кончиной Патриарха обновленцы усилили попытки подчинить всю Церковь своему влиянию. На следующий день обновленческий Синод выступил с обращением по поводу кончины Патриарха, где призывал Патриаршую Церковь объединиться с обновленцами на их соборе, намеченном на осень 1925 г. Тогда же митрополит Петр и находившиеся в Москве «тихоновские» архиереи ответили категорическим отказом на предложения обновленцев о переговорах.Но Петр не долго сопротивляется, 10 декабря 1925 г. он арестован, сослан, в 1937 – расстрелян.

Тогда митрополит Сергий (Страгородский) просил уведомить архиереев о его вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя по поручению митрополита Петра. Вскоре после ареста митрополита Петра положение в Русской Церкви существенно осложнилось. Власти не дали митрополиту Сергию разрешения на выезд в Москву (он в Нижнем). Тут новый почти раскол в РПЦ:

Группа архиереев во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским), в их числе был также взявший на себя управление Московской епархией епископ Можайский Борис (Рукин), без воли Патриаршего Местоблюстителя и его заместителя образовала 22 декабря 1925 г. т.н. Временный высший церковный совет (ВВЦС), который вскоре получил официальное признание со стороны государственных органов. Таким образом, в Русской Церкви появилась опасность нового раскола. Митрополит Сергий, не имея возможности приехать в Москву, приступил к исполнению своих обязанностей из Нижнего Новгорода. 14 января 1926 г. он отправил послание на имя архиепископа Григория с протестом против создания самочинного ВВЦС и угрозой предать его участников церковному суду. В ответном письме архиепископ Григорий предложил митрополиту Сергию компромисс, утверждая, что «коллективная ответственность» за Церковь лучше единоличной, и предлагая принять участие в ВВЦС. Владыка Сергий ответил категорическим отказом и предал Григория церк суду. В итоге все поддержали Сергия. ВВЦС не получил сколько-нибудь широкого церковного признания, григориане оказались перед лицом полного провала.С 1928 г. григорианское движение резко сошло на нет, и, формально продолжая существовать еще около десятилетия, практически не оказывало влияния на ход церковной жизни.

В 1927г. Сергий послал ходатайство в НКВД о разрешении ему на управление Церковью, а 13 мая созвал в Москве совещание, на котором присутствовало еще шесть приглашенных архиереев, из которых был образован Временный Патриарший Священный Синод. НКВД не против. 25 мая состоялось первое официальное заседание Священного Синода, а через два дня по епархиям было разослано постановление, в котором правящим архиереям предлагалось организовать при себе временные (до избрания постоянных) епархиальные советы и зарегистрировать их в местных органах власти. Так было положено начало работе по созданию на «законных основаниях» всей церковно-административной структуры Патриархата. Однако проведение Поместного Собора и выборы Патриарха власти в то время так и не разрешили.

РПЦ в эмиграции

Если на территории СССР в 1920-е — 1930-е гг, провести Собор оказалось невозможно, то за границей в среде русской церковной эмиграции соборная традиция получила определенное продолжение. 21 ноября 1921 г. на территории Югославии в Сремских Карловцах под председательством митрополита Антония (Храповицкого) состоялось первое заседание Общецерковного заграничного собрания, переименовавшего себя вскоре в Русский Всезаграничный Церковный Собор. В его состав вошли почти все оказавшиеся за рубежом русские архиереи и члены Поместного Собора 1917—1918 г., а также делегаты от приходов, эвакуированной армии и монашествующих. Карловацкий Собор образовал Высшее церковное управление (в составе Архиерейского Синода и Высшего церковного совета). Однако он, помимо церковной, занялся и чисто политической деятельностью, обратившись к чадам Русской Церкви с призывом о восстановлении монархии в России. ПОЭТОМУ Патриарх Тихон в1922 г. объявил Карловацкий Собор не имеющим канонического значения.

В дальнейшем в эмиграции неоднократно проходили Архиерейские Соборы, а в августе 1938 г. в Сремских Карловцах состоялся так называемый II Русский Всезаграничный Собор с участием епископов, клириков и мирян.

! Отделение Русской Православной Церкви за границей от Московского Патриархата произошло в конце 1927 г. и связано это было с курсом церковной политики заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия. В 1927г. он совместно с членами Временного Священного Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» (т. н. «Декларация 1927 г.»), в которой, обращаясь ко всем верующим, заявлялось о том, что РПЦ лояльна советской власти и даже готова идти по пути сотрудничества с ней. Митрополит Сергий после долгих колебаний избрал путь сотрудничества с властями ради преемственности «законного» Православия.

Но для значительной части духовенства и мирян она оказалась неприемлемой ни при каких обстоятельствах. Далеко не все верующие одобрили курс митрополита Сергия. В 1927—1928 гг. появилось довольно значительное течение так называемых «непоминающих» (за богослужением заместителя Патриаршего Местоблюстителя и государственные власти). Как и сторонники митрополита Сергия, «непоминающие» свои надежды во многом возлагали на будущий Всероссийский Собор, который разрешит все разногласия. Апеллировали они и к авторитету Поместного Собора 1917—1918 гг. Так, одним из основных требований всех «непоминающих» было отстаивание соборного постановления от 15 августа 1918 г. о свободе политической деятельности членов Церкви.
А РПЦ За границей эта декларация подтолкнула к выходу из-под церковной московской власти, тк они считали, что сотрудничать с большевиками- неприемлемо.Поэтому до 2008г. Церкви как бы отдельно ( в 2008 – налаживают контакты).

Обновленчеству в 1930 – х конец. 29 апреля 1935 года под нажимом властей обновленческий синод принял решение о «самоликвидации». С конца 1935 года развернулись массовые аресты епископата, духовенства, активных мирян обновленческой церкви, включая и тех, кто давно сотрудничал с органами НКВД.

Окончательным ударом по движению стала решительная поддержка властями СССР Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. От всего обновленчества к концу войны оставался только один приход. А со смертью обновленческого митрополита Александра Введенского в 1946 году это движение полностью исчезло.

Наши рекомендации