Структура редакции, отделы, их специализация, функции секретариата.
Хозяин издания как правило, не лезет в дела редакции. Для него главное — прибыль и политический рычаг (когда нужно).
Генеральный директор и Главный редактор. Это разные позиции, но уровень в иерархии у них приблизительно один. Директор отвечает за хоз.вопросы, рекламу, распространение и развитие бизнеса. Главный редактор отвечает за контент. За творческую часть. По своей работе эти два товарища редко пересекаются. Разве, что в моменты рекламных компаний, во время выборов и согласования тиража для продаж. Если директор — ставленник и любимчик хозяина (как правило так и есть), то главред с ним частенько ссорится, поскольку директор пытается влезть в редакционную культуру и контент.
Как правило у генерального директора газеты нету первых замов, да и замов вообще. Есть директора подразделений: директор по рекламе, директор по продажам, директор по развитию, директор по финансовой части, директор по персоналу и маркетинг-директор. У каждого руководителя есть свои отделы, которым он заправляет. Директора по юридическим вопросам — нет. Есть юрисконсульт и все. Есть часть АХО (завхоз), который заведует и гаражом. Это — очень грубый набросок структуры директорской вертикали, но подробнее говорить не стоит, поскольку мало чем отличается от структуры любой компании.
У главного редактора есть первый заместитель и еще 1-2 зама просто, которые курируют разные направления (новости, криминал, светская хроника и т.п.). Это необходимо, поскольку без главреда газета нормально функционировать не может. Это, как капитан корабля, который знает, что нужно дать читателю, когда сдать номер в типографию.
Отдел новостей (самый главный отдел газеты, который отвечает за «горячие» новости». Как правило редактор отдела новостей является еще и заместителем главреда). Частенько подразделяется на подотдел «город» и «страна».
Отдел происшествий (криминальный отдел — еще одно название) — занимается новостями криминальными, преступлениями и ДТП. Это самый опасный отдел. там работают те, кто любит «пощекотать нервишки». Бывало даже такое, что журналисту угрожали семье из-за определенного материала.
Отдел специальных журналистских расследований. Это элита любого издания — спецкорры. В нем (в отделе) работают «зубры» своего дела. Журналисты, как правило с именем и большим опытом за плечами. Этот отдел занимается «громкими делами», выводит «на чистую воду» всех, кто не является «святой коровой». Обычно журналисты этого отдела имеют обширные связи в политикуме и генералитете страны. Не сдают ежедневно материалы в печать, как все, а работают над материалом столько, сколько понадобиться, чтобы «бомбануть».
Отдел политики. Занимается только политическими новостями и публичными деятелями. Достаточно скучный отдел, зато связи работая там, заиметь можно просто отменные. Они же занимаются зачастую и «социалкой» — социально-значимыми новостями.
Отдел светской хроники или отдел культуры. Занимается новостями шоу-бизнеса и мира искусства. Самый «живой» отдел, поскольку журналисты этой редакции постоянно присутствуют на разных тусовках, концертах, вечеринках и т.п. Знают всех «звезд» эстрады, кино и театра. Работать там должен холостяк (или девушка без пары). Почему? Потому, что график работы в этом отделе совершенно непредсказуемый: сегодня ты на концерте у Киркорова, а утром с ним летишь в Токио (по его приглашению). В общем вы меня понимаете… А, еще им («культуре») достается медицина и все, что связано с ней.
отдел новостей мира. Самый маленький отдел, поскольку, все, что требуется от них — шерстить интернет и выдавать интересные новости других стран. Как правило редактор является переводчиком, но с литературными навыками.
В некоторых изданиях есть еще отдел «регионов». Ничего общего с партией не имеет. Эта редакция занимается новостями из регионов страны. Имеет сеть информаторов и собкоров.
Отдел спорта. Это обязательно. Занимается соответственно новостями мира спорта. Самый интересный отдел, загранкомандировки на всякие матчи и чемпионаты в обязанностях
Отдел «интернет». Без этого сегодня никак. Они транслируют новости на сайт издания.
И отдел фотокорров. Это команда фотографов, которые выезжают с журналистом на репортажи, интервью и просто «за фото-новостями». Их возглавляет редактор отдела — бильд-редактор. Который обрабатывает фотографии и координирует деятельность, как правило, не очень дисциплинированных фотокорров )).
Далее идут технические подразделения: отдел верстки и дизайна. Эти спецы «рисуют» газету и делают ее такой. какой потом она достается читателю. Отдел литературной редактуры и корректуры. Это обязательный отдел. Там сидят умные товарищи. Обычно это бывшие преподаватели и профессиональные литераторы (не писатели). Они исправляют ошибки после всех. Сначала заметку пишет журналист (со своими ошибками), потом заметку редактирует редактор отдела. Далее статья попадает к заму главреда (куратору направления), после этого к главному редактору. В общем вы понимаете — кое-какие изменения заметка претерпевает. А вот после главреда текст попадает в литредактуру и корректуру (один отдел). И они, эти ученые мужи, все-равно находят в тексте ошибки (после стольких людей!!!). Так, что вы не судите меня строго, если найдете в моем тексте ошибки )) У меня нет такой команды, о которой я написал выше, под рукой, а пять раз перечитывать написанное у меня привычки нет )) Пишу, чтобы донести вам суть. Ну да не в этом дело.
ВПосле литредакторов, уже обработанный текст (без ошибок) попадает на верстку (я о ней говорил) и «верстаки» уже вкладывают текст в подготовленный шаблон. Почему шаблон? Потому, что газета, как правило имеет несколько десятков шаблонов. Как первой полосы, так и внутренних полос. Это для того, чтобы читателю не приелся один и тот же вид. Но структура новостей сохраняется: на первой полосе — самое важное (выносы), вторая — третья, как правило отдается политике. 4-5 — новости и/или «криминал». Это — самый важные полосы в газете. После них идут менее важные — культура, новости мира, спорт и т.д.
Есть еще в газете ( не во всех) отдел «прозвонщиц». Это девушки, которые с утра до вечера сидят на телефонах и выпытывают у разных агентов, информаторов и просто ведомств новости.
Сегодня почти не осталось газет, которые работают в «кабинетной» системе, где каждый отдел сидит в своем отдельном кабинете. Современная редакция — это «ньюзрум» (оупенспейс), где вся творческая часть сидит в одном большущем зале с маленькими перегородками. так главреду легче контролировать все процессы, да и работается веселее )).
С – следующее звено редакционной структуры = отдел координации и планирования.С – исполнительный орган РК, штаб редакции. Назначение С: налаживание взаимодействия творческой части газеты и коммерческой.
С имеет три основных роли: центр общередакционного планирования. организатор выпуска номеров газеты. центр творческой жизни редакции. слежение за дисциплиной, осуществление приема посетителей.
Требования к сотрудникам С (особые качества и специальная подготовка):. особое творческое чутье ответсекретаря (о/с): быстро и точно определить качество и творческий уровень материалов. Указание автору на фактические ошибки, неверный тон, поворот темы, слабость темы, содержание материала.. высокая организованность, продуктивность в использовании рабочего времени, быстрое ориентирование в изменившейся обстановке # замена макета, переверстка. общая широкая эрудиция, высокие знания в области журналистики. О/c необходимо знать все тонкости, нюансы журналистской работы. Его задача – оценить и поправить, а не написать вместо журналиста. О/c должен в совершенстве владеть редактированием, полиграфией, знать процесс выпуска и производства газеты, квалифицированно работать на компьютере.. сотрудник С – человек творческий: он может и сам писать тексты, но должен быть инициатором творческих начинаний, генератором творческих идей по оформлению материалов, от него зависит лицо газеты (от о/c).
Работа С – одна из самых разносторонних, ответственных. Необходимы наиболее авторитетные и опытные журналисты. Структура С зависит от: типа периодического издания периодичности выхода газеты объема номера задач, которые решает газета Вследствие чего происходят изменения в: численности С распределении обязанностей характере этих обязанностей.
Чем больше газета, тем больше С и сложнее его задачи. # «Известия» имеют 15 сотрудников в редакции, о/c, 10 замов о/c, дизайнера, трех помощников по выпуску. С подчинены 6 выпускающих, несколько технических сотрудников, 3 технических секретаря, компзал, корректорская, отдел иллюстраций.
С уменьшением количества уровней облегчается руководство коллективом: сокращается путь прохождения управленческой информации, уменьшается время прохождения текста или иллюстрации, созданных журналистом, на газетную полосу. Во многом изменились и усложнились задачи и обязанности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься оперативным управлением подготовкой и выпуском номеров газеты – давать задания каждому журналисту, контролировать их выполнение, принимать материалы, формировать каждый номер и вести его выпуск. При этом меняются и функции секретариата, который теперь сосредоточивается только на процессе верстки и оформления газеты. У редактора и его заместителя в связи с перегрузкой не всегда хватает времени для встреч с журналистами, решающими творческие вопросы, связанные с подготовкой материалов в газету.
Плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления коллективом, ускорить принятие решений, направленных на повышение оперативности информации, получаемой читателями издания.