Нештатная структура редакции (отдел, общественный совет). Приредакционная структура (юридические консультации, социологические, экспертная служба).

Ни одна газетная редакция не в состоянии решать стоящие перед ней задачи силами только своих штатных работников. Это относится не только к малой редакции небольшого местного издания, но и к редакциям крупных региональных – республиканских или областных – и даже столичных газет. Руководитель редакции вынужден искать поддержки вне границ ее коллектива на многих направлениях его деятельности. Такую поддержку он находит, формируя редакционный актив.

Основа редакционного актива – аудитория периодического издания, читатели газеты. Их связь с газетой или другим изданием весьма различна по ее формам и характеру. От простой привязанности к «своей» газете, от привычки и постоянства в ее чтении, к посылке в редакцию отклика на ее выступление и до установления с ее сотрудниками более или менее постоянных контактов и информирования их о том, что происходит в поле зрения такого читателя. Отсюда уже путь к корреспондированию в редакцию, получению заданий, к превращению читателя в нештатного корреспондента газеты.

Обычно актив редакции состоит из нескольких частей.

1. Информаторы сами не выступают в газете, но сообщают журналистам о предстоящих событиях, о новостях из различных сфер жизни – это возможность успешной конкуренции. Госорганы, общественные организации, учреждения культуры. Современный аспект: оплата этих услуг, т.к. сообщения информаторов – ценный товар.

2. Консультант или эксперт – квалифицированные кадры. Обращение за консультацией, за советом или при подготовке материалов. Консультанты могут сами выступать в газете.

3. Авторы. Это внештатные авторы. Выступают со своими публикациями в теме, в которой они компетентны. Подготовка оперативного материала, участие в дискуссии. Роль авторского актива велика в местной прессе, многотиражках.

В редакционный актив, наконец, входят и нештатные профессиональные журналисты, выступающие на страницах газеты. С некоторыми из них руководитель редакции заключает контракт, поручая им подготовку материалов на определенную тему или ведение тематической рубрики в газете. В таком случае они фактически становятся членами трудового коллектива редакции, формально оставаясь вне его рамок. Они связаны с определенным отделом редакции, работают по его плану и получают компенсацию за работу в форме гонораров за свои публикации.

Чем больше у редакции внештатников, тем легче работать и освещать события различных сфер деятельности.

Хорошо поставленная ОМР – условие плодотворной деятельности газеты. Эта работа многопланова по форме и содержанию. Бывает индивидуальной и коллективной.

Индивидуальная работа – конкретный журналист работает с конкретными авторами, привлекает внештатных авторов в газету. Может быть разовым или постоянным. Знакомство внештатника с работой отдела, его тематикой, давать задания, разъяснить цель и содержание публикации, выправить материал + поддерживание постоянного контакта с внештатниками.

Коллективная работа – читательские конференции, выездные заседания, редколлегии, летучки – газета приходит к читателю.

В редакции проводят:

· Учеба внештатного авторского актива. Может быть постоянная и разовая, очная и заочная, «университеты внештатного актива», семинары. Выдача удостоверений штатного автора.

· Автор советует – совещательный орган при каком-либо отделе, который состоит из представителей какой-либо сферы деятельности. Помощь в планировании работы отдела, советы.

· Внешний отдел при редакции. Возможность расширить круг освещаемых тем. Создается из наиболее опытных авторов.

· Социологические службы как разновидность внештатного отдела. В редакции есть социологи и юристы. На нештатной основе или заказ социологических исследований. Они помогают выяснять тенденции общественного мнения по актуальным проблемам + четкие ориентиры для автора, позволяют оперативно оценить деятельность редакции по различным направлениям.

· «Телефон доверия» - с середины 80х годов. В 60-е гг. в Америке радиотелефонные мосты с широкой тематикой. Современный «телефон доверия» - психологическая помощь в сложных жизненных ситуациях. Дежурят сотрудники газеты.

22. Социально-правовой статус журналиста. Закон РФ «О СМИ», ст. № 2, 47, 19.

Ст. 2:под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

Ст. 47. Права журналиста. Журналист имеет право:

-искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

-посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы -общественных объединений либо их пресс-службы;

-быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

-получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально сохраняемую законом тайну;

-копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

-производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

-посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

-проверять достоверность сообщаемой ему информации;

-излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

-отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

-снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

-распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством РФ о СМИ.

Наши рекомендации