Тема 11. Политическое сознание и политические идеологии.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие и уровни политического сознания
2. Понятие, уровни и функции идеологии
3. Либерализм и его модификации
4. Консерватизм и неоконсерватизм
5. Социализм (коммунизм, социал-демократия)
6. Анархизм
7. Фашизм
8. Альтернативные течения (глобализм, антиглобализм, экологизм, феминизм, пацифизм и др.)
Понятия для усвоения: идеология, идеолог, индоктринация, фрейм, пропаганда, информационная война, идеологизация, деидеологизация, реидеологизация, идеологическое противоборство, "фейк", информационный вброс, идеологический плюрализм, государственная идеология.
Ответьте на вопросы:
1. Кто ввел в употребление термин «идеология»?
2. Почему идеологию называют светской религией?
3. Расположите идеологии по лево-правому политическому спектру.
4. В чем различие левых и правых политических идеологий?
5. Назовите определяющие признаки каждой из мировых идеологий
6. Что означает понятие альтернативные идеологии?
7. Как определяет идеологический плюрализм конституция РФ?
8. Какая идеология не нашла практического применения и не положена в основу политической системы и политического режима?
9. В чем привлекательность социалистических идей?
10. Каковы причины успехов шведской модели социализма?
11. Что означает понятие консервативная революция?
12. В чем деструктивность фашистской идеологии?
13. Назовите признаки экстремизма (на основе ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
2. Работа с таблицами. Необходимо заполнить столбцы таблиц, руководствуясь знанием ключевых положений идеологий
Идеология: коммунизма | Основоположники | Отношения собственности | Перспективы в отношении классов и государства | Основные ценности | Какие течения возникли на базе идеологии коммунизма | ||
Основные характеристики | |||||||
Социал-демократ. идеология | Идейные истоки | Отношения собственности | Основные ценности | Примеры использования в практике реализации власти | |
Основные характеристики | |||||
Идеология либерализма | Идейные истоки | Отношения собственности | Основные ценности | Примеры использования в практике реализации власти | |
Основные характеристики | |||||
Идеология консерватизма | Идейные истоки | Отношения собственности | Основные ценности | Примеры использования в практике реализации власти | |
Основные характеристики | |||||
Тема 12. Политическая культура и политическая социализация
1. Понятие и основные элементы политической культуры
2. Соотношение политической культуры с понятиями субкультуры и контркультуры
3. Функции политической культуры в обществе.
4. Типология политической культуры: Г.Алмонд и С. Верба; другие типологии
5. Понятие и этапы политической социализации
6. Основные субъекты и модели политической социализации
7. Своеобразие политической культуры России.
Понятия для усвоения: политическая культура, социализация, политическая социализация, субкультура, политическая субкультура, активистская политическая культура, подданническая политическая культура, приходская политическая культура.
Ответьте на вопросы:
1. Кто ввел в употребление термин «политическая культура»?
2. Какую роль выполняют политические символы?
3. Приведите примеры символики РФ.
4. Какое значение имеют политические мифы в политике?
5. Что означает понятие субкультура? Какие типы субкультуры присутствуют в РФ?
6. Приведите примеры влияния политической культуры на политический процесс.
7. Какие средства применяются для формирования политической культуры в отечественной практике?
Тема 13 Международный политический процесс
Вопросы для обсуждения
1. Понятие, особенности и структура международного политического процесса
2. Теории международных отношений
3. Структура и система международных отношений.
4. Государство как основной участник международных отношений
5. Международные правительственные организации: типология, роль в политик.е
6. Международные неправительственные организации, характеристика, роль в международной политике.
7. Современные тенденции развития международных отношений.
8. Россия в мировой политике.
Понятия для усвоения: международный политический процесс, мировая политика, международные отношения, дипломатия, международные неправительственные организации, международные правительственные организации, геополитика.
Примеры тестовых заданий:
1. Часть системы международных отношений, связанная с деятельностью государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем мирового порядка - это:
o мировая политика
o геополитика
o военная политика
o политика безопасности
2. Современный мировой порядок характеризуется как _____________ мир.
o двухуровневый
o биполярный
o монополярный
o многополярный
4. Материалы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен)
Экзамен включает 2 теоретических вопроса и практические задания.
Теоретические вопросы для экзамена
1. Объект, предмет, структура и функции политологии.
2. Политические идеи Платона.
3. Политические идеи Аристотеля.
4. Н. Макиавелли о политике и государстве.
5. Учение Томаса Гоббса о государстве.
6. Либеральная концепция Дж. Локка.
7. Политические идеалы Ш.Л. Монтескье.
8. Идея народного суверенитета Ж-Ж Руссо.
9. Политическая мысль в России в XIX – начале XX в.
10. Политика как общественное явление: понятие, структура, свойства и функции.
11. Типы легитимного господства (М. Вебер)
12. Понятие и структура политической власти.
13. Типы и ресурсы политической власти.
14. Понятие легитимности и эффективности политической власти.
15. Политические системы современности: общая характеристика, структура, функции.
16. Особенности политической системы РФ.
17. Государство как центральный институт политической системы: теории происхождения, сущностные черты и функции.
18. Формы государственного устройства и формы правления.
19. Государственное устройство России.
20. Гражданское общество: понятие, структура, функции.
21. Политический режим: понятие, критерии разграничения, типы.
22. Признаки авторитарного режима и основные его типы.
23. Основы демократического политического режима, типы современных демократий.
24. Режимы тоталитаризма и их судьба.
25. Политические партии: сущность, происхождение, функции.
26. Типы политических партий.
27. Особенности многопартийности в РФ.
28. Понятие и разновидности партийных систем.
29. Общественно-политические движения: понятие, типы.
30. Сущность и структура политического сознания.
31. Политическая идеология: понятие, черты, содержание уровней.
32. Идеология либерализма и неолиберализма.
33. Идеология консерватизма и неоконсерватизма.
34. Социал-демократическое течение политической мысли.
35. Коммунистическая идеология
36. Политическая культура общества: понятие, компоненты, функции.
37. Типология политической культуры.
38. Особенности политической культуры современной России.
39. Политическая социализация: сущность, этапы, механизмы.
40. Политическая элита: понятие, концепции, функции.
41. Типы политических элит и механизм их формирования.
42. Политическое лидерство: понятие, черты, качественные характеристики.
43. Современные теории политического лидерства.
44. Типология политического лидерства.
45. Понятие и структура политического процесса.
46. Понятие и функции выборов, основополагающие принципы.
47. Избирательная кампания: понятие, основные этапы.
48. Сущность и факторы политического поведения.
49. Политическая деятельность и политическое участие.
50. Политическое развитие и политические изменения: общая характеристика.
51. Революции и реформы как типы политических изменений.
52. Феномен цветных революций в современной политике.
53. Политические конфликты и методы их регулирования.
54. Политические кризисы: понятие, типы.
55. Международные отношения: понятие, основные участники.
56. Современные тенденции развития международных отношений.
Примеры практических заданий
Практическое задание представляет собой несколько типов. Это анализ фрагмента политологического текста и ответы на контрольные вопросы. Вместе с тем практические задания направлены на оценку умений и навыков. К ним относятся навыки политического участия, среди которых крайне важным является способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение восприятия (в письменной и устной форме) текстов на политические темы, их анализ, т.е. соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, отнесение направленности текста к определѐнному социально-политическому течению и идеологии, самостоятельное принятие электорального решения.
Важным является также умение распознавать политические манипуляции и противостоять им, взвешивать политические риски при принятии электорального решения и участии в политической борьбе, прогнозировать политические действия и ситуации. Данные знания и умения выпускники вуза смогут использовать в своей профессиональной деятельности, в том числе проявляя гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению своих обязанностей.
Примеры практических заданий:
1. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейское государство. А как считаете вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?
3. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня?
4. Ответьте на вопросы, проанализировав данный текст"...Как управлять городами или государствами, которые, до того как были завоеваны, жили по своим законам
Если, как сказано, завоеванное государство с незапамятных времен живет свободно и имеет свои законы, то есть три способа его удержать. Первый – разрушить; второй – переселиться туда на жительство; третий – предоставить гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность города государю....Обратимся к примеру Спарты и Рима. Спартанцы удерживали Афины и Фивы, создав там олигархию, однако впоследствии потеряли оба города. Римляне, чтобы удержать Капую, Карфаген и Нуманцию, разрушили их и сохранили их в своей власти....Ибо в действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению. Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит. Там всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти. Что ни делай, как ни старайся, но, если не разъединить и не рассеять жителей города, они никогда не забудут ни прежней свободы, ни прежних порядков...
Но если город или страна привыкли состоять под властью государя, а род его истреблен, то жители города не так-то легко возьмутся за оружие, ибо, с одной стороны, привыкнув повиноваться, с другой – не имея старого государя, они не сумеют ни договориться об избрании нового, ни жить свободно. Так что у завоевателя будет достаточно времени, чтобы расположить их к себе и тем обеспечить себе безопасность. Тогда как в республиках больше жизни, больше ненависти, больше жажды мести; в них никогда не умирает и не может умереть память о былой свободе. Поэтому самое верное средство удержать их в своей власти – разрушить их или же в них поселиться"
Задания:
1. Назовите работу данного автора, фрагмент которой предложен для анализа. 2. Прокомментируйте данный фрагмент текста. Какие примеры в истории подтверждают следование советам автора? Можно ли в настоящее время руководствоваться такими советами? Аргументируйте свой ответ.
5. Укажите, какие ценности отстаивают партии, которые обозначены в левом столбце:
Левые партии | |
Правые партии |