Реформы Солона и становление афинской демократии.
Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ: отменил поземельную задолженность, ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые столбы, к-орые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет.Далее Солон произвел преобразование гос строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Таким положением в государстве были недовольны не только крестьяне и городская беднота, но и богачи — выходцы из народа. Прежде всего Солон отменил крайне жестокие законы Драконта. Солон привлек к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от доходов, определявшегося в продуктовых мерах.Деление граждан в зависимости от имущ-ного положения влияло на службу в войске.Также оно влияло и на возможность занимать гос должности: граждане первых 3разрядов могли занимать высшие должности, феты же (беднейшие) имели право участвовать только в народ собрании и в судах. Народный суд при Солоне стал составляться из всех граждан (суд присяжных). Суд стал доступным для всех свободных граждан. Закон предоставил право нанимать посредника, который мог вести дела за гражданина, что позволяло принимать участие в суде более широким слоям граждан. Любой мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду.Высшей зако-ной властью в Афинах стало народное собрание. Однако был создан особый Совет четырехсот для предварительного обсуждения законов. Народ должен был только утверждать или отвергать предложенные ему проекты законов. Но все же народное собрание оказывало большое влияние на ход дел, так как от него зависело избрание высших должностных лиц. В народном собрании могли участвовать только полноправные афинские граждане; рабы, женщины и метеки не имели доступа в народное собрание. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу. Также Солон провел унификацию мер и весов, заменил эгинскую монету на эвбейскую, разрешил торговые сотоварищества. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади, что свидетельствовует о высоком уровне грамотности граждан. Когда законы вошли в силу, к Солону стало приходить много недовольных граждан. Своими реформами законодатель не угодил ни той ни другой стороне — бедные возмущались тем, что не добились передела земли, не избавились от горькой нужды и тяжкого труда, и потому продолжали борьбу, богатые же негодовали на Солона за отмену долгов. Преобразования Солона подорвали господство род знати, отдали землю в руки крестьян и спасли их от кабалы. Но власть в государстве не перешла к народу, ее захватили богатые рабовладельцы и крупные торговцы. Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.
Афинская демократия в период расцвета. Система органов власти. В сер 5 в.до. по 30-е годы 4 в.до н.э. афинская демократия вступила в период своего рассвета и превратилась в полит форму господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Приоритет в управлении имели рабовладельцы и влиятельная, богатая верхушка купечества.Основными органами власти в Афинах являлись:народное собрание, Совет пятисот и гелиэя (высший суд).Народное собрание являлось верховным органом власти в Афинах:собиралось 10 (позже 40) раз в год и в случае чрезвычайных обстоятельств; компетенция собрания: принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало и контролировало деятельность должностных лиц, решало вопросы войны и мира, обеспечения продовольствием и пр. Отдельные собрания проводились в связи с судом остракизма (главное собрание 6-го месяца года),участвовали в собрании полноправные афинские граждане с 20 лет (женщины, метеки и рабы участия не принимали); кворум: для решения вопроса требовалось не менее 6 тыс. чел. (т.е. около 1/5 граждан Афин). В связи с тем, что часть граждан, занятая делами (особенно зем-ледельцы) на собрания не являлись - с IV в. вводится вознаграждение за участие в собраниях;функции: повестка дня собрания утверждалась заранее. Одно из собраний месяца считалось главным (основные вопросы, проверка деятельности должност лиц). Остальные 3 - рассматривали: жалобы граждан, религиозные и иные второстепенные вопросы;права участников собрания: каждый имел право выступать на собрании и вно-сить проекты новых законов. Обычно, от имени групп населения, выступали профессиональные ораторы - демагоги. Каждый участник, сославшись на незаконность законопроекта, мог снять его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Председатель собрания мог не ставить на обсуждение и голосование предложения, которые с его точки зрения были противозаконными; проекты законов, прежде, чем быть обсуждаемы на собрании, вывешивались для всеобщего обозрения и обсуждались на Совете 500, который давал свое предварительное заключение. Голосование по закону проводилось поднятием руки. Закон считался принятым, если за него проголосовало большинство участни-ков собрания и он не отвергался гелиэйей.Совет пятисот: состоял из 50 избранных представителей от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались из граждан, достигших 30 лет. Для организации повседневной работы делился на 10 комиссий (пританий) по 50 представителей от одной филы. Каждая комиссия по очереди исполняла обязанности Совета. Ежегодно, по жребию, избирался новый председатель Совета, он же председатель собрания ( с IV в. председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета); компетенция: осуществление дипломатических отношений, управление финансами, регулирование торговли, надзор за арсеналами, флотом, доками и конкретными должностными лицами. Важнейшая функция: предварительное обсуждение законопроектов и иных вопросов, поступающих на собрание (с предоставлением своего заключения по вопросу), что позволяло направлять деятельность собрания; ответственность: по окончании срока избрания, каждый член Совета отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. Гелиэя (высший судебный орган) состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил избранных по жребию из граждан, достигших 30 лет. Делилась на 10 коллегий из 500 судей и 100 запасных. Причем когда и какую из коллегий призовут к исполнению обязанностей решалось жребием в день суда. функции: являлась судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. В остальных случаях - апелляционной инстанцией. Обладала рядом контрольных функций и правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.