Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи.
Общая ха-ка гос-но- правовых систем античного мира.
Первые на территории Европы пол об-ва сложились в странах Средиземноморья во 2-1тыс. до н.э.положили начало всей гос-ной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.Ан-ное об-во и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Ан-ное об-во было об-вом выраженной индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хоз-ва. Античное об-во и античные цивилизации сложились на берегах Средиземо моря, к-рое в первые века особенно стимулировало эконом усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому как древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми здесь были денежное хозяйство и финансовые связи. Значительно большую роль в созидании государственности античного мира сыграли финансовые системы и военная политика.Античные гос-ва с самого начала своего об-ния стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие гос форм здесь проходило на фоне колонизации – поначалу военно-торговой, затем завоевательной – других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные гос-ва развились в значительные империи – в период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов.античное гос-во составило особый тип гос-сти, более высокий, чем древневосточное. Это гос-во было построено на принципах народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным пол строем. Оставаясь гос-стью избранных, античный полис предоставил истории пример более высокой степени вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.В своем становлении и развитии античная государственность прошла некоторые исторические этапы. Формирование гос-ва происходило в форме примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором клановые отношения объединялись с преимуществами крупной земельной собственности. Расцвет античной государственности принес с собой народовластие в форме демократической республики или особой монархии. Венцом исторического движения античной государственности стало оформление особой полувоенной, бюрократической монархии, которая станет образцом политических форм большинства европейских и азиатских народов в последующей истории. В античную эпоху условный центр мировой истории переместился в Европу. Она стала в экономическом, социальном и культурном отношении более развитой, чем остальной мир. Здесь стали вырабатываться политические и юридические формы, определяющие мировое развитие, в том числе и путем прямого культурного и политического влияния. Особая роль принадлежит здесь системе римского права. Оно стало основой для последующего становления и развития большинства систем мирового правового уклада, оказало воздействие на формирование первых правовых принципов международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического мышления.
Образование и развитие раннесредневекового государства франков. Система управле-ния в государстве франков.
С V века римляне стали использовать варварские племена германцев (готов, франков, бургиндов, аламанов, англосаксов и пр.) в качестве солдат-наемников, селить их на окраинах империи. Вожди союзных Риму племен получали даже высо-кие звания магистратов. Последующее падение мощи римской империи и импера-торской власти позволило вождям (королям) племен постепенно захватывать от-дельные территории, устанавливать на них контроль, взимать в свою пользу налоги.На рубеже IV-V вв. король салических франков Хлодвиг (481-511) в результате войны в Галлии создал крупное государство на территории от Рейна до Пиренеев. Как представитель римской империи, Хлодвиг, присвоил себе право изда-вать законы, собирать налоги и пр.Основные периоды развития:V-VII вв. (правление династии Меровингов) - раннефеодальная монархия (централизованное монархическое государство с остатками родоплеменных институтов - родовая феодальная знать формируется во время военных походов. Одновременно существует рабство);VIII-IX вв. (правление династии Каролингов) - формирование сеньори-альной монархии (характерно: наличие крупной земельной собственности, формирование двух классов: феодалов и зависимого крестьянства, возник-новение вассально-ленных отношений между феодалами и феодальная раздробленность). Король. На раннем этапе выступал как «охранитель мира», исполнитель судебных решений, защитник самостоятельности общины.Королевские предписания (по Салической правде) касались только вызова в суд. Король имел право разрешить чужаку селиться на общинных землях, а королевская служба оправдывала неявку в общинный суд. С VI - VII вв. под влиянием позднеримских порядков, влияние королей возрастает. В капитуляриях говорится о священном характере королевской власти, неограниченности законодательных полномочий, появляется понятие измены королю (как тяжкое преступление). Тем не менее, на данном этапе, король еще остается только авторитетным военным руководителем следящим за порядком в стране и контролирующим знать. Майордом(палатный мэр) С VI – VII вв. главный управляющий королевского дворца и глава администрации. Со временем в его непосредственном подчинении оказываются графы округов. Дворцовый граф. Выполняет судебные функции, следит за проведением судебных поединков и исполнением приговоров. Референдарий. Хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты и предписания короля. Комерарий. Следит за поступлениями в королевскую казну и сохранностью дворцового имущества.Графы. Управляют округами на местах, выполняют судебные, полицейские и военные функции.
Образование и государственный строй «Священной Римской империи» германской нации.
Идея империи (лат. imperium), единого государства, объединявшего весь цивилизованный и христианский мир, восходящая ко временам Древнего Рима и пережившая второе рождение при Карле Великом, сохранялась и после крушения Франкской империи Каролингов. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Хотя столицей империи Карла Великого был Аахен, имперская идея была связана прежде всего с Римом, центром западного христианства и, согласно «Константинову дару», источником политической власти во всей Европе.После распада государства Карла Великого в середине IX века титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией, за исключением нескольких случаев кратковременного объединения всех франкских королевств. Последний римский император, Беренгар Фриульский, скончался в 924 г. После его смерти власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривали представители ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи в середине X века стало Восточнофранкское королевство, будущая Германия.
Священная Римская империя в X веке В правление Генриха I Птицелова (919—936) и, особенно, Оттона I (936—973) Восточнофранкское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Аахеном, были отражены набеги венгров (битва на Лехском поле 955 г.), началась активная экспансия в сторону славянских земель Поэльбья и Мекленбурга. Причём завоевание сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в славянских странах, Венгрии и Дании. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х гг. Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви.В 961 г. папа римский Иоанн XII обратился к Оттону с просьбой о защите против короля Италии Беренгара II Иврейского и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над Беренгаром и был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 г. Оттон I был помазан на царство и коронован императором. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви.
Священная Римская империя не имела конституции как единого нормативного акта. В основе её государственного устройства и принципов функционирования лежали неписанные правовые обычаи, которые лишь начиная с позднего средневековья стали дополняться законодательными актами императоров и рейхстага. В новое время конституционно-правовые нормы были разбросаны по значительному числу актов, что в сочетании с уникальным федеративным характером империи и сложившейся системой баланса власти между различными имперскими институтами и сословиями создавало достаточно сложную государственно-правовую конструкцию. По образному выражению Иоганна Якоба Мозера, крупного немецкого правоведа XVIII века,Священная Римская империя не имела конституции как единого нормативного акта. В основе её государственного устройства и принципов функционирования лежали неписанные правовые обычаи, которые лишь начиная с позднего средневековья стали дополняться законодательными актами императоров и рейхстага. В новое время конституционно-правовые нормы были разбросаны по значительному числу актов, что в сочетании с уникальным федеративным характером империи и сложившейся системой баланса власти между различными имперскими институтами и сословиями создавало достаточно сложную государственно-правовую конструкцию. По образному выражению Иоганна Якоба Мозера, крупного немецкого правоведа XVIII века,Федеративный принцип и сложная иерархия государственной структуры стали объектами критики со времён Реформации и формирования в Европе централизованных национальных государств. Самуэль Пуфендорф в XVII веке назвал Священную Римскую империю «подобным „чудовищу“ (лат. monstro simile) сообществом полусамостоятельных княжеств, существовавших под прикрытием слабых прерогатив императорского престола»[13]. Однако несмотря на всю децентрализацию империя оставалась единым государственным образованием, с собственным главой — избираемым императором, и субъектами — имперскими сословиями. Дуализм императора и имперских сословий, которые являлись относительно независимыми источниками верховной власти, создавал систему, сильно отличавшуюся от других европейских государств: император «не был империей»[14] и зачастую не выражал её государственной воли. Последний эрцканцлер Священной Римской империи Карл Теодор Дальберг так описывал это государство незадолго до его падения:
Образование Немецкой империи. Конституция 1871 г.
В 1871 г. была принята Конституция Германской империи (на основе конституции Северо-Германского союза с учетом договоров с южно-германскими государствами).
За южно-германскими государствами закреплялись некоторые особые права:
• Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право сбора налога на водку и пиво (важная статья дохода бюджета), а также на управление почтой и телеграфом;
• у Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления ар-мией и железными дорогами, а в имперском комитете по "армии и крепостям" она занимала постоянное место (другие члены комитета назначались императором);
• под председательством Баварии действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, плюс два ежегодно избираемых члена других государств и пр.
В Конституции 1871 г. законодательно закреплялась модель федеративно – адми-нистративного политического устройства, разработанная во Франкфуртской Консти-туции, т.е. передача федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательной компетенции по вопросам армии, флота, внешней полити-ки, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. Консти-туцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными".
В 3 ст. главы Конституции 1871 г. "Союзный совет" были включены положения, за-крепляющие организационную структуру своеобразной формы германской федерации.
Новый курс» Рузвельта (США)
«Но́вый курс» — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.
Основным методом борьбы с кризисом стало государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни. Рузвельт видел выход из экономического кризиса только посредством государственного вмешательства, регулирования правительством экономических отношений между предпринимателями и восстановления покупательной способности рядовых американцев. Начала работать социальная защита, контроль за производством и сбытом продукции, началось возрождение производства и др. Новая администрация и Конгресс прежде всего были вынуждены разобраться с банковско-финансовыми проблемами. В начале марта 1933 года банки прекратили функционировать. Президент был вынужден объявить чрезвычайное положение и закрыть все банки. Первым шагом к стабилизации стало уменьшение количества банков. Таким образом, в период с 1933 по 1939 год количество банков уменьшилось на 15 % , а объем их активов возрос на 37 %. Также Рузвельт издал закон, согласно которому было снижено золотое содержание доллара, то есть доллар был девальвирован.
Реформы, проведенные президентом США Ф.Рузвельтом, оказали огромное положительное влияние на развитие экономики, обеспечили выход из предвоенного кризиса, способствовали стабилизации экономического и политического развития в послевоенный период.
Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи.
Доисторическая эпоха развития человечества- период истории до изобретения письменности (с 3 – 2 млн. лет- IV тысячелетия до н.э.).
Сформировался первобытный строй: характерно отсутствие частной собственности на основные средства производства классов и государства. В силу особых климатических или географических условий процесс эволюции шел неравномерно. Даже сегодня существуют немногочисленные племена, в которых полностью или частично сохраняется первобытный строй. Периодизация истории первобытного общества и следующего за ним переходного периода, основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда:
· каменный век (от возникновения человека до IV тыс. до н. э.)
· бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.),
· железный век (с I тыс. до н. э.)
В период среднего и позднего палеолита окончательно утверждается родовая организация. Общины насчитывали от 50 до 100 человек, включая 10-20 взрослых охотников. Род (первобытная родовая община) - объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Род регулировал общественные, половые и религиозно-культовые отношения.
Так как на ранней стадии охота, которой занимались мужчины, была малоэффективной, первичной формой организации стал матриархат (материнский род) - объединение кровных родственников по материнской линии. При неупорядоченных половых отношениях мать являлась ядром общины, хранительницей очага. Собирательство и накопление женщинами запасов продовольствия обеспечивало выживание родственников. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением. Основным институтом власти являлось собрание взрослых членов рода, которые избирали старейшин-вождей выполнявших на ранней стадии культовые функции. Формируются и родоплеменные институты власти: собрания, выборные вожди и советы старейшин.
Вследствие «неолитической революции» произошли существенные изменения в социальной структуре общества и управлении. Стремление основного производителя к передаче имущества непосредственным потомкам, а также доминирующее положение мужчин в хозяйственной и организационной сфере привели к возникновению новой формы социальной организации - патриархальной общине.
Патриархат - форма социальной организации, при которой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Для патриархата характерно обособление отдельных устойчивых семей и, как следствие, возникновением патрилинейного рода, монополизация мужчинами управления общиной. Эпоха патриархата – это время разложения первобытнообщинных отношений. При патриархате общ-ое имущество было отделено от имущества семей, высшая власть и суд принадлежит собранию полномочных членов. Круг участников ограничивается мужчинами, достигшими определенного возраста. Собрание рассматривало жалобы, решало вопросы о кровной мести, измене, пороках и преступлениях внутри рода, вопросы войны и мира. Осуществляло распределительные ф-ции. На избираемых старейшин возлагаются ф-ции контроля за порядком распределения об-ного продукта и хранением страховых запасов. С накоплением богатств, старейшины, хранители древних обычаев, все чаще выступают в качестве арбитров при решении спорных вопросов. Следствием появления избытка продукта становится практика обогащения за счет межплеменных войн и разбоя. Война становится постоянным промыслом, поэтому значительно повышается роль избираемого вождя. Кроме военной функции (организации защиты или завоевания), используя авторитет среди мужчин-воинов, вожди увеличивают свое влияние на соплеменников.В отдельную влиятельную касту выделяются священнослужители (жрецы, знахари, колдуны и пр.), обеспечивающие проведение культовой практики и концентрирующие в своей среде накопление естественных знаний и опыта. Старейшины, вожди и жрецы, получающие за свою деятельность от общины часть прибавочного продукта, накапливают богатства, что в свою очередь также способствует росту их авторитета.
3. Восточ и запад пути становления гос-ва и права. Восточный: Преобладание коллективной, общинной собственности на основные средства произ-ва (земля, пастбища, лес и пр.). Гос-во выступило в качестве верховного собственника, права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога. На позднем этапе выделяется царско-храмовая соб-сть на землю и основные средства произ-ва. Частная соб-сть - являлась исключением (Китай). Основа соц структуры -сельская община, сохранившая черты патриархально-родовой ор-ции. Соц-но-классовая струк-ра об-ва на Востоке: 1 категория лиц лишенных средств про-ства - зависимые, подневольные работники и рабы.2свободные мелкие производители-общинники-крестьяне, ремесленники.3господствующая прослойка - царский род, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин, жречество. Жесткое соц разделение отсутствовало, имелось масса переходных стадий.Трад--ость прояв-аяся в устойчивой многоукладности об-ва, преемственности соц и пол инс-тов, прав-х форм, религ учений и идеологии. Разнообразие форм правления с преобладанием "восточной деспотии" (Древний Египет, Древний Китай), либо ее элементов (Империя Маурьев в Древней Индии), религиозно-мистическое отношение к власти и правителю, его обожествление (Бог-Ра - фараон Египта; Сын Неба - император в Китае и пр.). Западный:Периодизация:1.период раннефеод монархий-4(6)-9ввðвремя ранних (варварских) гос-в, время фор-вания класса земел собственников феодалов при поддержке христианской церкви и крестьянских общин2.период сеньориальных монарх9-13 ввðвремя формирования поземельных отн-ий основанных на натур хоз-ве, эксплуатации феодально-зависимого населения, установления феодальной иерархии, феодальной раздробленности, построения гос-ва на договор началах сюзерен-вассалитет.3.период сосл-представ монархий –13-15 вв. ð время эконом подъема за счет роста городов (мануфактуры, торговля), накопления капитала, фор-вания сословной консолидации с территор объединением по этно-нац-ному признаку, время усиления центр королев власти, опиравшейся на представителей сословий. 4.период абсолют монархии15-17вв. ð позднее средневековье, время разложения феодализма и формирования капиталистической системы. Время диктатуры класса феодалов, проявившееся в сильной центр королев власти, выражающей их интересы, подавляющей об-ные антагонизмы ,опирающейся на мощный бюрократ и военно-полицейский аппарат.