Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. Глава 12. Возраст и неравенство

Глава 12. Возраст и неравенство

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ЖИЗНЕННОГО ЭТАПА К ДРУГОМУ

В связи с формированием представлений о различных этапах жизненного цикла переход от одного этапа к другому часто отмечался каким-то ритуалом или обрядом - например, младенческим обрезанием, крещением, конфирмацией или прикреплением "бармицы" (кольчужной сетки) к шлему воина в Древней Руси. В других обществах многие события также сопровождаются ритуалами. Например, при переходе к взрослому возрасту может состояться обряд испытания выносливости, связанный с обрезанием; также существует ритуал посвящения в тайны половой жизни, осуществляемый публично и сопровождающийся торжественной церемонией. Благодаря таким "переходным обрядам" человек усваивает новые роли, а окружающие изменяют своё отношение к нему. В большинстве западных индустриальных стран такие ритуалы со временем утратили свое значение.

Крестины и конфирмация соблюдаются не так строго, как когда-то, а церемония вступления в брак уже не является столь формальной, как всегда было принято. Возрастает число людей, которые просто живут вместе, а вступающие в брак часто не соблюдают традиционных церемоний. Свадебные обряды совершают не только в церкви, а даже на пляжах, на вершинах гор; традиционные брачные обеты иногда заменяются клятвами в верности жениха и невесты. Другие важные изменения статуса отмечаются лишь незначительными ритуалами. Например, когда человек получает право голоса или водительские права, ему лишь равнодушно вручают документы, а часто их просто переправляют по почте.

Утрата ритуалов, слагавшихся в течение длительного времени, вероятно, оказывает негативное воздействие на общество. Обряды, сопровождающие переход от одного жизненного этапа к другому, осуществляют две функции. Они создают, хотя бы временно, социальную солидарность и придают значимость некоторым изменениям в нашей жизни.

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 12. Возраст и неравенство

ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ

В течение последнего десятилетия большое внимание уделялось предмету геронтологии, или изучению старости, что обусловлено главным образом огромным ростом числа пожилых людей среди населения развитых стран. Существует несколько различных теорий старения.

Теория освобождения

Теория активности

Теория субкультуры

Теория распределения материальных средств

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 12. Возраст и неравенство

ТЕОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Одной из самых противоречивых является теория освобождения. На основе исследования 275 жителей Канзас-Сити в возрасте от 50 до 90 лет Камминг и Генр (1961) предположили, что в процессе старения люди пожилого возраста отчуждаются от тех, кто моложе; кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей - имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежностью надвигающейся смерти. В некотором отношении пожилые люди чувствуют себя "свободнее", поскольку над ними не тяготеет необходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно.

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 12. Возраст и неравенство

ТЕОРИЯ АКТИВНОСТИ

Теория освобождения сразу же подверглась критике. Ее противники поставили под сомнение целесообразность "освобождения" пожилых и позитивное значение этого процесса для индивида и общества; они подчеркивали негативные последствия изоляции престарелых и даже называли ее бесчеловечной. В настоящее время теория освобождения отвергнута большинством геронтологов, так как в ней представлена слишком благополучная картина процесса старения. В значительной мере ее вытеснила теория активности, сторонники которой утверждают, что, когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе; при этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержки своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой деятельностью. Сторонники этой теории считают, что, продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать на неполную ставку после ухода на пенсию или заниматься добровольной общественной деятельностью), пожилые люди сохранят свое психологическое спокойствие.

В общем, на приспособление людей к старости в значительной мере влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладел множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом (Блау, 1973). Что касается психологического аспекта, то результаты исследований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, обладающие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30 с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70 лет. Исследования выявили, что взрослые люди, склонные к депрессивному состоянию, страхам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца своей жизни (Касади, 1977).

Наши рекомендации