Перечень компетенций и описание показателей и критериев оценивания компетенций
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ» |
(наименование учебной дисциплины) |
40.04.01 Юриспруденция |
(код и наименование направления подготовки, специальности) |
(специализация в соответствии с ФГОС) |
Нормотворческая деятельность |
(наименование профиля подготовки, узкой специализации) |
Магистр |
(квалификация (степень) выпускника) |
Владимир 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений». – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2016. – 53 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.
Разработчик программы:
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права факультета права и управления ВЮИ ФСИН России кандидат исторических наук Шагушина А.В.
Рецензенты программы:
заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического института имени М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых доктор юридических наук, профессор Борисова И.Д.;
начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВЮИ ФСИН России кандидат юридических наук доцент полковник внутренней службы Трофимова Н.Н.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права факультета права и управления ВЮИ ФСИН России, протокол № 6 от 9 июня 2016 г., на заседании Методического совета ВЮИ ФСИН России, протокол № 12 от 15 июня 2016 г.
ã ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий | ||
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | ||
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «История политических и правовых учений», является единой для обучающихся по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профилю подготовки Нормотворческая деятельность, квалификации (степени) выпускника - магистр.
Целью освоения учебной дисциплины «История политических
и правовых учений» является формирование и развитие у обучающихся способности комплексной оценки политико-правовых явлений
в их историческом развитии.
Задачи освоения дисциплины:
1. Создание у обучающихся системного представления о развитии мировой политико-правовой мысли.
2. Формирование мировоззренческих оснований эволюции политико-правовой действительности.
3. Выработка системных представлений о закономерностях развития политико-правовой мысли.
4. Формирование способности анализировать политико-правовое учение любого исторического периода.
5. Развитие у обучающихся навыков анализа и обобщения изученного материала, применения знаний исторического прошлого
при аргументации теоретических выводов по теории государства
и права.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:
Коды компетенции | результаты освоения ООП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: основные научные теории и их главнейших представителей по ключевым проблемным вопросам государства и права; эволюцию правового менталитета общества на различных ступенях исторического развития как генетическую основу для функционирования современного правосознания. Уметь: определять социальную значимость различных видов юридической деятельности; анализировать взаимодействие правосознания с моральным, политическим, религиозным сознанием; определять степень развитости правового сознания личности. Владеть: навыками оценки политико-правовых явлений на различных этапах всемирной истории, значимых для ценностно-мотивационной ориентации, для понимания социальной значимости профессии юриста |
ОК-3 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знать: общие закономерности и специфические особенности формирования представлений о государстве и праве на различных этапах развития общества. Уметь: анализировать и обобщать общеисторические закономерности и особенности процессов возникновения и развития политических и правовых концепций в хронологической последовательности. Владеть: навыками анализа, обобщения и восприятия информации. |
ПК-11 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | Знать: знать современное состояние науки в выбранной области. Уметь: рационально организовывать научную работу в выбранной области. Владеть: навыками поиска и критического анализа информации по тематике проводимых исследований. |
ПК-12 | способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | Знать: основные научные теории и их главнейших представителей по ключевым проблемам государственно-правового развития на различных этапах истории. Уметь: выделять и систематизировать основные идеи в текстах первоисточников; критически оценивать полученную информацию. Владеть: навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования. |
ПК-15 | способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать: исторические особенности формирования и развития правовой идеологии на различных этапах исторического развития. Уметь: формировать правосознание как основу правового воспитания юристов. Владеть: навыками работы по анализу особенностей формирования правового воспитания на различных этапах Нового и Новейшего времени. |
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» относится к базовой части профессионального цикла учебных дисциплин, изучается в первом семестре.
Входные знания, умения и навыки обучающихся, необходимые для усвоения данной дисциплины, формируются в процессе подготовки к вступительным испытаниям (теоретические и исторические аспекты государства и права) и на предыдущем уровне образования.
Приступая к изучению курса «История политических и правовых учений», обучающийся должен знать основные результаты научных историко-юридических исследований; уметь выявить общие закономерности возникновения, развития и функционирования различных государственно-правовых систем, владеть юридической терминологией.
Дисциплина «История политических и правовых учений» способствует более успешному освоению учебных дисциплин «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», закладывает прочный фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретенных в результате изучения общеюридических дисциплин, создает прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Изучение дисциплины «История политических и правовых учений» предусматривает 4 зачетные единицы (144 академических часа).
3.1. Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов | |
очная форма обучения | заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость по учебному плану | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа, в том числе | ||
Лекции | ||
Семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Промежуточная аттестация обучающегося: экзамен |
3.2. Объем дисциплины по семестрам (в часах)
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | |
Всего | 1 сем. | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
Лекции | ||
Семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Промежуточная аттестация обучающегося: экзамен |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | |
Всего | 1 сем. | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
Лекции | ||
Семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Промежуточная аттестация обучающегося: экзамен |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
с указанием отведенного на них количества академических
или астрономических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
(в академических часах)
Учебно-тематический план
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Количество часов по видам занятий | Контроль | Самостоятельная работа | ||
Лекций | Семинарских занятий | Практических занятий | ||||||
1. | История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина | |||||||
2. | Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока | |||||||
3. | Античные политические и правовые учения | |||||||
4. | Политические и правовые учения Средневековья | |||||||
5. | Политико-правовые учения эпохи Просвещения | |||||||
6. | Политико-правовые учения XIX – начала XX вв. | |||||||
7. | Западные правовые и политические учения в XX в. | |||||||
8. | Политические и правовые учения в России XX в. | |||||||
Форма контроля - экзамен (1 семестр) | ||||||||
Итого по дисциплине: |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Количество часов по видам занятий | Контроль | Самостоятельная работа | ||
Лекций | Семинарских занятий | Практических занятий | ||||||
1. | История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина | |||||||
2. | Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока | |||||||
3. | Античные политические и правовые учения | |||||||
4. | Политические и правовые учения Средневековья | |||||||
5. | Политико-правовые учения эпохи Просвещения | |||||||
6. | Политико-правовые учения XIX – начала XX вв. | |||||||
7. | Западные правовые и политические учения в XX в. | |||||||
8. | Политические и правовые учения в России XX в. | |||||||
Форма контроля - экзамен (1 семестр) | ||||||||
Итого по дисциплине: |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина. Актуальность изучения истории политических и правовых учений, её роль и значение в политико-правовой теории и практике.
Цели и задачи изучения дисциплины, содержание истории политических и правовых учений. Предмет истории политических и правовых учений. Своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин исторического (история государства и права) и теоретического (теория государства и права) профилей.
Политико-правовая идеология как особая форма общественного сознания. Понятие и структура политико-правового учения, доктрины. Классификация политических и правовых учений по их философским основаниям, теоретическому содержанию и практико-политической направленности.
Историологические ориентации и методы исследования истории политико-правовых учений. Принцип историзма. Соотношение исторического и логического, объективного и субъективного в истории политических и правовых учений.
Периодизация, структура курса. Соотношение истории политических и правовых учений отдельных стран и всемирной истории политических и правовых учений.
Используемая литература [1, 3, 6, 7].
Тема 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
Истоки политико-правовой мысли. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о политике, государстве и праве в странах Древнего Востока во II-I тыс. до н.э. Влияние религии и мифологии на становление политической и правовой мысли.
Концепция государства и права в мифологических и религиозных представлениях Древней Индии: ведическая религия, брахманизм, буддизм. Рационалистические идеи о государстве и праве в Древней Индии: школа (локаяты) чарвака, «Артхашастра».
Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Этико-политические взгляды Конфуция. Конфуцианский идеал государства, учение о методах осуществления государственной власти. Даосизм, моизм, легизм как основные направления политической и правовой мысли Древнего Китая.
Политическая мысль Древнего Ирана.
Политические и правовые идеи Древнего Израиля, ее историческая роль. Библия (Ветхий Завет) о законе и государстве.
Используемая литература: [1, 3, 6, 7, 10].
Тема 3. Античные политические и правовые учения
Общая характеристика политико-правовой истории Древней Греции: этапы ее развития и особенности.
Политико-правовые идеи Древней Греции в период образования государств-полисов: творчество Гомера, Пифагора и пифагорейцев, «софистов» и Сократа.
Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции: идеи Платона и Аристотеля. Диалоги Платона «Государство», «Политика», «Законы». Политические и правовые идеи Платона: учение о формах государства, его оценка демократии, проект идеального государства. Влияние идей Платона на последующее развитие политико-правовой мысли.
Политические и правовые идеи Аристотеля: учение о сущности государства, правильных, неправильных и смешанных формах правления; учение о гражданстве и гражданине. Трактаты Аристотеля «Политика», «Афинская политика», «Этика».
Политико-правовые учения периода эллинизма: творчество Эпикура, стоиков, Полибия.
Общая характеристика политико-правовой истории Древнего Рима: этапы ее развития и особенности. Цицерон и его учение о сущности и происхождении государства, о формах государства, об идеальном гражданине и мудром правителе.
Учение римских юристов о праве и государстве. Политико-правовые воззрения римских стоиков. Социальные, нравственные и политические идеалы раннего христианства: учение Августина Аврелия Блаженного.
Используемая литература: [1, 3, 6, 7, 8, 9, 10].
Тема 4. Политические и правовые учения Средневековья
Основные черты и особенности феодальной политической и правовой мысли. Теологическое мировоззрение эпохи Средневековья.
Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении средних веков. Становление средневековой западной традиции права, ее основные черты и этапы развития.
Учение Фомы Аквинского о происхождении и сущности государства, о формах государства, об элементах государственной власти, о соотношении светской и церковной властей. Фома Аквинский о законах и их видах: вечный, естественный, человеческий, божественный Законы. Влияние учения Аквинского на развитие политико-правовой доктрины католицизма.
Политические, правовые и нравственные идеалы еретических учений в средние века. Критика теократических идей в учении Марсилия Падуанского о народном суверенитете.
Русская политико-правовая мысль в IX – XIV вв.: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Русская Правда», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Слово о полку Игореве».
Формирование национальной идеологии Русского централизованного государства в политических и правовых учениях России в XV – XVII вв.: концепция Филофея «Москва – третий Рим», спор между нестяжателями и стяжателями-иосифлянами, политические воззрения И. Пересветова, М. Грека, полемика Ивана IV с А. Курбским.
Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли. Источники и основные положения мусульманского права. Становление мусульманской политико-правовой идеологии в VII – XII веках, ее основные черты. Шариат как закон жизни мусульман. Политико-правовые учения мусульманских мыслителей периода средневековья (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Халдуна).
Переворот в идеологии Западной Европы позднего средневековья. Гуманизм и Возрождение. Реформация.
Политико-правовые идеи эпохи Возрождения: учение Н. Макиавелли о государстве и государе, о политике и морали. Макиавеллизм: сущность и оценка. Отстаивание идеи светского централизованного национального государства.
Политические и правовые учения эпохи Реформации: идеи Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Мюнцера.
Теория государственного суверенитета Ж. Бодена. Взгляды Бодена на королевскую власть. Формы государства.
Возникновение политико-правовой идеологии утопического социализма. Политико-правовые идеи раннего социализма XVI – XVII вв.: творчество Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Используемая литература: [1, 3, 5, 6, 7, 10].
Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Просвещения
Общая характеристика политико-правовой мысли Просвещения. Особенности буржуазных революций и их отражение в политико-правовой мысли. Развитие юридического мировоззрения буржуазии. Общая характеристика теории естественного права.
Политические и правовые учения Голландии в XVII в. Г. Гроций и его учение об «общественном договоре» и «естественном праве». Взгляды на происхождение государства. Гроций о верховной власти и ее носителях. Основные идеи в области международного права.
Политико-правовое учение Б. Спинозы. Сущность государства и права и их происхождение. Спиноза о правах человека и о границах государственной власти.
Истоки просветительской мысли в творчестве английских мыслителей XVII в.: Томас Гоббс, Джон Локк. Становление новой теории государства. Учение Томаса Гоббса о происхождении и назначении государства, о статусе и свойствах государственной власти. Рождение политико-правового либерализма: творчество Джона Локка. Учение Дж. Локка о происхождении и назначении государства. Концепция внутренней организации власти в государстве. Учение о пределах государственной деятельности. Теория разделения властей.
Политические и правовые теории идеологов Просвещения во Франции в XVIII в. Учение Ш. Монтескье о происхождении государства и факторах, определяющих его становление, о формах государства, о разделении властей, о законе. Ж.-Ж. Руссо о естественном и государственном состояниях в развитии человеческого общества. Идея народного суверенитета и его гарантии.
Политические и правовые учения в США в период формирования независимого государства. Политические и правовые взгляды
Т. Джефферсона и их воплощение в «Декларации независимости» и «Билле о правах». Приверженность теории общественного договора и неотчуждаемых прав человека. Отстаивание принципа федерализма. Теория естественного права Т. Пейна. Государство как гарант безопасности народа, его прав и свобод. А. Гамильтон о разделении властей и его практическом осуществлении.
Политико-правовые учения Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Политико-правовая идеология классиков немецкой философии И.Канта,
Г. Гегеля. Философские основы учения И. Канта. Связь политического и правового учения с этикой. Политический идеал. Проект вечного мира. «Философия права» Г. Гегеля. Структура понятия права. Соотношение гражданского общества и государства. Политико-правовые идеи исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта). Критика естественно-правовой теории. Право как выражение народного суверенитета.
Политико-правовая идеология России в XVIII в. Феофан Прокопович как идеолог петровских реформ. В.Н. Татищев и И.Т. Посошков - крупнейшие русские идеологи первой половины XVIII в., особенности их политико-правового учения. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в. Развитие идей «просвещенного абсолютизма»: М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий. Революционно-демократическое учение А.И. Радищева.
Используемая литература: [1, 3, 5, 6, 7, 10].
Тема 6. Правовые и политические учения XIX - XX вв.
Основные направления политико-правовой мысли XIX в.
Либерально-демократические политико-правовые учения XIX века:
Б. Констан, А. Де Токвиль, Д.С. Милль, И. Бентам, В. Гумбольдт,
Л. Штейн.
Позитивизм в сфере права и политики в XIX в. Политические взгляды О. Конта. Позитивизм и социология. Школа «юридического позитивизма Дж. Остина». «Теория насилия» Л. Гумпловича. Социологический позитивизм Г. Спенсера. Теория «юриспруденции интересов» Р. Иеринга.
Материалистическое учение о государстве, его основные идеи и их оценка. Идея диктатуры пролетариата и отмирания государства.
Утопический социализм XIX в.: Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
Волюнтаристское учение Ф. Ницше о государстве и праве. Дуалистическая теория государства в неокантианстве: Г. Еллинек. Анархистские концепции XIX века о государстве и праве.
Основные направления развития политической и правовой мысли в России в первой половине XIX в.: программа государственных преобразований М.М. Сперанского, монархические взгляды
Н.М. Карамзина, политические программы декабристов. Политические и правовые учения революционного народничества 60-70-х гг. XIX в.
П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, М.А. Бакунин.
Основные направления развития политической и правовой мысли в России во второй половине XIX в.: политико-правовые воззрения славянофилов и западников, теократическая утопия Вл. Соловьева, концепция русского либерализма Б. Чичерина, С. Муромцева, Л. Петражицкого, идеи революционного народничества К. Кавелина, П. Лаврова, П. Ткачева, анархизм С. Нечаева, М. Бакунина.
Используемая литература: [1, 2, 3, 5, 6, 7].
Тема 7. Западные правовые и политические учения в XX в.
Основные направления политико-правовой мысли XX в. Преемственность прежних государственно-правовых учений и разработка новых концепций.
Неопозитивистские учения о праве и государстве XX века: «теория солидарности» Леона Дюги, «теория институционализма» Мориса Ориу.
Нормативистская теория Г. Кельзена. Сведение права к формально-логическим нормативным долженствованиям. Государство как система господства и подчинения. «Социологическая юриспруденция»: Е. Эрлих,
Г. Гурвич, Роско Паунд.
Неокантианские концепции права. Учение Р. Штаммлера
о естественном праве с «меняющимся содержанием».
Неогегельянские концепции права и государства (Ю. Биндер,
К. Ларенц, Д. Джентиле, Б. Телдерс). Апология нацистского и фашистского тоталитаризма.
Социальные и неодемократические теории государства и права XX века: «теория государства всеобщего благоденствия», «теория технократии», «теория элитарной демократии».
Экзистенциальные учения о праве и государстве. Концепции
В. Майхофера, Э. Фехнера, К. Коссио.
Онтологические учения о праве и государстве. «Строгая онтология права» Р. Марчича.
Используемая литература: [1, 3, 6, 7].
Тема 8. Политические и правовые учения в России XX в.
Политико-правовые идеи России начала XX в.: взгляды
Г.В. Плеханова, С.А. Котляровского, Г.Ф. Шершеневича,
Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева.
Политико-правовые взгляды русских философов первой половины
XX в.: С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина.
Правоведы русского зарубежья: П.Б. Струве, П.А. Сорокин.
Политико-правовая идеология большевизма. В.И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, ее задачах, формах и механизме, о роли государства в строительстве социализма, о праве и государстве.
Психологическая теория права П.И. Петражицкого. Право как этическое переживание.
Основные идеи политико-правовой концепции Н.И. Бухарина. Политические взгляды И.В. Сталина. «Революционная» теория суда и права М.А. Рейснера, П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса.
Основные концепции права и государства советского периода. Преступление и наказание в советской правовой доктрине: М.Н. Гернет, А.А. Герцензон, А.А. Жижиленко, А.И. Зубков, С.И. Кузьмин, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, А.А. Пионтковский.
Развитие учений о праве и государстве в современной России: основные направления, идеи, концепции. Основные проблемы и перспективы эволюции учений о преступлении и наказании на современном этапе развития российской юридической науки.
Используемая литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7].
Содержание лекций
Очная форма обучения
№ темы | Название темы | Содержание | Кол-во часов |
1. | История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина | Предмет истории политических и правовых учений. Структура политико-правового учения. Этапы развития науки о государстве, политике и праве. Основные исторические модели истолкования государственно-правовых дисциплин. Функции истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений. | |
5. | Политико-правовые учения эпохи Просвещения | Особенности развития политико-правовой мысли эпохи Просвещения. Политико-правовые учения голландского Просвещения: Г. Гроций, Б. Спиноза. Политико-правовые учения английского Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк. Политико-правовые учения французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье. | |
6. | Политико-правовые учения XIX – XX вв. | Политико-правовые учения в Германии в первой половине XIX в.: политико-правовые доктрины И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Историческая школа права. Западноевропейский либерализм XIX в.: английский либерализм (И. Бентам, Дж.-Ст. Милль); французский либерализм (А. де Токвиль, Б. Констан); немецкий либерализм (В. фон Гумбольдт, Л. Штейн). Позитивистские политико-правовые учения: юридический позитивизм Дж. Остина. Социологический позитивизм (Р. Фон Иеринг, Г. Спенсер, Л. Гумплович). |
Заочная форма обучения
№ темы | Название темы | Содержание | Кол-во часов |
1. | История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина | Предмет истории политических и правовых учений. Структура политико-правового учения. Этапы развития науки о государстве, политике и праве. Основные исторические модели истолкования государственно-правовых дисциплин. Функции истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений. | |
5. | Политико-правовые учения эпохи Просвещения | Особенности развития политико-правовой мысли эпохи Просвещения. Политико-правовые учения голландского Просвещения: Г. Гроций, Б. Спиноза. Политико-правовые учения английского Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк. Политико-правовые учения французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье. | |
6. | Политико-правовые учения XIX – XX вв. | Политико-правовые учения в Германии в первой половине XIX в.: политико-правовые доктрины И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Историческая школа права. Западноевропейский либерализм XIX в.: английский либерализм (И. Бентам, Дж.-Ст. Милль); французский либерализм (А. де Токвиль, Б. Констан); немецкий либерализм (В. фон Гумбольдт, Л. Штейн). Позитивистские политико-правовые учения: юридический позитивизм Дж. Остина. Социологический позитивизм (Р. Фон Иеринг, Г. Спенсер, Л. Гумплович). |
Содержание семинарских занятий
Очная форма обучения
№ Раздела (темы) | Название темы | Содержание | Кол-во часов |
1. | История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина | Предмет истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений и их роль в развитии общества. Структура политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений. Периодизация истории политических и правовых учений как учебной дисциплины. | |
2. | Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока | Политико-правовая идеология Древнего Востока: общее и особенное. Государство и право в учениях Конфуция. Легизм, даосизм и моизм как основные направления политической и правовой мысли Древнего Китая. Концепция государства и права в мифологических и религиозных представлениях Древней Индии: ведическая религия, брахманизм, буддизм. Рационалистические идеи о государстве и праве в Древней Индии. | |
3. | Античные политические и правовые учения | Политико-правовые идеи Древней Греции раннего периода: творчество Гомера, Пифагора и пифагорейцев, «софистов» и Сократа. Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции: идеи Платона и Аристотеля. Политико-правовые учения периода эллинизма: творчество Эпикура, стоиков, Полибия. Общая характеристика политико-правовой истории Древнего Рима: этапы ее развития и особенности. | |
Политические и правовые учения Средневековья | Общая характеристика средневековой западной традиции права, ее особенности, черты и этапы развития. Социальные, нравственные и политические идеалы раннего христианства: учение Августина Аврелия Блаженного. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. Политические, правовые и нравственные идеалы еретических учений в средние века: Марсилий Падуанский. Идея независимости Русского государства в памятниках древнерусского права (XI-XIV вв.): «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Повесть временных лет» Нестора, политические воззрения Владимира Мономаха. Формирование национальной идеологии Русского централизованного государства в политических и правовых учениях России: концепция Филофея «Москва – третий Рим», политические воззрения И. Пересветова, М. Грека, полемика Ивана IV с А. Курбским. Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли и основные положения мусульманского права. Политико-правовые учения мусульманских мыслителей периода средневековья (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Халдуна). | ||
5. | Политико-правовые учения эпохи Просвещения | Г. Гроций и его учение об «общественном договоре» и «естественном праве». Политическое и правовое учение Б. Спинозы о неотчуждаемых правах граждан и границах государственной власти. Политическое и правовое учение Т. Гоббса. Формирование политико-правового либерализма (Дж. Локк). Теория разделения властей Ш.-Л. Монтескье. Идея народного суверенитета и его гарантии в учении Ж.-Ж. Руссо. Политические и правовые учения в США в период формирования независимого государства: идеи Томаса Пейна, Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона. Политико-правовая идеология России в XVIII в. Феофан Прокопович как идеолог петровских реформ. В.Н. Татищев и И.Т. Посошков – крупнейшие русские идеологи первой половины XVIII в., особенности их политико-правового учения. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в. Развитие идей «просвещенного абсолютизма»: М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий. Революционно-демокра Наши рекомендации
|