Перечень компетенций и описание показателей и критериев оценивания компетенций

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
(наименование учебной дисциплины)
40.04.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки, специальности)
 
(специализация в соответствии с ФГОС)
Нормотворческая деятельность
(наименование профиля подготовки, узкой специализации)
Магистр
(квалификация (степень) выпускника)

Владимир 2016

Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений». – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2016. – 53 с.

Рабочая программа составлена с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

Разработчик программы:

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права факультета права и управления ВЮИ ФСИН России кандидат исторических наук Шагушина А.В.

Рецензенты программы:

заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического института имени М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых доктор юридических наук, профессор Борисова И.Д.;

начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВЮИ ФСИН России кандидат юридических наук доцент полковник внутренней службы Трофимова Н.Н.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права факультета права и управления ВЮИ ФСИН России, протокол № 6 от 9 июня 2016 г., на заседании Методического совета ВЮИ ФСИН России, протокол № 12 от 15 июня 2016 г.

ã ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «История политических и правовых учений», является единой для обучающихся по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профилю подготовки Нормотворческая деятельность, квалификации (степени) выпускника - магистр.

Целью освоения учебной дисциплины «История политических
и правовых учений» является формирование и развитие у обучающихся способности комплексной оценки политико-правовых явлений
в их историческом развитии.

Задачи освоения дисциплины:

1. Создание у обучающихся системного представления о развитии мировой политико-правовой мысли.

2. Формирование мировоззренческих оснований эволюции политико-правовой действительности.

3. Выработка системных представлений о закономерностях развития политико-правовой мысли.

4. Формирование способности анализировать политико-правовое учение любого исторического периода.

5. Развитие у обучающихся навыков анализа и обобщения изученного материала, применения знаний исторического прошлого
при аргументации теоретических выводов по теории государства
и права.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:

Коды компетенции результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Знать: основные научные теории и их главнейших представителей по ключевым проблемным вопросам государства и права; эволюцию правового менталитета общества на различных ступенях исторического развития как генетическую основу для функционирования современного правосознания. Уметь: определять социальную значимость различных видов юридической деятельности; анализировать взаимодействие правосознания с моральным, политическим, религиозным сознанием; определять степень развитости правового сознания личности. Владеть: навыками оценки политико-правовых явлений на различных этапах всемирной истории, значимых для ценностно-мотивационной ориентации, для понимания социальной значимости профессии юриста
ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Знать: общие закономерности и специфические особенности формирования представлений о государстве и праве на различных этапах развития общества. Уметь: анализировать и обобщать общеисторические закономерности и особенности процессов возникновения и развития политических и правовых концепций в хронологической последовательности. Владеть: навыками анализа, обобщения и восприятия информации.
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права Знать: знать современное состояние науки в выбранной области. Уметь: рационально организовывать научную работу в выбранной области. Владеть: навыками поиска и критического анализа информации по тематике проводимых исследований.
ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне Знать: основные научные теории и их главнейших представителей по ключевым проблемам государственно-правового развития на различных этапах истории. Уметь: выделять и систематизировать основные идеи в текстах первоисточников; критически оценивать полученную информацию. Владеть: навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования.
ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание Знать: исторические особенности формирования и развития правовой идеологии на различных этапах исторического развития. Уметь: формировать правосознание как основу правового воспитания юристов. Владеть: навыками работы по анализу особенностей формирования правового воспитания на различных этапах Нового и Новейшего времени.

2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» относится к базовой части профессионального цикла учебных дисциплин, изучается в первом семестре.

Входные знания, умения и навыки обучающихся, необходимые для усвоения данной дисциплины, формируются в процессе подготовки к вступительным испытаниям (теоретические и исторические аспекты государства и права) и на предыдущем уровне образования.

Приступая к изучению курса «История политических и правовых учений», обучающийся должен знать основные результаты научных историко-юридических исследований; уметь выявить общие закономерности возникновения, развития и функционирования различных государственно-правовых систем, владеть юридической терминологией.

Дисциплина «История политических и правовых учений» способствует более успешному освоению учебных дисциплин «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», закладывает прочный фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретенных в результате изучения общеюридических дисциплин, создает прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Изучение дисциплины «История политических и правовых учений» предусматривает 4 зачетные единицы (144 академических часа).

3.1. Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
очная форма обучения заочная форма обучения
Общая трудоемкость по учебному плану
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
Аудиторная работа, в том числе
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация обучающегося: экзамен

3.2. Объем дисциплины по семестрам (в часах)

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов
Всего 1 сем.
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
Аудиторная работа (всего):
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация обучающегося: экзамен

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов
Всего 1 сем.
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
Аудиторная работа (всего):
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа (всего)
Промежуточная аттестация обучающегося: экзамен

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
с указанием отведенного на них количества академических
или астрономических часов и видов учебных занятий

4.1. Структура дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
(в академических часах)

Учебно-тематический план

Очная форма обучения

  № п/п     Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Количество часов по видам занятий Контроль Самостоятельная работа
Лекций Семинарских занятий Практических занятий
1.   История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина    
2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока      
3. Античные политические и правовые учения      
4. Политические и правовые учения Средневековья      
5. Политико-правовые учения эпохи Просвещения    
6. Политико-правовые учения XIX – начала XX вв.    
7. Западные правовые и политические учения в XX в.      
8. Политические и правовые учения в России XX в.      
  Форма контроля - экзамен (1 семестр)          
  Итого по дисциплине:  

Заочная форма обучения

  № п/п     Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Количество часов по видам занятий Контроль Самостоятельная работа
Лекций Семинарских занятий Практических занятий
1.   История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина    
2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока      
3. Античные политические и правовые учения      
4. Политические и правовые учения Средневековья      
5. Политико-правовые учения эпохи Просвещения    
6. Политико-правовые учения XIX – начала XX вв.    
7. Западные правовые и политические учения в XX в.      
8. Политические и правовые учения в России XX в.      
  Форма контроля - экзамен (1 семестр)          
  Итого по дисциплине:  

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам

Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина. Актуальность изучения истории политических и правовых учений, её роль и значение в политико-правовой теории и практике.

Цели и задачи изучения дисциплины, содержание истории политических и правовых учений. Предмет истории политических и правовых учений. Своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин исторического (история государства и права) и теоретического (теория государства и права) профилей.

Политико-правовая идеология как особая форма общественного сознания. Понятие и структура политико-правового учения, доктрины. Классификация политических и правовых учений по их философским основаниям, теоретическому содержанию и практико-политической направленности.

Историологические ориентации и методы исследования истории политико-правовых учений. Принцип историзма. Соотношение исторического и логического, объективного и субъективного в истории политических и правовых учений.

Периодизация, структура курса. Соотношение истории политических и правовых учений отдельных стран и всемирной истории политических и правовых учений.

Используемая литература [1, 3, 6, 7].

Тема 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Истоки политико-правовой мысли. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о политике, государстве и праве в странах Древнего Востока во II-I тыс. до н.э. Влияние религии и мифологии на становление политической и правовой мысли.

Концепция государства и права в мифологических и религиозных представлениях Древней Индии: ведическая религия, брахманизм, буддизм. Рационалистические идеи о государстве и праве в Древней Индии: школа (локаяты) чарвака, «Артхашастра».

Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Этико-политические взгляды Конфуция. Конфуцианский идеал государства, учение о методах осуществления государственной власти. Даосизм, моизм, легизм как основные направления политической и правовой мысли Древнего Китая.

Политическая мысль Древнего Ирана.

Политические и правовые идеи Древнего Израиля, ее историческая роль. Библия (Ветхий Завет) о законе и государстве.

Используемая литература: [1, 3, 6, 7, 10].

Тема 3. Античные политические и правовые учения

Общая характеристика политико-правовой истории Древней Греции: этапы ее развития и особенности.

Политико-правовые идеи Древней Греции в период образования государств-полисов: творчество Гомера, Пифагора и пифагорейцев, «софистов» и Сократа.

Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции: идеи Платона и Аристотеля. Диалоги Платона «Государство», «Политика», «Законы». Политические и правовые идеи Платона: учение о формах государства, его оценка демократии, проект идеального государства. Влияние идей Платона на последующее развитие политико-правовой мысли.

Политические и правовые идеи Аристотеля: учение о сущности государства, правильных, неправильных и смешанных формах правления; учение о гражданстве и гражданине. Трактаты Аристотеля «Политика», «Афинская политика», «Этика».

Политико-правовые учения периода эллинизма: творчество Эпикура, стоиков, Полибия.

Общая характеристика политико-правовой истории Древнего Рима: этапы ее развития и особенности. Цицерон и его учение о сущности и происхождении государства, о формах государства, об идеальном гражданине и мудром правителе.

Учение римских юристов о праве и государстве. Политико-правовые воззрения римских стоиков. Социальные, нравственные и политические идеалы раннего христианства: учение Августина Аврелия Блаженного.

Используемая литература: [1, 3, 6, 7, 8, 9, 10].

Тема 4. Политические и правовые учения Средневековья

Основные черты и особенности феодальной политической и правовой мысли. Теологическое мировоззрение эпохи Средневековья.

Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении средних веков. Становление средневековой западной традиции права, ее основные черты и этапы развития.

Учение Фомы Аквинского о происхождении и сущности государства, о формах государства, об элементах государственной власти, о соотношении светской и церковной властей. Фома Аквинский о законах и их видах: вечный, естественный, человеческий, божественный Законы. Влияние учения Аквинского на развитие политико-правовой доктрины католицизма.

Политические, правовые и нравственные идеалы еретических учений в средние века. Критика теократических идей в учении Марсилия Падуанского о народном суверенитете.

Русская политико-правовая мысль в IX – XIV вв.: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Русская Правда», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Слово о полку Игореве».

Формирование национальной идеологии Русского централизованного государства в политических и правовых учениях России в XV – XVII вв.: концепция Филофея «Москва – третий Рим», спор между нестяжателями и стяжателями-иосифлянами, политические воззрения И. Пересветова, М. Грека, полемика Ивана IV с А. Курбским.

Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли. Источники и основные положения мусульманского права. Становление мусульманской политико-правовой идеологии в VII – XII веках, ее основные черты. Шариат как закон жизни мусульман. Политико-правовые учения мусульманских мыслителей периода средневековья (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Халдуна).

Переворот в идеологии Западной Европы позднего средневековья. Гуманизм и Возрождение. Реформация.

Политико-правовые идеи эпохи Возрождения: учение Н. Макиавелли о государстве и государе, о политике и морали. Макиавеллизм: сущность и оценка. Отстаивание идеи светского централизованного национального государства.

Политические и правовые учения эпохи Реформации: идеи Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Мюнцера.

Теория государственного суверенитета Ж. Бодена. Взгляды Бодена на королевскую власть. Формы государства.

Возникновение политико-правовой идеологии утопического социализма. Политико-правовые идеи раннего социализма XVI – XVII вв.: творчество Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Используемая литература: [1, 3, 5, 6, 7, 10].

Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Просвещения

Общая характеристика политико-правовой мысли Просвещения. Особенности буржуазных революций и их отражение в политико-правовой мысли. Развитие юридического мировоззрения буржуазии. Общая характеристика теории естественного права.

Политические и правовые учения Голландии в XVII в. Г. Гроций и его учение об «общественном договоре» и «естественном праве». Взгляды на происхождение государства. Гроций о верховной власти и ее носителях. Основные идеи в области международного права.

Политико-правовое учение Б. Спинозы. Сущность государства и права и их происхождение. Спиноза о правах человека и о границах государственной власти.

Истоки просветительской мысли в творчестве английских мыслителей XVII в.: Томас Гоббс, Джон Локк. Становление новой теории государства. Учение Томаса Гоббса о происхождении и назначении государства, о статусе и свойствах государственной власти. Рождение политико-правового либерализма: творчество Джона Локка. Учение Дж. Локка о происхождении и назначении государства. Концепция внутренней организации власти в государстве. Учение о пределах государственной деятельности. Теория разделения властей.

Политические и правовые теории идеологов Просвещения во Франции в XVIII в. Учение Ш. Монтескье о происхождении государства и факторах, определяющих его становление, о формах государства, о разделении властей, о законе. Ж.-Ж. Руссо о естественном и государственном состояниях в развитии человеческого общества. Идея народного суверенитета и его гарантии.

Политические и правовые учения в США в период формирования независимого государства. Политические и правовые взгляды
Т. Джефферсона и их воплощение в «Декларации независимости» и «Билле о правах». Приверженность теории общественного договора и неотчуждаемых прав человека. Отстаивание принципа федерализма. Теория естественного права Т. Пейна. Государство как гарант безопасности народа, его прав и свобод. А. Гамильтон о разделении властей и его практическом осуществлении.

Политико-правовые учения Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Политико-правовая идеология классиков немецкой философии И.Канта,
Г. Гегеля. Философские основы учения И. Канта. Связь политического и правового учения с этикой. Политический идеал. Проект вечного мира. «Философия права» Г. Гегеля. Структура понятия права. Соотношение гражданского общества и государства. Политико-правовые идеи исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта). Критика естественно-правовой теории. Право как выражение народного суверенитета.

Политико-правовая идеология России в XVIII в. Феофан Прокопович как идеолог петровских реформ. В.Н. Татищев и И.Т. Посошков - крупнейшие русские идеологи первой половины XVIII в., особенности их политико-правового учения. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в. Развитие идей «просвещенного абсолютизма»: М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий. Революционно-демократическое учение А.И. Радищева.

Используемая литература: [1, 3, 5, 6, 7, 10].

Тема 6. Правовые и политические учения XIX - XX вв.

Основные направления политико-правовой мысли XIX в.

Либерально-демократические политико-правовые учения XIX века:
Б. Констан, А. Де Токвиль, Д.С. Милль, И. Бентам, В. Гумбольдт,
Л. Штейн.

Позитивизм в сфере права и политики в XIX в. Политические взгляды О. Конта. Позитивизм и социология. Школа «юридического позитивизма Дж. Остина». «Теория насилия» Л. Гумпловича. Социологический позитивизм Г. Спенсера. Теория «юриспруденции интересов» Р. Иеринга.

Материалистическое учение о государстве, его основные идеи и их оценка. Идея диктатуры пролетариата и отмирания государства.

Утопический социализм XIX в.: Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

Волюнтаристское учение Ф. Ницше о государстве и праве. Дуалистическая теория государства в неокантианстве: Г. Еллинек. Анархистские концепции XIX века о государстве и праве.

Основные направления развития политической и правовой мысли в России в первой половине XIX в.: программа государственных преобразований М.М. Сперанского, монархические взгляды
Н.М. Карамзина, политические программы декабристов. Политические и правовые учения революционного народничества 60-70-х гг. XIX в.
П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, М.А. Бакунин.

Основные направления развития политической и правовой мысли в России во второй половине XIX в.: политико-правовые воззрения славянофилов и западников, теократическая утопия Вл. Соловьева, концепция русского либерализма Б. Чичерина, С. Муромцева, Л. Петражицкого, идеи революционного народничества К. Кавелина, П. Лаврова, П. Ткачева, анархизм С. Нечаева, М. Бакунина.

Используемая литература: [1, 2, 3, 5, 6, 7].

Тема 7. Западные правовые и политические учения в XX в.

Основные направления политико-правовой мысли XX в. Преемственность прежних государственно-правовых учений и разработка новых концепций.

Неопозитивистские учения о праве и государстве XX века: «теория солидарности» Леона Дюги, «теория институционализма» Мориса Ориу.

Нормативистская теория Г. Кельзена. Сведение права к формально-логическим нормативным долженствованиям. Государство как система господства и подчинения. «Социологическая юриспруденция»: Е. Эрлих,
Г. Гурвич, Роско Паунд.

Неокантианские концепции права. Учение Р. Штаммлера
о естественном праве с «меняющимся содержанием».

Неогегельянские концепции права и государства (Ю. Биндер,
К. Ларенц, Д. Джентиле, Б. Телдерс). Апология нацистского и фашистского тоталитаризма.

Социальные и неодемократические теории государства и права XX века: «теория государства всеобщего благоденствия», «теория технократии», «теория элитарной демократии».

Экзистенциальные учения о праве и государстве. Концепции
В. Майхофера, Э. Фехнера, К. Коссио.

Онтологические учения о праве и государстве. «Строгая онтология права» Р. Марчича.

Используемая литература: [1, 3, 6, 7].

Тема 8. Политические и правовые учения в России XX в.

Политико-правовые идеи России начала XX в.: взгляды
Г.В. Плеханова, С.А. Котляровского, Г.Ф. Шершеневича,
Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева.

Политико-правовые взгляды русских философов первой половины
XX в.: С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина.

Правоведы русского зарубежья: П.Б. Струве, П.А. Сорокин.

Политико-правовая идеология большевизма. В.И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, ее задачах, формах и механизме, о роли государства в строительстве социализма, о праве и государстве.

Психологическая теория права П.И. Петражицкого. Право как этическое переживание.

Основные идеи политико-правовой концепции Н.И. Бухарина. Политические взгляды И.В. Сталина. «Революционная» теория суда и права М.А. Рейснера, П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса.

Основные концепции права и государства советского периода. Преступление и наказание в советской правовой доктрине: М.Н. Гернет, А.А. Герцензон, А.А. Жижиленко, А.И. Зубков, С.И. Кузьмин, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, А.А. Пионтковский.

Развитие учений о праве и государстве в современной России: основные направления, идеи, концепции. Основные проблемы и перспективы эволюции учений о преступлении и наказании на современном этапе развития российской юридической науки.

Используемая литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7].

Содержание лекций

Очная форма обучения

№ темы Название темы Содержание Кол-во часов
1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина Предмет истории политических и правовых учений. Структура политико-правового учения. Этапы развития науки о государстве, политике и праве. Основные исторические модели истолкования государственно-правовых дисциплин. Функции истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений.
5. Политико-правовые учения эпохи Просвещения Особенности развития политико-правовой мысли эпохи Просвещения. Политико-правовые учения голландского Просвещения: Г. Гроций, Б. Спиноза. Политико-правовые учения английского Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк. Политико-правовые учения французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье.
6. Политико-правовые учения XIX – XX вв. Политико-правовые учения в Германии в первой половине XIX в.: политико-правовые доктрины И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Историческая школа права. Западноевропейский либерализм XIX в.: английский либерализм (И. Бентам, Дж.-Ст. Милль); французский либерализм (А. де Токвиль, Б. Констан); немецкий либерализм (В. фон Гумбольдт, Л. Штейн). Позитивистские политико-правовые учения: юридический позитивизм Дж. Остина. Социологический позитивизм (Р. Фон Иеринг, Г. Спенсер, Л. Гумплович).

Заочная форма обучения

№ темы Название темы Содержание Кол-во часов
1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина Предмет истории политических и правовых учений. Структура политико-правового учения. Этапы развития науки о государстве, политике и праве. Основные исторические модели истолкования государственно-правовых дисциплин. Функции истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений.
5. Политико-правовые учения эпохи Просвещения Особенности развития политико-правовой мысли эпохи Просвещения. Политико-правовые учения голландского Просвещения: Г. Гроций, Б. Спиноза. Политико-правовые учения английского Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк. Политико-правовые учения французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье.
6. Политико-правовые учения XIX – XX вв. Политико-правовые учения в Германии в первой половине XIX в.: политико-правовые доктрины И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Историческая школа права. Западноевропейский либерализм XIX в.: английский либерализм (И. Бентам, Дж.-Ст. Милль); французский либерализм (А. де Токвиль, Б. Констан); немецкий либерализм (В. фон Гумбольдт, Л. Штейн). Позитивистские политико-правовые учения: юридический позитивизм Дж. Остина. Социологический позитивизм (Р. Фон Иеринг, Г. Спенсер, Л. Гумплович).

Содержание семинарских занятий

Очная форма обучения

№ Раздела (темы) Название темы Содержание Кол-во часов
1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина Предмет истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений и их роль в развитии общества. Структура политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений. Периодизация истории политических и правовых учений как учебной дисциплины.
2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока Политико-правовая идеология Древнего Востока: общее и особенное. Государство и право в учениях Конфуция. Легизм, даосизм и моизм как основные направления политической и правовой мысли Древнего Китая. Концепция государства и права в мифологических и религиозных представлениях Древней Индии: ведическая религия, брахманизм, буддизм. Рационалистические идеи о государстве и праве в Древней Индии.
3. Античные политические и правовые учения Политико-правовые идеи Древней Греции раннего периода: творчество Гомера, Пифагора и пифагорейцев, «софистов» и Сократа. Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции: идеи Платона и Аристотеля. Политико-правовые учения периода эллинизма: творчество Эпикура, стоиков, Полибия. Общая характеристика политико-правовой истории Древнего Рима: этапы ее развития и особенности.
Политические и правовые учения Средневековья Общая характеристика средневековой западной традиции права, ее особенности, черты и этапы развития. Социальные, нравственные и политические идеалы раннего христианства: учение Августина Аврелия Блаженного. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. Политические, правовые и нравственные идеалы еретических учений в средние века: Марсилий Падуанский. Идея независимости Русского государства в памятниках древнерусского права (XI-XIV вв.): «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Повесть временных лет» Нестора, политические воззрения Владимира Мономаха. Формирование национальной идеологии Русского централизованного государства в политических и правовых учениях России: концепция Филофея «Москва – третий Рим», политические воззрения И. Пересветова, М. Грека, полемика Ивана IV с А. Курбским. Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли и основные положения мусульманского права. Политико-правовые учения мусульманских мыслителей периода средневековья (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Халдуна).
5. Политико-правовые учения эпохи Просвещения Г. Гроций и его учение об «общественном договоре» и «естественном праве». Политическое и правовое учение Б. Спинозы о неотчуждаемых правах граждан и границах государственной власти. Политическое и правовое учение Т. Гоббса. Формирование политико-правового либерализма (Дж. Локк). Теория разделения властей Ш.-Л. Монтескье. Идея народного суверенитета и его гарантии в учении Ж.-Ж. Руссо. Политические и правовые учения в США в период формирования независимого государства: идеи Томаса Пейна, Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона. Политико-правовая идеология России в XVIII в. Феофан Прокопович как идеолог петровских реформ. В.Н. Татищев и И.Т. Посошков – крупнейшие русские идеологи первой половины XVIII в., особенности их политико-правового учения. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в. Развитие идей «просвещенного абсолютизма»: М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий. Революционно-демокра

Наши рекомендации