Источники административного права: понятие и виды.
Источники административного права – различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.
К источникам административного права относятся:
1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ;
2) постановления палат Федерального Собрания, органов представительной власти субъектов РФ;
3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;
4) правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;
5) решения администраций органов местного самоуправления.
6. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и виды.
Административно-правовые отношения (АПО) - пред-
мет административного права, представляющий собой
общественные отношения, связанные с государствен-
но-управленческой деятельностью, т. е. управленческие
отношения.
Особенности АПО:
1) АПО - властеотношения, построенные на началах
≪власть - подчинение≫. Отсутствует юридическое ра-
венство сторон;
2) в качестве одного из субъектов АПО обязательно
выступает ОИВ или его должностное лицо, наделенное
управленческими полномочиями. Воля такого субъекта
приоритетна, его сознательно-волевые проявления на-
правлены на упорядочение поведения объекта управле-
ния. Налицо соподчиненность воль;
3) АПО складываются в особой сфере государствен-
ной и общественной жизни - в сфере государственного
управления;
4) АПО возникают в связи с осуществлением полно-
мочными субъектами ИВ своей управленческой компе-
тенции;
5) АПО - разновидность организационных отношений,
непосредственно связанных с деятельностью специаль-
ных субъектов и возникающих на основе администра-
тивно-правовых норм;
6) АПО возникают по инициативе любой из сторон,
даже вопреки желанию другой;
7) между сторонами АПО возможны споры, разрешаю-
щиеся в особом административном порядке;
8) ответственность стороны АПО наступает не перед дру-
гой стороной, а перед государством в лице его органа;
9) ОИВ и их должностные лица, действуя по поруче-
нию государства, имеют право издания нормативных ак-
тов (НА).
Элементами АПО являются субъекты (участники),
объекты (то, по поводу чего возникли АПО) и юридиче-
ские факты.
Государственно-властными полномочиями и управ-
ленческими функциями наделены субъекты АПО:
- государственные органы и их структурные подразде-
ления;
- предприятия, учреждения, организации;
- общественные объединения;
- государственные служащие, служащие обществен-
ных объединений;
- представители общественных формирований;
- граждане РФ;
- иностранные граждане и лица без гражданства.
Общий объект АПО - общественные отношения, воз-
никающие в процессе осуществления ИВ, непосредст-
венный - поведение субъектов.
Юридические факты (ЮФ) - обстоятельства, с кото-
рыми законодатель связывает возникновение, измене-
ние или прекращение АПО. ЮФ делятся на действия
(результат активного волеизъявления субъекта) и со-
бытия (явления, не зависимые от воли людей). Дейст-
вия делятся на правомерные (соответствующие тре-
бованиям административно-правовых норм) и непра-
вомерные (нарушающие административно-правовые
нормы).__
АПО могут быть подразделены на следующие
виды:
1. В зависимости от особенностей администра-
тивно-правового регулирования общественных от-
ношений:
- основные (властеотношения);
- неосновные (отношения, непосредственно не свя-
занные с управляющим воздействием на тот или
иной объект, но связанные с его осуществлением).
2. В зависимости от юридического характера
взаимодействия участников:
- вертикальные (возникают между соподчиненны-
ми сторонами, юридически неравными между со-
бой);
- горизонтальные (в рамках которых стороны факти-
чески равноправны).
3. В зависимости от особенностей участников
АПО:
- между соподчиненными субъектами ИВ, находя-
щимися на различном организационно-правовом
уровне;
- между несоподчиненными субъектами ИВ, находя-
щимися на одинаковом организационно-правовом
уровне;
- между субъектами ИВ и находящимися в их орга-
низационном подчинении государственными объе-
динениями, предприятиями и учреждениями;
- между субъектами ИВ и не находящимися в их
организационном подчинении государственными
объединениями, предприятиями и учреждения-
ми;
- между субъектами ИВ и исполнительными органа-
ми системы местного самоуправления (МС);
- между субъектами ИВ и негосударственными хо-
зяйственными и социально-культурными объеди-
нениями и учреждениями;
- между субъектами ИВ и общественными объеди-
нениями;
- между субъектами ИВ и гражданами.
4. 8 зависимости от государственного устрой-
ства:
- между центральными ФОИВ и исполнительными
органами субъектов Федерации;
- между исполнительными органами субъектов Фе-
дерации, находящимися на одном уровне;
- между исполнительными органами субъектов Фе-
дерации, стоящих на разных уровнях.
5. В зависимости от характера юридических фак-
тов:
- порожденные правомерными действиями;
- порожденные неправомерными действиями.
6. В зависимости от содержания:
- материальные (регулируемые материальными
нормами АП);
- процессуальные (регулируемые процессуальными
нормами).