Источники административного права: понятие и виды.

Источники административного права – различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.

К источникам административного права относятся:

1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ;

2) постановления палат Федерального Собрания, органов представительной власти субъектов РФ;

3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;

4) правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;

5) решения администраций органов местного самоуправления.

6. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и виды.

Административно-правовые отношения (АПО) - пред-

мет административного права, представляющий собой

общественные отношения, связанные с государствен-

но-управленческой деятельностью, т. е. управленческие

отношения.

Особенности АПО:

1) АПО - властеотношения, построенные на началах

≪власть - подчинение≫. Отсутствует юридическое ра-

венство сторон;

2) в качестве одного из субъектов АПО обязательно

выступает ОИВ или его должностное лицо, наделенное

управленческими полномочиями. Воля такого субъекта

приоритетна, его сознательно-волевые проявления на-

правлены на упорядочение поведения объекта управле-

ния. Налицо соподчиненность воль;

3) АПО складываются в особой сфере государствен-

ной и общественной жизни - в сфере государственного

управления;

4) АПО возникают в связи с осуществлением полно-

мочными субъектами ИВ своей управленческой компе-

тенции;

5) АПО - разновидность организационных отношений,

непосредственно связанных с деятельностью специаль-

ных субъектов и возникающих на основе администра-

тивно-правовых норм;

6) АПО возникают по инициативе любой из сторон,

даже вопреки желанию другой;

7) между сторонами АПО возможны споры, разрешаю-

щиеся в особом административном порядке;

8) ответственность стороны АПО наступает не перед дру-

гой стороной, а перед государством в лице его органа;

9) ОИВ и их должностные лица, действуя по поруче-

нию государства, имеют право издания нормативных ак-

тов (НА).

Элементами АПО являются субъекты (участники),

объекты (то, по поводу чего возникли АПО) и юридиче-

ские факты.

Государственно-властными полномочиями и управ-

ленческими функциями наделены субъекты АПО:

- государственные органы и их структурные подразде-

ления;

- предприятия, учреждения, организации;

- общественные объединения;

- государственные служащие, служащие обществен-

ных объединений;

- представители общественных формирований;

- граждане РФ;

- иностранные граждане и лица без гражданства.

Общий объект АПО - общественные отношения, воз-

никающие в процессе осуществления ИВ, непосредст-

венный - поведение субъектов.

Юридические факты (ЮФ) - обстоятельства, с кото-

рыми законодатель связывает возникновение, измене-

ние или прекращение АПО. ЮФ делятся на действия

(результат активного волеизъявления субъекта) и со-

бытия (явления, не зависимые от воли людей). Дейст-

вия делятся на правомерные (соответствующие тре-

бованиям административно-правовых норм) и непра-

вомерные (нарушающие административно-правовые

нормы).__

АПО могут быть подразделены на следующие

виды:

1. В зависимости от особенностей администра-

тивно-правового регулирования общественных от-

ношений:

- основные (властеотношения);

- неосновные (отношения, непосредственно не свя-

занные с управляющим воздействием на тот или

иной объект, но связанные с его осуществлением).

2. В зависимости от юридического характера

взаимодействия участников:

- вертикальные (возникают между соподчиненны-

ми сторонами, юридически неравными между со-

бой);

- горизонтальные (в рамках которых стороны факти-

чески равноправны).

3. В зависимости от особенностей участников

АПО:

- между соподчиненными субъектами ИВ, находя-

щимися на различном организационно-правовом

уровне;

- между несоподчиненными субъектами ИВ, находя-

щимися на одинаковом организационно-правовом

уровне;

- между субъектами ИВ и находящимися в их орга-

низационном подчинении государственными объе-

динениями, предприятиями и учреждениями;

- между субъектами ИВ и не находящимися в их

организационном подчинении государственными

объединениями, предприятиями и учреждения-

ми;

- между субъектами ИВ и исполнительными органа-

ми системы местного самоуправления (МС);

- между субъектами ИВ и негосударственными хо-

зяйственными и социально-культурными объеди-

нениями и учреждениями;

- между субъектами ИВ и общественными объеди-

нениями;

- между субъектами ИВ и гражданами.

4. 8 зависимости от государственного устрой-

ства:

- между центральными ФОИВ и исполнительными

органами субъектов Федерации;

- между исполнительными органами субъектов Фе-

дерации, находящимися на одном уровне;

- между исполнительными органами субъектов Фе-

дерации, стоящих на разных уровнях.

5. В зависимости от характера юридических фак-

тов:

- порожденные правомерными действиями;

- порожденные неправомерными действиями.

6. В зависимости от содержания:

- материальные (регулируемые материальными

нормами АП);

- процессуальные (регулируемые процессуальными

нормами).

Наши рекомендации