Экономические предпосылки демократии
Если во времена первобытнообщинного строя основанием демократии был очень низкий уровень производства материальных благ — «равенство в нищете», то по закону отрицания отрицания возобновление Демократии должно опираться на высочайший уровень производительности труда, обеспечивающий распределение по высоким материальным и духовным потребностям для каждого члена общества. Это обстоятельство абсолютизируют сторонники концепций «постиндустриального» и «информационного» общества, забывая указание Маркса на производственные отношения, и прежде всего отношения собственности на средства производства как на фундамент, базис всех остальных общественных отношений (в первую очередь политических, властных). Сегодняшнее человечество по общему уровню производительности труда вполне могло бы перейти к распределению по потребностям и полной демократии. Что же мешает?
Вместе с тем высокий уровень индустриального и экономического развития, безусловно, является одной из важнейших экономических предпосылок демократии. По экономическим показателям демократии значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Однако прямой причинной зависимости между уровнем экономического развития и демократией нет. Это доказывает целый ряд исторических фактов. Так, США перешли к демократии еще в XIX в. на преимущественно доиндустриальной стадии. В то же время, несмотря на относительно высокий уровень промышленного развития СССР, ГДР, Чехословакии, Южной Кореи, Бразилии и т. д., там вплоть до недавнего времени существовали авторитарные режимы.
От степени индустриального развития непосредственно зависит такая предпосылка демократии, как высокая степень урбанизации страны. Жители крупных городов в большей степени склонны к демократии, чем сельское население, отличающееся большим консерватизмом, приверженностью традиционным формам правления.
Еще одно важное условие демократии — уровень развития массовых коммуникаций. Он характеризуется распространенностью газет, радио и телевидения. СМИ делают возможными компетентные суждения граждан о политике: принимаемых решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т. д. В условиях современных крупных по территории и численности населения государств без массовых коммуникаций демократия практически невозможна.
Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика. Рыночная экономика призвана препятствовать концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или партийно-государственного аппарата. Она обеспечивает автономию индивида, предохраняет его от тоталитарного государственного контроля, стимулирует развитие у него таких необходимых для демократии качеств, как стремление к свободе, ответственность, предприимчивость и др. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия
вполне совместима и со значительным развитием системы государственных предприятий и социального обеспечения.
Социальные предпосылки
рыночная экономика лучше, чем командная хозяйственная система, обеспечивает создание такой важной предпосылки демократии, как относительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет сглаживать социальные конфликты, легче достигать необходимого для демократии согласия.
Общественное богатство оказывает благоприятное воздействие на демократизацию общества в том случае, если способствует сглаживанию социального неравенства. Это — следующая предпосылка демократии. Доказано, что поляризация социального неравенства порождает острые политические конфликты, разрешение которых во многом возможно с помощью демократических институтов и методов. Поэтому поляризация общества на богатых и бедных — серьезное препятствие для демократии, хотя эта форма правления невозможна и при уравнительном распределении благ.
Для демократии наиболее благоприятна модель декомпозиции социального неравенства, преобладающая в современных индустриально развитых странах. Эта модель не допускает концентрации различных дефицитных благ: дохода, богатства, престижа, власти, образования и т. д. у одной социальной группы (класса), а требует их рассредоточения в обществе так, чтобы индивид, имеющий низкий показатель в одном отношении (например, в доступе к власти), мог компенсировать этот недостаток за счет обладания другими благами (например, высоким доходом и образованием). Такая структура социального неравенства не приводит к статусной поляризации общества и острым массовым конфликтам.
Декомпозиция социального неравенства в значительной мере обеспечивает многообразие социального состава населения, наличие в нем не относительно однородной, аморфной массы, а четко оформившихся классов, профессиональных, региональных, религиозных, культурных, этнических и других групп, обладающих коллективным самосознанием. Такие группы сдерживают тенденцию к концентрации государственной власти, выступают противовесом силам, стремящимся к ее монополизации, создают возможность установления над ней эффективного контроля.
Не противоречит демократии и наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, поскольку сам этот класс внутренне дифференцирован и состоит из различных групп, близких по важнейшим стратификационным показателям: доходу, образованию и т. д. Средний класс обладает высоким уровнем образования, развития самосознания личности, чувства собственного достоинства, компетентности в политических суждениях и активности. Он больше, чем низшие и высшие слои, предпочитает демократическое устройство государства. В силу своего положения в обществе он заинтересован в политической стабильности, высоко почитает ценности свободы и прав человека, склонен к компромиссам и примирению политических крайностей, обладает умеренностью политических требований.
Теории среднего класса явились отражением количественного роста в странах Запада служащих, интеллигенции, менеджеров, сохранения значительной численности мелких предпринимателей, повышения социальной защищенности и уровня образования рабочих и ряда других групп, а также сближения доходов, уровня потребления и образа жизни широких слоев населения. По мнению сторонников этой концепции, данный процесс привел к устранению традиционных классовых различий между буржуазией и пролетариатом и к образованию среднего класса — новой социальной группы, охватывающей и ценностно объединяющей большинство населения индустриально развитых стран. К среднему классу относятся индивиды, обладающие близким уровнем дохода, образования, престижности профессии, образа жизни и идентифицирующие себя с этой группой общества.
Помимо среднего класса опорой демократической формы правления являются предприниматели — связанная с рынком конкурентная буржуазия. Принципы плюралистической демократии вполне соответствуют ее образу действий и индивидуалистическому мировоззрению. Формирование демократии обычно идет успешнее в больших государствах с развитым внутренним рынком и конкурентной буржуазией. Страны же с односторонней, ориентированной на экспорт экономикой и сросшейся с государством буржуазией больше предрасположены к авторитаризму.
Наличие разнообразных экономических и социальных предпосылок не обязательно порождает демократическую форму правления. Однако переход к демократии возможен и наиболее вероятен в индустриально развитых странах с рыночной экономикой, сглаженным социальным неравенством и невысокой конфликтностью, многочисленным средним классом и влиятельной рыночной буржуазией, плюралистической социальной структурой. И наоборот, в государствах с широко распространенной бедностью, поляризацией в распределении доходов и имущества и как следствие с острыми социальными конфликтами демократия не будет эффективной и жизнестойкой.
Культурные предпосылки
Общей предпосылкой демократии является грамотность населения, его образованность в целом. Очевидно, от образованности прямо зависит компетентность политических суждений личности, ее интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувство собственного достоинства. Необразованный человек, по существу, стоит вне политики и вне демократии, является объектом манипулирования со стороны власти или других политических сил. Грамотность — одно из условий формирования демократической культуры.
Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Она представляет собой менталитет, т. е. способы восприятия и понимания политики, переработанный в человеческом сознании опыт людей, их установки, ценностные ориентации и образцы поведения, характеризующие отношение граждан к власти.
Демократия может укорениться лишь на почве гражданской политической культуры, сочетающей качества активистской и подданнической культур. Такая ее двойственность отражает необходимое для демократии активное участие в политике, способность править, с одной стороны, и подчинение закону, решениям большинства — другой.
Если одни типы политических культур способствуют утверждению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии тормозит «целостная», тотальная политическая культура, рассматривающая государство, общество и индивидов как единое Целое и не допускающая автономии личности и политических институтов по отношению к государству. Демократии враждебна и культура, почитающая власть и ее иерархическое устройство, терпимая к политическому насилию. И напротив, ей благоприятствует открытая политическая культура, базирующаяся на развитом индивидуальном самосознании, допускающая общественный плюрализм и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничениям и компромиссам.
На политическую культуру и поведение граждан большое влияние оказывает религия. Во многом формируя менталитет, самые глубокие структуры политического сознания и мировосприятия людей, религия может как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Благоприятное воздействие на утверждение демократического правления оказал протестантизм с его установками на индивидуальную свободу и ответственность, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии. Сегодня все страны с преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства.