Исторический аспект платности водных ресурсов в России

Тема 7: ВОДНЫЙ НАЛОГ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ

7.1. Исторический аспект платности водных ресурсов в России

7.2. Механизм исчисления и уплаты водного налога

7.3. государственное регулирование налогообложения водных ресурсов

7.4. Водный налог относительно добычи подземных вод

7.5. Администрирование пользования водными ресурсами

Исторический аспект платности водных ресурсов в России

В системе налоговых платежей за природные ресурсы определенное место занимает плата за использование водных ресурсов (плата за пользование водными объектами или водный налог).

Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 1920—1930-х годах. Она взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой — сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен.

С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами. Размер платы определялся пропорционально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем.

С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

Современная система платежей за пользование водными объектами сформировалась в 1998 г. после введения в действие Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

По данному Закону плата за пользование водными объектами, которую предприятия и предприниматели ранее перечисляли в бюджет, официального статуса налога или сбора не имела. Тем не менее она была отнесена к налоговым платежам, хотя налог может быть установлен только в случае, если определены все основные элементы налогообложения, включая налоговые ставки и налоговый период. Однако этого в действующем в то время законодательстве, регламентирующем механизм взимания платы за пользование водными ресурсами, как раз и не было! Поэтому данному платежу необходимо было придать статус налогового.

С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава НК РФ — гл. 25.2 «Водный налог» (соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ) и одновременно прекратил свое действие Закон № 71-ФЗ. Этот налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами.

Если плата за пользование водными объектами относилась к категории региональных платежей, водный налог является федеральным налогом, т.е. регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2 НК РФ.

Тема 7: ВОДНЫЙ НАЛОГ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ

7.1. Исторический аспект платности водных ресурсов в России

7.2. Механизм исчисления и уплаты водного налога

7.3. государственное регулирование налогообложения водных ресурсов

7.4. Водный налог относительно добычи подземных вод

7.5. Администрирование пользования водными ресурсами

Исторический аспект платности водных ресурсов в России

В системе налоговых платежей за природные ресурсы определенное место занимает плата за использование водных ресурсов (плата за пользование водными объектами или водный налог).

Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 1920—1930-х годах. Она взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой — сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен.

С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами. Размер платы определялся пропорционально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем.

С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

Современная система платежей за пользование водными объектами сформировалась в 1998 г. после введения в действие Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

По данному Закону плата за пользование водными объектами, которую предприятия и предприниматели ранее перечисляли в бюджет, официального статуса налога или сбора не имела. Тем не менее она была отнесена к налоговым платежам, хотя налог может быть установлен только в случае, если определены все основные элементы налогообложения, включая налоговые ставки и налоговый период. Однако этого в действующем в то время законодательстве, регламентирующем механизм взимания платы за пользование водными ресурсами, как раз и не было! Поэтому данному платежу необходимо было придать статус налогового.

С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава НК РФ — гл. 25.2 «Водный налог» (соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ) и одновременно прекратил свое действие Закон № 71-ФЗ. Этот налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами.

Если плата за пользование водными объектами относилась к категории региональных платежей, водный налог является федеральным налогом, т.е. регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2 НК РФ.

Наши рекомендации