Дж. Уолдрон о руссоистской демократии и внешних ограничениях
Джереми Уолдрон к идеям Р. Дворкина относится во многом критично. В целях последовательного развития своей аргументации он выделяет две модели демократического принятия решений: бентсшовскую (по имени Дж. Бентама — выдающегося британского мыслителя конца XVIII - первой трети XIX веков) и руссоистскую.
В основе бентамовской модели идея о том, что «голоса отдельных индивидов выражают индивидуальные удовлетворенности [satisfactions], и подсчет голосов большинства приближается к функции социального благосостояния с индивидуальными удовлетворенностями в качестве независимых переменных»**. Проще говоря, избиратели голосуют «ради себя любимого», стараясь максимально реализовать свои личные желания, и то, за что голосует большинство, обеспечивает наибольшее общественное благосостояние.
Руссоистская модель предполагает, что голосование есть выражение всеобщей воли. Голосующие утверждают свои личные представления о том, как лучше всего обеспечить общее благо.
Понимание различия между бентамовской и руссоистской демократией важно для обсуждения вопроса о правах. Соглас-
* Ibid. P. 32. ** Waldron J. Op. cit., p. 49.
но Уолдрону, права обычно рассматриваются в качестве ограничителей демократического принятия решений. Те, кто опасается тирании большинства, нарушения прав индивидов или меньшинств, думают, что нечто вроде Билля о правах, на страже которого стоят судьи, является единственно возможным институциональным решением. Однако, как показывает Уолдрон, возможны и другие варианты, например, предложенные Мэди-соном «сдержки и противовесы» и разделение властей, а также и не-институциональные альтернативы, такие как «мощный барьер моральной убежденности» в идее индивидуальных прав, в пользу которого высказывался Дж. Ст. Милль. Более того, для того, чтобы Билль о правах укоренился и поддерживался в обществе, большинство должно принять ограничения своей коллективной власти. Поэтому идею о том, что большинство всегда склонно злоупотреблять своей властью, нельзя считать удачным аргументом в пользу Билля о правах.
Идея прав как институциональных ограничений имеет смысл на уровне принятия решений в бентамовской демократии. Но, если мы принимаем руссоистскую демократическую модель, мы столкнемся с большими трудностями при обосновании внешних институциональных ограничений в виде прав, поскольку в рамках руссоистской демократии должный баланс между индивидом и обществом, как раз и выражающийся в правах, уже будет учитываться при принятии решений большинством. (Заметим, что и Дворкин это не отрицает, но он считает, что процесс решения большинством проблем, связанных с правами, будет иметь некоторые недостатки.)
Все это имеет важные последствия для оценки идеи судебного контроля над демократическим политическим процессом. Уолдрон анализирует и отвергает некоторые обоснования права горстки судей отменять законы, принятые миллионами граждан государства или их представителями, в частности, идею Дворкина о том, что суды — это форумы принципов, поддерживающие и защищающие значимость принципов в политическом процессе. Кто может отрицать, спрашивает Уолдрон, что избиратель или законодатель также способен действовать, исходя из принципов, как и судья?
Утверждение о том, что контроль малочисленной элиты необходим для защиты индивидуальных прав и прав мень-
шинств, также не соответствует руссоистской модели: «Если избиратели и законодатели способны (а они несомненно способны) по меньшей мере иногда сосредоточиваться в своих рассуждениях на общем благе и должном балансе индивидуальных интересов в обществе и если эти размышления направляют принятие ими политических решений, то, устанавливая практику судебного контроля, мы позволяем, чтобы мнение народа по некоторому вопросу отбрасывалось бы в пользу мнения девяти судей по тому же вопросу только по той причине что... (действительно, что?)»*.
Аргумент, что судьи лучше знают закон, не убеждает Уолд-рона: «Одним из дискуссионных вопросов как раз является то, должна ли быть масса юридических положений по этим проблемам»**. То же относится и к аргументу от дефектов демократического и представительного процесса (коррупция политиков, несправедливая нарезка избирательных округов, трудности с регистрацией избирателей и т. д.). «Трудно видеть, почему предоставление права вето кучке судей является верным средством против этого, а именно, трудно видеть, почему это просто не делает ситуацию еще хуже. Мы не можем оправдать один дефект в демократической системе, указывая на дру-
гие»""''"".
Уолдрон признает, что судебный контроль может поддерживать открытость демократического процесса и обеспечивать доступ всех на политический форум. Но, считает он, этот сильный довод не доказывает необходимость вмешательства судей. «Забота о честности и чистоте демократического процесса есть нечто такое, что идеальный гражданин Руссо будет демонстрировать вместе со всем остальным. Он не нуждается в судье, который бы делал это за него»****.
Итак, заключает Уолдрон, «единственный довод, который может обосновывать роль судей в рамках руссоистской концепции политики, заключается в том, чтобы видеть в них по существу участников и помощников в демократических поли-
* ibid. Р. 67.
** Ibid. P. 68.
*** Ibid. Так ли это? Не могут ли быть ситуации, когда дефекты урав-шивают друг друга?
новешивают друг друга? **** Ibid. P. 68-69. |
тических дебатах, способствующих привлечению внимания общества к тем или иным вопросам»*. Однако даже эта скромная роль судей не должна преувеличиваться. «Я думаю, что Рональд Дворкин неправ, когда говорит о том, что судебный контроль „заставляет включать рассуждения о принципах в политические дебаты", как будто принципы естественным образом отсутствовали бы в этих дискуссиях без вмешательства судов. Мы уже видели, что люди очень хорошо способны мыслить категориями принципов; они не нуждаются в судьях для того, чтобы учить их этому»**.