Состав административного правонарушения
Подсоставом административного правонарушенияпонимается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.
Из сказанного следует, что административное правонарушение состоит из объективных и субъективных признаков. В понятие объективных признаковвключаются объект и объективная сторона, субъективных-- субъект, субъективная сторона. Общепризнанно, что в любом практически полезном действии или бездействии имеются названные элементы, ибо они образуют единство внешней деятельности человека и его сознания. Элементы правонарушения получают правовое закрепление, а следовательно, образуют юридическое понятие о правонарушении.
Субъектомправонарушения выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В РБ названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.
Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два - достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные(особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.).
Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Для признания противоправного деяния правонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е. осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражается в двух формах - умысел и неосторожность.
Реализация воли правонарушителя посредством совершения им конкретных действий приводит к определенным изменениям в реальной действительности. Поэтому необходимым элементом правонарушения является объект, т.е. социальная сфера, которая испытывает негативное воздействие противоправных деяний. Такой сферой в теории права признаются общественные отношения. Объект правонарушения, таким образом, означает сферу общественных отношений, урегулированных нормами права. Вредоносное воздействие на объект правоотношения оказывают действия правонарушителя, которые составляют четвертый элемент правонарушения - его объективную сторону.
Общие положения об административной ответственности
Под административной ответственностьюпонимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:
1. Она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.
2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.
4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц.
5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей.
6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством.
Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.
Субъект административной ответственности- это физическое или юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение. Административная ответственность отличается большой численностью субъектов с различным правовым статусом.
Способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых лиц не с момента рождения, а по достижении определенного возраста. Такой оптимальный возраст, по мнению специалистов, наступает
в 16 лет. В то же время, за некоторые деяния законодательством предусмотрена ответственность с 14 лет.