Правопорядок и общественный порядок соотношение.

1) разная социально-нормативная основа:

а) для общественного порядка требуется вся совокупность социальных норм (норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.),

б) правопорядок устанавливается с помощью права и законности;

2) они не совпадают по происхождению:

а) общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества,

б) правопорядок - вместе с государством и правом;

3) они по-разному обеспечиваются:

а) правопорядок - принудительной силой государства,

б) общественный порядок - всем обществом.

Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценностям общества, нравственное сознание и другие условия. Вопросы укрепления правопорядка и общественного порядка должны решаться в комплексе, так как без общественного порядка не будет и правопорядка, а без стабильного, прочного правопорядка невозможно установить общественный порядок.

50 Правосознание: понятие, содержание, виды уровни. Деформация правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм (Правосознание: понятие, структура, виды и уровни.)

Правосознание - это совокупность представ­лений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действи­тельности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Особенности.

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые составляют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т.д.;

2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности – посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т.д.;

3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе о справедливости, гуманизме, равенстве людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;

5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей.

Структура правосознания.

1) Пра­вовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качествен­ные показатели таких представлений могут быть различны: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет страте­гию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права.

2) Правовая психология (эмоциональные структурные элементы). Эмоции органически включены в структуру сознания, и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окрас­ка (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состо­яние сильного душевного волнения при совершении преступ­ления. Правовая психология включает следующие эле­менты:

а) общественный интерес, мотивы деятельности определен­ных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

б) психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убежде­ния, свойственные социальным группам общества;

в) представления о праве, выработанные в социальных груп­пах под влиянием их психического склада;

г) чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису­щие социальным группам;

д) способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

3) Правовая онтология - означает осозна­ние того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на осно­ве получения информации о праве и правовых явлениях. Ин­формация может быть почерпнута как из теоретических источ­ников (официальных правовых документов, научных коммен­тариев, учебной литературы и т. п.), так и из повседневной практической деятельности.

4) Аксиологичес­кие (оценочные) элементы. Получив информацию о нормативном акте, ином правовом документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставлен­ных правом возможностей для решения жизненных задач.

5) Волевой (праксиологический) элемент. На­пример, узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использо­вать этот закон для реализации собственных задач или «обой­ти» его, строго исполнять этот закон или найти другие право­вые акты, более отвечающие интересам и потребностям — все это входит в волевой элемент правосознания. Волевую направ­ленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Виды правосознания.

1) По уровню осознания необходимости права, глубину про­никновения в сущность права и правовых явлений в обществе.

а) Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уро­вень свойствен основной массе членов общества. Данный уро­вень правосознания формируется на основе повседневной жиз­ни граждан в сфере правового регулирования.

б) Второй уровень - профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки (напри­мер, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельно­сти.

в) Третий уровень - научное, теоретическое правосозна­ние. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования обществен­ных отношений.

2) по субъек­там, носителям.

а) Индивидуальное - характеризует правовые взгляды, эмо­ции одного человека,

б) Коллективное

i) групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессио­нальных сообществ. В ряде случаев правосознание одной соци­альной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существу­ют в правосознании классов, возрастных слоев населения.

ii) массовое правосознание. Этот вид правосозна­ния характерен для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

iii) обще­ственное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Для российского общества характерна подмена правосозна­ния этическими воззрениями.

Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к пра­ву, закону и правовым формам организации общественных отно­шений.

Правовой нигилизм выступает в качестве антипода пра­вовой культуры. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать без­наказанно; и совершенно так же поступает правительство. Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Виды правового нигилизма.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Формы правового нигилизма:

1) В зависимости от сферы применения

а) практи­ческая форма - происходит реализация указанных взглядов и учений на практике:

i) умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов.

ii) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам".

iii) издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Нередко подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы

iv) подмена законности целесообразностью. При этом целесообразность может выступать под разным "соусом" - в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной

v) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом "свободной" от соблюдения законов, особенно на местах.

vi) нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору.

б) теоретическая (идеологическая) форма - имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая про­летарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека

2) В зависимости от формы выражения:

а) пассивная форма - безразличное отноше­ние к праву, явная недооценка его роли и значения.

б) активная - осознанно враждебное отношение к праву. Представи­тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

3) В зависимости от уровня проявления

а) на идеологическом уровне - в виде идеологических течений и теоретических доктрин;

б) на уровне обыденного, массового сознания - в форме отрицательных ус­тановок, стойких предубеждений и стереотипов;

в) ведомственный - установленные государством пред­писания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находят­ся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах на­рода», «для выполнения плана» и т. д.).

Наши рекомендации