Правопорядок и общественный порядок соотношение.
1) разная социально-нормативная основа:
а) для общественного порядка требуется вся совокупность социальных норм (норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.),
б) правопорядок устанавливается с помощью права и законности;
2) они не совпадают по происхождению:
а) общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества,
б) правопорядок - вместе с государством и правом;
3) они по-разному обеспечиваются:
а) правопорядок - принудительной силой государства,
б) общественный порядок - всем обществом.
Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценностям общества, нравственное сознание и другие условия. Вопросы укрепления правопорядка и общественного порядка должны решаться в комплексе, так как без общественного порядка не будет и правопорядка, а без стабильного, прочного правопорядка невозможно установить общественный порядок.
50 Правосознание: понятие, содержание, виды уровни. Деформация правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм (Правосознание: понятие, структура, виды и уровни.)
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.
Особенности.
1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые составляют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т.д.;
2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности – посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т.д.;
3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;
4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе о справедливости, гуманизме, равенстве людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;
5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей.
Структура правосознания.
1) Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различны: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права.
2) Правовая психология (эмоциональные структурные элементы). Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Правовая психология включает следующие элементы:
а) общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
б) психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
в) представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
г) чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
д) способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
3) Правовая онтология - означает осознание того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на основе получения информации о праве и правовых явлениях. Информация может быть почерпнута как из теоретических источников (официальных правовых документов, научных комментариев, учебной литературы и т. п.), так и из повседневной практической деятельности.
4) Аксиологические (оценочные) элементы. Получив информацию о нормативном акте, ином правовом документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставленных правом возможностей для решения жизненных задач.
5) Волевой (праксиологический) элемент. Например, узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать этот закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять этот закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям — все это входит в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Виды правосознания.
1) По уровню осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе.
а) Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества. Данный уровень правосознания формируется на основе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.
б) Второй уровень - профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки (например, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.
в) Третий уровень - научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
2) по субъектам, носителям.
а) Индивидуальное - характеризует правовые взгляды, эмоции одного человека,
б) Коллективное
i) групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов, возрастных слоев населения.
ii) массовое правосознание. Этот вид правосознания характерен для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
iii) общественное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Для российского общества характерна подмена правосознания этическими воззрениями.
Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм выступает в качестве антипода правовой культуры. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство. Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.
Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
Виды правового нигилизма.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
Формы правового нигилизма:
1) В зависимости от сферы применения
а) практическая форма - происходит реализация указанных взглядов и учений на практике:
i) умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов.
ii) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам".
iii) издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Нередко подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы
iv) подмена законности целесообразностью. При этом целесообразность может выступать под разным "соусом" - в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной
v) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом "свободной" от соблюдения законов, особенно на местах.
vi) нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору.
б) теоретическая (идеологическая) форма - имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека
2) В зависимости от формы выражения:
а) пассивная форма - безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения.
б) активная - осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
3) В зависимости от уровня проявления
а) на идеологическом уровне - в виде идеологических течений и теоретических доктрин;
б) на уровне обыденного, массового сознания - в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов;
в) ведомственный - установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.).