Божества ведущих цивилизаций древнего ближнего востока, ирана и индии египет

Амон(др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра —Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын — бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Анубис— древнеегипетский бог, в III тысячелетии до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем —божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.

Апис— чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атон(др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе ГУ (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхнатона).

Атум(др.-егип. «завершенный, полный» либо «несуществующий») — древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба— в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека.

Бастет— древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе.

Священное животное — кошка, с головой которой она могла изображаться.

Исида— древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка— в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования.

Маат(др.-егип. «истина»)— фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/ социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»); кроме того — олицетворяющая это понятие общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Мин— древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик; кроме того — покровитель путей, связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос.

Монту— древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Неит— древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.

Нехбет— богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен (Иераконполь),

изображавшаяся в облике коршуна. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах.

Огдоада(греч. «восьмерка [богов]»; егип. «хемену») — древнеегипетская космогоническая система, сложившаяся в I тысячелетии до н.э. в г. Гермополе. Включала четыре пары мужских и женских божеств, олицетворявших первичный океан (Нун и Наунет), пространство (Хух и Хаухет), тьму (Кук и Каукет), «невидимое», т.е. воздух (Амон и Амаунет). Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса дифференцированного на стихии мира.

Осирис— древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тысячелетия до н.э. — г. Абидос.

Птах— древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Ра(др.-егип. «Солнце») — древнеегипетский бог солнца; верховное божество — создатель и высший властитель мира. С IV—V династии — государственное божество, отец каждого вновь рождающегося фараона. Центр культа — г. Гелиополь. Отождествлялся с местными божествами, возвысившимися до общеегипетского почитания (Ра-Атум, Амон-Pa, Себек-Ра).

Сарапис— эллинистическое божество, сложившееся в конце IV—III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис)и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.

Себек— древнеегипетский бог в облике крокодила, считавшийся владыкой вод, источником плодородия, защитником верховного божества. Центр его особого почитания — Фаюмский оазис; в то же

время его культ был распространен по всему Египту.

Сет— древнеегипетский бог; первоначально — бог-воитель, защищавший Ра, а также бог грозы, бури, пустыни. С гиксосского времени — бог неегипетских, прежде всего азиатских, земель. Включение в культ Осириса в качестве убившего его злого брата привело к представлению о Сете как об олицетворении зла.

Сохмет(др.-егип. «мощная») — древнеегипетская богиня войны, чумы, солнечного жара, изображавшаяся с головой львицы. Чтилась в г. Мемфис как жена главного местного бога Птаха и мать бога Нефертума.

Таурт— древнеегипетская богиня — покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в образе гиппопотама в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона.

Тот(греч.; егип. Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и луны; визирь верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался как человек с головой ибиса, часто с папирусом и писменным прибором; священные животные — ибис и павиан. Центр культа — г. Гермополь. В I тысячелетии до н.э. отож­дествлен с греческим богом Гермесом.

Уаджит(др.-егип. «Зеленая») — богиня древнейшего культового центра Нижнего Египта г. Пе-Деп (греч. Буто). Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы.

Хапи— древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой.

Хатхор(др.-егип. «вместилище Хора») — древнеегипетская богиня чувственной любви, музыки и танца, опьянения; одновременно грозная богиня, истреблявшая по воле Ра людей (ср. с аналогичной двойственностью в образе месопотамской Иштар); мать Хора Старшего. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Дендера.

Хнум— древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей и их и при их рождении. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана.

Хор— древнеегипетское божество: 1) так называемый Хор Старший — сын и

защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу); 2) сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Эниеада(греч. «девятка [богов]») — древнеегипетская космогоническая и теологическая система, созданная в центре культа бога Ра. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воз­духа Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тысячелетия до н.э. культ Осириса в более древний культ бога солнца Ра и объяснить происхождение не только мира, но и египетского государства (поколения богов последовательно сменяют друг друга на египетском престоле).

Ях— древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан.

МЕСОПОТАМИЯ

Адад (акк.), Ишкур(шум.) — бог бури и грома (у шумеров — разрушительных, у аккадцев амбивалентно и разрушительных, и плодородных), сын Ану. Центры культа: Вавилон, Ашшур. В иконографии связан с образом быка и дву- или трезубцем молнии как эмблемой.

Ану(акк.), Ан («Небо»,шум.) — «отец богов», верховное небесное (пассивное) божество шумеро-аккадского пантеона. Выступает в мифах как воплощение высшей власти. Наделен супругой Антум (иногда — Инанной-Иштар). Символ Ана — рогатая тиара.

Ануннаки(доcл. «Семя князя», первоначально, видимо, бога Эа, затем считались потомками Ану) — группа родственных друг другу земных, частично небесных и главным образом хтонических божеств, в узком смысле слова — только подземные божества. Каждый ном имел собственную группу ануннаков. Все ануннаки (по позднему счету 600 — 300 небесных и 300 подземных) обитали в общешумерском культовом центре — Ниппуре.

Апсу(акк.), Абзу(шум.) — мировой океан подземных пресных вод, окружающих землю, хранилище «ме» (божественные «сути» всех объектов и начал мира, определяющие его свойства), обиталище Эа. Впоследствии персонифицировался как первопричина жизни, муж Тиамат, убитый богом Эа и ставший основанием его одноименного жилища.

Ашшур— верховное божество Ассирии, бог-покровитель г. Ашшура. В древнейший период — бог охоты и племенное божество ашшурской группы восточных семитов. В среднеассирийский период по статусу приравнивается к Эллилю и поглощает его черты, в новоассирийский — считается старше Ану и возвышается над всеми богами. Изображался в виде крылатого солнечного диска.

Бел(акк.) (Господин) — эпитет, обозначавший у аккадцев любое божество и употреблявшийся как фактическое второе имя Эллиля, затем Мардука.

Ду'узу(акк.), Думузи(шум.)— умирающее и воскресающее божество плодородия, супруг богини Инанны (Иштар), отданный ею в подземный мир в качестве выкупа за нее.

Игиги(акк.), «нун-галене» («великие князья», шум.) — небесные божества, противопоставлявшиеся ануннакам в узком смысле слова. «Семь великих богов-игигов» — Ану, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук, Иштар.

Иштар (акк.), Инанна(шум.) — центральное женское шумеро-аккадское божество. Богиня плодородия и любви, войны, разрушения и распри, олицетворение планеты Венера. Дочь Ану. Почиталась как местное божество-покровитель во многих центрах (в частности, Ниневии, Арбелах, Уруке и др.). Поглотила черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного характера. Изображается иногда со стрелами за спиной.

Мардук— городской бог-покровитель Вавилона, с возвышением последнего

считается сыном Эа и верховным божеством («отцом богов»), убившим Тиамат, создавшим мир и получившим владычеством над ним из рук Ану и Эллиля. Супруга Мардука — Царпаниту. Символы Мардука — секировидный топор и дракон Мушхуш.

Набу(акк.) — бог писцового искусства и мудрости, писец таблиц судеб. Бог-покровитель Борсиппы. Изображается стоящим на священном пьедестале, превращающимся в его атрибут.

Нергал(шум.)— владыка мира мертвых, злое божество; считался сыном Энлиля. Супруг Эрешкигаль, богини подземного царства. Бог-покровитель Куты и Апиака. Атрибуты: львиные головы, серповидный меч.

Нинмах(шум.) — богиня-мать, создательница людей. Местное божество Адаба.

Нинурта(шум.) — бог-герой, сын Энлиля. Бог растительного плодородия и победоносной внешней войны. Центр культа — Ниппур.

Потоп— важнейшая веха мифологизированной истории шумеро-аккадцев, отделяющая в их представлении «мифическое» прошлое от «исторического». Реально соответствует, по-видимому, общемесопотамскому наводнению ок. 2900 г. до н.э.

Син(акк.), Наина(шум.) — лунное божество. Первенец Эллиля, отец бога огня и света Нуску. Бог-покровитель Ура и Харрана. Символ Сина — полумесяц; основные атрибуты — бык и барка, в которой он путе­шествует вокруг земли.

Тиамат— хтоническое чудовище, воплощение первичного хаоса, супруга Апсу. Убита в битве порожденных ею богов («старших») с предводимыми Мардуком богами шумеро-аккадского пантеона («младшими»), после чего из ее тела Мардук создает мир. Изображается в виде дракона или семиглавой гидры.

Шамаш(акк.), Уту(шум.) — солнечное божество, также бог правосудия и справедливости, податель оракулов. Считался сыном Сина. Как местное божество почитался в Уруке. Часто изображается выходящим из-за гор как своеобразного подножия, с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руках.

Шеду и ламассу— олицетворение жизненной силы (шеду) и носительница личности (ламассу) каждого человека, выступающие как его хранители.

Эа, Эйя,(акк.), Энки(шум.) —хтоническое водное божество, владыка божественной мудрости, советник богов, повелитель Апсу, создавший человека вместе с Нинмах. Центры почитания — Эреду, Ур. Может изображаться как ихтиоморфный персонаж.

Эллиль(акк.), Энлиль(шум.)— бог ветра, воздуха и жизни, сын Ана, верховное активное божество, осуществляющее реальную власть над миром. Титулуется «отцом богов», наделен супругой-советчицей Нин-лиль. Настроен достаточно враждебно к людям. Центр почитания — Ниппур. Символ Эллиля (как и Ану) — рогатая тиара.

Эрра(акк.) — бог мора и войны как разрушительных стихий (по-видимому, заимствованный). Считался сыном Ану.

ЗАПАДНОСЕМИТСКИЙ МИР

Адон(«Владыка») — финикийское умирающее (умерщвляемое) и воскресающее божество растительности и плодородия, возлюбленный Астарты. Как Адонис широко почитался в эллинистическом мире.

Анат— богиня охоты и битвы, дева-воительница, дочь Илу, сестра и возлюбленная Баала, помогающая ему в битвах с хтоническими врагами, играющая также роль смертоносной богини-губительницы. Иногда считалась супругой Йево.

Астарта (Ашторет)— богиня плодородия и плотской любви и в то же время богиня-воительница, олицетворение Венеры (соответствует аккадской Иштар). Могла изображаться в виде нагой конной лучницы.

Баал(Балу, «Господин») — эпитет богов, употреблявшийся прежде всего как имя бога грома и бури Баал-Хаддада (угаритский Алийян-Балу, тж. Баал-Аддир), перенимающего (под индоевропейским влиянием?) функции верховного активного божества у своего отца Илу. Баал-Хаддад — Владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресающее божество), космоустроитель, борец с хтоническими и

косморазрушительными силами (Йамму, Муту).

Баал-Хаммон— бог солнца. В Карфагене — одно из главных божеств, распоряжался плодородием.

Баал-Шамем(«Господин небес») — общезападносемитское пассивное верховное (небесное) божество (иногда это место занимает «Илу отцовский»).

Дагон (Даган)— благой бог — податель пищи (рыбы и зерна), покровитель земледелия и рыбной ловли. Также божество войны. Бог-покровитель западных семитов Верхней Месопотамии. По «рангу» мог приравниваться к Илу.

Илу(Эл, «Силач/Бог») — общезападносемитское активное верховное божество — космоустроитель, демиург, отец богов и людей. Сын Баал-Шамема (или некоего «Илу отцовского»), доверившего ему власть над миром. Протагонист священного брака, владыка плодородия и производительных сил. Мог почитаться в образе быка. Супруга Илу —мать богов Асират (Ашера).

Йамму(«Море») — властелин морской стихии, по функциям и облику—хтоническое злое божество, враждебное богам-космоустроителям и оспаривающее у них власть над миром. Повелитель морских чудовищ, дракона и левиафана. Враг громовников Балу (Баал-Хадцада) или Йево, побежденный и убитый тем или другим.

Йарих (Ярих)— лунное божество, покровитель Иерихона.

Йахве (Яхве)первоначально — палестинское божество грома и вулканической активности, покровитель южнопалестинского племени шасу-яхве. Вероятно, это локальный вариант западносемитского бога Йево,покровителя Берита, противника морских хтонических чудовищ. Палес­тинский Яхве был адаптирован древними евреями в качестве бога-покровителя Израиля, затем поглотил образ Илу и стал верховным божеством древнееврейского варианта западносемитского пантеона.

Мелькарт— («Царь города») — местный бог-покровитель Тира, с возвышением Тира почитался в Финикии, ее колониях и Дамаске. По облику и функциям схож с Баалом (Баал-Хаддадом).

Муту— («Смерть») — божество смерти и хаоса, владыка подземного царства, засухи и бесплодия, пожиратель мира и главный противник Баала. Схватка Муту и Баала постоянно возобновляется; оба они гибнут и воскресают, причем смерть Муту и воскресение Баала являются основными условиями возобновления жизни на земле.

Первочеловек— западносемитская традиция знает несколько перволюдей разного уровня: Адама («Человека»), Эноша («Человека»), Шета (Суту) — первопредка основной массы западносемитских племен, Ноя — предка ныне живущих людей, чья семья единственной пережила некую мировую катастрофу — «потоп» (в оригинальном семитском предании, по-видимому, огненный).

Рашап— бог — воин-губитель, повелитель огня, молний и мора, покровитель войны и оружия как средств разрушения. Мог считаться супругом Анат. Изображался хорошо вооруженным, в боевом одеянии.

Тиннит— лунно-небесное женское божество, богиня-дева (иногда, возможно, считалась супругой Баал-Хаммона), одно из верховных божеств карфагенского пантеона.

Эшмун— умирающее и воскресающее божество растительности, бог-целитель.

ИРАН

(дозороастрийский)

Ажи-Дахака— трехглавый дракон, пытающийся присвоить первоначало общественно-политической организации иранцев — фарн. Наделен рядом черт индоевропейского змея — носителя хаоса, врага космоустроительства.

Аярьяман— бог-покровитель ариев (т.е. либо индоиранцев в целом, либо индоариев и контактировавших с ними части

иранцев). Выступает специально как бог-целитель.

Айшма— дэв, божество грабежа и набегов.

Ангро-Майнью— повелитель дэвов, главный носитель злых начал.

Апам-Напат— благой дух вод (в том числе небесно-дождевых), персонификация грозовой молнии. Создатель и покровитель

людей, сохранивший иранское политическое начало (фарн) от Ажи-Дахаки.

Ардвисура-Анахита— главное женское божество, богиня воды и плодородия, дух источника мировых вод, стекающих с мировой горы. Впоследствии считается дочерью Ахурамазды. Выступает на стороне богов и героев — космоустроителей.

Арта (Апта Вахишта,«Лучший Распорядок») — персонифицированное начало справедливого миропорядка (прежде всего человеческого порядка). Противостоит аналогичному началу разрухи и несправедливости — Другу («Лжи»),

Атар— божество стихии огня, составляющей по воззрениям иранцев природу всего сущего. В то же время считался сыном Ахурамазды, в качестве космообразующего начала боролся с Ажи-Дахака за фарн. Культ огня был центральным культом иранцев.

Ахурамазда— первоначально старший ахура, ведавший собственно космоустроением и в этом качестве составлявший пару Митре, ведавшему миром человеческих отношений.

Ахуры и дэвы— Индоиранская мифология различает два класса божеств — дэвов (иранск.)/ дева (индоарийск.) и ахур (иранск.)/ асур (индоарийск.; этот же термин, по-видимому, первоначально обозначал оба класса божеств как обобщающий), в конечном счете их стали противопоставлять по благодетельности или вредности для человека. У иранцев ахуры считались благими божествами, а дэвы — злыми, а у индоариев — наоборот. При этом важнейшие индоиранские божества автоматически зачислялись в разряд благих (так, Митра считался ахурой у иранцев, но относился к дева у индоариев; однако уже Индра, как дева-дэв, считался демоном у

иранцев). К числу главных ахур относятся Митра, Ахурамазда (по-видимому, старший ахура) и Апам-Напат. В дозороастрийские времена дэвы также имели свои культы, искорененные зороастрийцами.

Веретрагна— бог войны и победы, змееборец-космоохранитель. Ему соприроден фарн — воплощение царской власти, начало и условие политического существования иранцев.

Зерван— изначальное (предначальное) божество, бог бесконечного времени и судьбы. Вероятно, воспринимался как предок злых и добрых божеств.

Йима(«Близнец») — божественный Первочеловек, сын Солнца, основатель цивилизации и царь мира в начальный, «золотой» век ее существования. Близнец Йимак, Первоженщины-прародительницы. Оставив землю, становится богом загробного мира. Благоподатель и податель загробной вечной жизни, одно из главных иранских божеств.

Митра— божество солнца, с одной стороны, и договора, меры, взаимного блага, дружбы — с другой. Выступает как устроитель прежде всего социального космоса, хранитель человеческих норм и благоподатель. Один из ахур.

Хаома— божество галлюциногенного напитка «хаомы» и растения, из которого он готовился. Жертвоприношение Хаоме — «ясна» — было необходимо для функционирования правильного миропорядка и обеспечения жизненных и загробных благ жертвователям.

Язаты— (аналогично «бага») — категория божеств — помощников Ахурамазды (в зороастрийские времена к ним причислялись важнейшие ахуры).

ИНДИЯ

Агни(«Огонь») — бог огня (в том числе солнечного огня, огня как основной мирообразующей стихии, огня

домашнего очага, жертвенного костра). Главный из земных богов, протагонист основного ритуала, посредник

между богами и людьми.

Адитьи— особая группа из шести — восьми (позднее двенадцати) богов, включающая Митру, Варуну,

Арьямана, Индру, Вивасвата, иногда Сурью и др. Космо-хранители и космоправители, благосклонные к людям. В послеведийский период старшим из них считался

Вишну.

Апсары— полубожественные женские существа, обитающие на небе, в реках и на горах. Возлюбленные

гандхарвов, небесные куртизанки и танцовщицы, утешающие в раю Индры воинов, павших на поле брани. Асуры— класс наиболее могущественных демонов, противостоящих богам (хотя

исходно асурами назывались и демоны, и боги) и ведущих с ними непрестанные войны. Среди асур выделяются классы гигантов дайтьев,борющихся с адитьями, и тесно связанных с ними семерых данавов— также гигантов. К данавам относится чудовищный змей Вритра, один из главных асур и основной противник Индры.

Ашвины— божественные братья-близнецы, небесные божества-колесничие, связанные с утренними и вечерними сумерками. Для людей — боги-помощники и спасители.

«Боги» (дева,досл. «небесные») — один из двух главных классов индоиранских духов; в индоарийских представлениях — благие божества, поддерживающие и оберегающие космоустройство. Делятся на три группы — небесные (верховный пассивный бог Дьяус-«Небо», Варуна, Митра и др. адитьи), боги воздушного пространства (Индра, Ваю и др.), земные (Агни, Сома и др.). Древнеиндийский пантеон из 33 богов комплектовался 12 адитьями, 8 васу, 11 рудрами, Дьяусом и Притхиви. В поздневедийский период три класса благих существ: боги-дева, люди и питары — считались противостоящими трем группам демонических существ: асурам, ракшасам и пишачам.

Брахма— в индуистской мифологии высшее божество, создатель мира. Глава Тримурти — триады верховных богов индуизма, стоящий над Вишну и Шивой. По-видимому, образ Брахмы восходит к абстрактному понятию универсального мирообразующего принципа, персонифицированному и отождествленному с ведийским Праджапати.

Варуна— бог космических вод, главный из адитьев, хранитель и царь вселенной. Как хранитель природного космоса выступает в паре с Митрой — хранителем собственно человеческого миропорядка. Сам Варуна достаточно далек от людей. Возможно, сопоставим с греческим Небом-Ураном.

Васу(«добрые») в собственном смысле слова — группа из восьми богов, связанных с землей и персонифицирующих природные явления, стихии и объекты. Васу подчинялись Индре или Агни.

Ваю(«Ветер») — бог ветра.

Вивасват— солярное божество, воплощающее мировой свет, родоначальник людей. Отец Ашвинов, а также перволюдей

(Ямы и Ями), изобретатель ритуала и огнеподатель. Отождествлялся с Сурьей и стал в конце концов богом солнца как такового.

Вишну— ведийское божество неясного происхождения и функций; в индуистской мифологии включен в Тримурти — верховную триаду божеств, где выступает в роли хранителя мира, а иногда — как высший член триады. Его аватарами-воплощениями считаются Кришна и Рама.

Гандхарвы— группа амбивалентных полубогов, супруги апсар, небесные певцы и музыканты. Для людей (а иногда и для богов) бывают вредоносны. Враги нагов.

Гаруда— в индуистских представлениях царь птиц, ездовое существо Вишну. Постоянный враг хтонических змеев-нагов.

Деви— в индуистской мифологии жена Шивы, чей образ, возможно, восходит к доарийской богине-матери. Соответственно двум аспектам Шивы выступает в благой ипостаси как Парвати,в грозной — как Кали, Дургаи пр.

Индра— бог грома и молнии, воин-колесничий, вождь военной дружины, щедрый покровитель людей. Его основная функция — силой оружия отстаивать миропорядок в борьбе с демонами, в частности змеем Вритрой (победа Индры над которым рассматривается как торжество космоса над хаосом). По победе над Вритрой именуется Вритраханом (ср. с иранск. Веретрагной). Связан также с плодородием.

Кришна— возможно, дравидский по происхождению персонаж (ср. его подчеркнуто темный цвет) или обожествленный герой, в индийской мифологии — царевич Матхуры, являвшийся аватарой Вишну, продолживший свое существование по окончании пребывания в земном теле. Выступает как защитник (но наделен также и недобрыми свойствами), тесно связан с эротическими мотивами.

Кубера— в индуистской мифологии бог богатств, владыка якшей. Первоначально человек, причисленный к богам Брахмой. Носит ряд хтонических черт, связан с плодородием.

Лакшмн(«Знак, Счастье, Красота»; отождествлена с богиней аналогичного облика Шри) — богиня богатства, счастья и красоты. Лакшми и Шри — доарийские божества, адаптированные индоариями в поздневедийский период. Позднее считалась супругой Вишну.

Локапалы(«хранители мира») — в индуистской мифологии группа из четырех или восьми божеств (Индра, Яма, Варуна, Кубера; Агни, Сома, Сурья, Ваю) — хранителей стран света, поставленных Брахмой и восседающих на космических слонах.

Маруты— группа младших божеств ветра, бури, грома и молнии. Считаются братьями, детьми Рудры и могут причисляться к рудрам. Составляют боевую свиту Индры.

Наги— полубожественные змеи с человеческими головами, враги птиц и их царя Гаруды. Один из царей нагов — тысячеголовый мировой змей Шеша, поддерживающий землю.

Питары— обожествленные умершие предки.

Пишачи— вредоносные демоны, враги людей, насылающие болезни и питающиеся человеческими телами.

Праджапати(«Господин потомства») — божество — творец всего сущего. Главный бог и отец богов. Впоследствии отождествляется с Брахмой.

Ракшасы— один из классов демонов, враги людей. Ночные чудовища, мешающие жертвоприношениям и нарушающие этим связи людей и божеств. Иногда изображаются как великаны-людоеды.

Рама— эпический герой, царевич Айодхьи, совершивший поход на Ланку (островное царство ракшасов, отождествлялось как Цейлон) и в союзе с божественным царем обезьян Хануманом, сыном Ваю, избавивший людей от ракшаса Раваны. Впоследствии в индуистской мифологии считался особым божеством — аватарой Вишну.

Рудры— класс божеств, связанных с Рудрой— божеством гнева и ярости, богом-разрушителем (в индуистской мифологии его в этом качестве сменил Шива).

Сома— божественный галлюциногенный напиток и его дух, впоследствии также лунное божество.

Сурья(«Солнце») — божество солнца, всевидящее око богов.

Ушас— женское божество утренней зари.

Шеша (Ананта)— царь нагов, мировой тысячеголовый змей, служащий ложем для Вишну. В конце каждой эпохи-кальпы извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную данной эпохи.

Шива(«Благой, Счастьеподатель») — божество сложного происхождения. По-видимому, восходит к дравидскому богу — повелителю леса и хозяину животных. Само индоарийское имя «Шива» было эпитетом Рудры, осознанным как имя самостоятельного божества, сочетавшего черты ряда арийских и неарийских богов. В индуистской мифологии — член Тримурти — триады верховных божеств, в рамках которой считается прежде всего смертоносным богом-разрушителем (иногда — высшим богом). Две главных функций Шивы — разрушение и поддержание производительной силы мира. Божественный оргиастический танец Шивы играет ключевую роль в поддержании миропорядка.

Якши— полубожественные хтонические существа, благожелательные к людям.

Яма— сын Вивасвата, Первочеловека. После смерти — владыка и судья царства мертвых, повелитель питаров.

БИБЛИОГРАФИЯ

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ К ИЗУЧЕНИЮ В РАМКАХ

ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Дьяконов И.М., Якобсон В.А. «Номовые государства», «территориальные царства», полисы и империи: Проблемы типологии //Вестник древней истории. 1982. № 2.

Древние цивилизации/Под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М, 1989.

История Древнего Востока/Под ред. В.И. Кузищина. М., 1979 (1-е изд.), 1988 (2-е изд.).

История Древнего Востока: Материалы по историографии/Под ред. В.И. Кузищина, A.A. Вигасина. М., 1991.

История Древнего Востока. Т. 1: Ранняя древность. Т. 2: Расцвет древних обществ. Т. 3: Упадок древних обществ/Под ред. И.М. Дьяконова, И.С. Свенцицкой, В.Д. Нероновой. М., 1982 (1-е изд.), 1983 (2-е изд.), 1989 (3-е изд.).

Источниковедение истории Древнего Востока/Под ред. В.И. Кузищина. М., 1984.

Коростовцев М.А. О понятии «древний Восток»//Вестник древней истории. 1970. №1.

Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяконов И.М., Луконин В.Г. Искусство Древнего Востока. М., 1968 («Памятники мирового искусства»).

Мифы народов мира: Энциклопедия/Под ред. С.А. Токарева. 2-е изд. М., 1991—1992.

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973 (Библиотека всемирной литературы).

Пучков П. И. Некоторые вопросы протоэтногенеза//Исчезнувшие народы. М., 1988.

Хрестоматия по истории Древнего Востока/Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. Т. 1—2. М., 1980.

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И РАБОТЕ НАД

ДОКЛАДАМИ

Работы общего характера

Всемирная история. М., 1955. Т. 1. М., 1956. Т. 2..

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. [Сб. ст.] М., 1989.

Древние цивилизации: От Египта до Китая. [Избранные статьи, опубликованные в журнале «Вестник древней истории» в 1937—1997 гг.] М., 1997.

Древний Восток. [Сб. ст.] М., 1975. Вып. 1. М., 1980. Вып. 2.

Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. (От первых поселений до персидского завоевания). М., 1989.

Зельин К. К. Принципы морфологической классификации форм зависимости // Зельин К.К, Трофимова М.К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье в эллинистический период. М., 1969. С. 11—51.

История Востока. Т. 1: Восток в древности. М., 1997.

История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1:

Месопотамия. M., 1983; Ч. 2: Передняя Азия, Египет. М., 1988.

Конрад Н.И. Запад и Восток. М, 1972.

Культурное наследие Востока: Проблемы, поиски, суждения (К 75-летию Б.Б. Пиотровского). Л., 1985.

Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987.

Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1—2. М., Л., 1935—1936.

The Cambridge Ancient History. 2nd revised ed. Vol. 1—3. Cambridge, 1980—1988; repr. 1989—1995 (также нерегулярные подготовительные выпуски по отдельным тематическим разделам с 1962.

City Invincible: A Symposium on Urbanisation and Cultural Development in the Ancient Near East/Ed. C.H. Kraeling and R.M. Adams. Chicago, 1960.

Ficher Weltgeschichte. Bd. 2—4. Frankfurt an Main, 1965—1967.

Haywood R.M. Ancient Greece and the Near East. N.Y., 1964.

The Organisation of Power: Aspects of Bureaucracy in the Ancient Near East/Ed. McG. Gibson and B.D. Biggs. Chicago, 1987.

State and Temple Economy in the Ancient Near East. Vol. 1—2. Leuven, 1979 (Orientalia Lovanensia Analecta. 5).

Наши рекомендации