Вопрос 2.2 Искусство цивилизаций Ближнего Востока: Месопотамия, Египет

Вопрос 1.1 Искусство как феномен культуры

Понятия искусства и художественной культуры. Искусство в системе культуры: специфическое значение и многообразные функции. Проблема объяснения природы искусства: искусство как способ познания, искусство как генератор ценностных образцов, искусство как средство идейного общения. Художественность и утилитарность в генезисе искусства. Искусство как мастерство. Искусство и техника.

Искусство как психологический феномен. Серьезное и легкое искусство.

Эстетическая природа и социальные роли искусства. Внешние границы в внутренние грани феномена искусства. Искусство и эстетическое сознание. Эстетические ценности в искусстве. Категории эстетического и художественного.

Искусство и другие формы сознания. Концепции специфической роли искусства. Проблема художественной правды. Взаимодействие искусства и других форм сознания. Искусство и нравственность, искусство и воспитание.

Искусство как система выразительности.

Искусство как деятельность. Произведение искусства. Художественная образность. Искусство и воображение. Художественное творчество. Условность в искусстве: художественная дистанция, наивное искусство, художественная иллюзия. Эстетика практического творчества и искусство.

Вопрос 1.2. Система видов, жанров и родов искусства

Многообразие типов художественной выразительности. Вид искусства как исторически определенная система художественных выразительных средств. Своеобразие художественной образности и языка искусства в различных видах искусства. Проблема природы существования различных видов искусства. Виды искусства как различные способы художественного мышления. Проблема систематизации видов искусства в искусствознании и эстетике. Единство художественного мышления и система видов искусства. Общехудожественные категории выразительности и аспекты взаимодействия видов искусства. Феномен художественного синтеза. Синтетические виды искусства.

Понятие жанра в искусстве. Своеобразие жанрового деления в различных видах искусства. Жанр как тематическая генерализация. Жанр как носитель функциональной уместности искусства. Взаимодействие жанров различных видов искусства. Жанр и художественный стиль. Трансформация и переосмысление жанров. Истоки художественных жанров. Специфика жанровой выразительности.

Три рода творчества в различных видах искусства. Феноменология авторской позиции в искусстве. Автор и герой в художественном тексте. Стилистические и ценностно-эстетические особенности родов творчества в искусстве. Исторические истоки эпоса, драмы и лирики. Взаимодействие родов творчества в развитии искусства.

Вопрос 1.3. Язык искусства и закономерности его развития

Категория языка и своеобразие художественного мышления. Внерациональный характер художественного мышления и своеобразие выражения смысла в искусстве. Эстетический смысл искусства и его экспрессивные особенности и закономерности. Феноменология художественного выражения. Семиотический подход к языку искусства. Типы художественных знаков. Художественный текст. Теория информации и искусство. Структурные аспекты языка различных видов искусства. Герменевтический подход к языку искусства. Художественное переживание. Художественное высказывание как переистолкование языковой выразительности. Художественная интерпретация и понимание произведений искусства.

Условность и индивидуальность художественной выразительности. Стиль в искусстве. Феномен стилизации и полистилистики. Традиция, цитирование, ремейк. Художественная школа как носитель стиля.

Связь языка искусства с мифологическим, религиозно-мистическим, рациональным и обыденным мышлением. Эволюция языка искусства: исторические особенности и закономерности. Влияние массовой культуры на эволюцию языка искусства.

Раздел II. История искусств Древнего мира.

Вопрос 2.1 Проблема возникновения искусства в первобытной культуре

Первобытная культура и формирование художественной деятельности. Концепции возникновения искусства: магическая, трудовая, мифологическая и др. Проблема идентификации истоков искусства. Древнейшие памятники художественной деятельности. Этапы эволюции художественной деятельности в первобытную эпоху. Синкретизм, многофункциональность и неспециализированность первобытного искусства.

Первобытная магия и мотивы художественной деятельности. Древняя мифология и художественная выразительность. Первобытная религия и ритуал в формировании художественной деятельности. Эпос и его эстетическое значение.

Первобытное искусство и традиционный фольклор. Традиционная художественная культура народов Сибири.

Вопрос 2.2 Искусство цивилизаций Ближнего Востока: Месопотамия, Египет,

Месопотамия .Генезис и основные вехи в истории цивилизаций Древней Месопотамии и Ирана. Антропоморфизация сил природы и выделение божеств плодородия. Искусство глиптики (цилиндрические печати – амулеты с круговой резьбой). Культовые глиняные статуэтки. Зодчество, строительство храмов, создание монументальных храмов на высоких платформах. Рисунчатая письменность древнейших народов Месопотамии..

Шумеро-аккадское искусство. Литературные тексты, собрания пословиц и поговорок. Строительство «царских гробниц», храмов украшенных произведениями скульптуры и живописи. Шедевры ювелирного искусства.

Ассиро-вавилонское искусство. Эпические сказания о герое Гильгамеше. Создание рельефов и статуэток, играющих роль икон, с изображениями житий святых и личных божеств. Строительство дворцово-храмовых комплексов. Нововавилонское искусство. Архитектурный ансамбль города Вавилона. Изготовление изразцов. Первый музей. Орнаментальный стиль в искусстве.

Древний Египет. Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования древневосточных земледельческих цивилизаций. Древний Египет.

Периодизация истории культуры Древнего Египта. Сакральный характер культуры. Символы культуры. Особенности религиозной веры. Миф – основа культуры, усложнение и упорядочение мифа.

Искусство Древнего Египта. Религиозные и идеологические корни искусства. Канон в искусстве Древнего Египта. Синтез искусств, при ведущей роли архитектуры. Архитектура. Формирование канона заупокойного культа. Скульптура. Прикладное искусство. Литература, жанры литературы. Музыка. Низкий уровень развития творческого личностного начала.

Наши рекомендации