Политическое устройство Карфагена.
Политический строй Карфагена представлял собой олигархию, выражавшую интересы относительно узкой группы богатейших карфагенских семей. В V—IV в. до н. э. верховными должностными лицами были два суфета, избиравшихся на один год и наделенных высшей гражданской властью. Однако все государственные дела решались в Совете 30 и Совете старейшин, насчитывавшем 300 членов. Высшим контрольным органом был Совет 104, которому также принадлежали судейские функции. Указанные советы комплектовались из представителей самых богатых и знатных семей, редко допускавших в свою среду членов других социальных групп.
Созывалось в Карфагене и народное собрание, состоявшее из лиц, имевших звание карфагенского гражданина, но оно играло малую роль в общей системе политической власти. Всеми делами в государстве вершила всемогущая карфагенская олигархия. Сами олигархи, заседавшие в названных советах, внимательно следили за тем, чтобы какая-нибудь аристократическая семья не усилилась настолько, чтобы захва-
тить всю полноту власти и установить единоличное правление в форме тирании. Карфагенская внутриполитическая история наполнена ожесточенной борьбой за власть. Обычно претендентами на единоличную власть выступали удачливые полководцы, которые опирались на преданное наемное войско. Еще в середине VI в. до н. э. полководец Малх после успешных завоеваний в Сицилии вместе с войском переправился в Карфаген и установил свою диктатуру, оттеснив на второй план карфагенские олигархические органы. Однако его власть оказалась непрочной, и после неудачных войн в Сардинии Малх был изгнан из Карфагена. Вскоре после низвержения Малха к руководству в Карфагене пришла семья знатного аристократа Магона, которому удалось передать власть своим сыновьям и внукам и вместе с ними продержаться у государственного кормила свыше полустолетия. Магониды сохраняли власть благодаря успешным войнам на островах Сицилия, Сардиния и Корсика в конце VI — начале V в. до н. э. и утратили ее после сокрушительных поражений от греков в 480 и 474 гг. до н. э. К середине V в. до н. э. власть карфагенской олигархии была полностью восстановлена.
Во второй половине V — середине III в. до н. э. Карфаген был самым могущественным государственным образованием в западной части Средиземноморья и одним из крупнейших во всем Средиземноморье. В основе его политического могущества лежала высокоразвитая экономика, динамичная социальная структура, устойчивая политическая система олигархии. Карфагенским олигархам удавалось подавлять проявление социального и классового недовольства, вести активную внешнюю политику, успешно отражать нападения греческих городов в Сицилии. Однако к 60-м годам III в. до н. э. Карфаген встретился с новой силой, вышедшей на арену Западного Средиземноморья,— с могущественным Римским государством. Между ними началась ожесточенная борьба за господство над Западным Средиземноморьем. В ходе Пунических войн III — середины II в. до н. э. территория Карфагенской державы вошла в состав Римской республики.
Культура Карфагена.
Культура финикийских государств, в том числе и метрополии Карфагена — Тира, носила своеобразный характер. Небольшие финикийские государства постоянно были объектом политической экспансии и культурного воздействия соседних крупных государств, таких, как Египет, Хеттское царство, Вавилония, Ассирия. В связи с этим их культура испытывала сильное влияние соседних культур и приобрела синкретический характер. Аналогичное положение было и в Карфагене. Можно даже говорить о еще большем синкретизме карфагенской культуры, так как она, начиная с V в. до н. э., испытывала значительное влияние греческой культуры. Карфагеняне постоянно опасались как местного населения, так и своих соперников по колонизации Средиземноморья — греков. К тому же они рано стали на путь внешней экспансии, вели много войн, требовавших крупных сил и средств. Все это не способствовало созданию высокоразвитой оригинальной культуры. В частности, было слабо развито литературное творчество, изобразительные искусства, философия. Карфагеняне предпочитали пользоваться произведениями древневосточных и греческих авторов и мастеров. В Карфагене знали произведения Гомера, греческих трагиков, поэтов и ораторов, замечательных философов, но нам мало известны карфагенские философы, поэты или ораторы. Значительно большее развитие получили прикладные науки — агрономия, география, математика, фортификация, астрономия.
Карфагеняне были искусными кораблестроителями, мореходами, знатоками сельского хозяйства. Дальние рейсы к Британии или знаменитое путешествие Ганнона к экваториальному побережью Атлантического океана, прекрасные крепостные сооружения вокруг Карфагена требовали знания многих прикладных наук. В Карфагене появился один из первых в древности специальных агрономических трактатов, составленный Магоном, который был переведен на латинский язык. Карфагеняне, видимо, располагали самыми точными для древности географическими картами Африки и Средиземноморья, Африканского и Европейского побережий Атлантического океана, включая Канарские и Азорские острова. Не исключено, что отдельные карфагенские мореплаватели попадали и в Америку.
Религия карфагенян сохраняла верность древним финикийским традициям. Главными божествами карфагенского пан-
теона были богиня Тиннит и Ваал-Мелькарт. Тиннит — покровительница города — олицетворяла луну, мудрость, изобилие и животворящие силы природы. Почитаемым божеством был Ваал-Мелькарт — божество умирающей и воскресающей природы, податель жизненных благ, устрашающий врагов. Одним из самых мрачных культов было поклонение божеству войны — грозному Молоху, который требовал порой человеческих жертв. Для этих божеств были построены храмы, выполненные в синкретическом стиле, вобравшем в себя финикийские традиции, египетские мотивы и греческие архитектурные приемы. Храм Тиннит находился в Бирсе — акрополе Карфагена — и представлял собой последнее укрепленное место города. Падение Бирсы означало, что Карфаген взят неприятелем.
Культура Карфагена оставила заметный след в истории Западного Средиземноморья и Северной Африки.