Методические рекомендации по первому вопросу
При изучении литературы по этому вопросу обратите внимание на условия, необходимые для преодоления раздробленности я образования единого централизованного государства. Выясните, какие факторы сыграли главную роль в объединительном процессе русских земель. Покажите отличия в условиях и ходе централизации в странах Западной Европы и на Руси. Социально-экономические и политические предпосылки объединения. Как преобладание внешнеполитического фактора деформировало характер складывающегося Московского государства?
Какие центры и северо-восточной Руси выделились в объединительном процессе? Причины возвышения Москвы? Какой отпечаток на соперничество Москвы и Твери накладывала зависимость обоих княжеств от Золотой Орды? Какую роль в объединительном процессе сыграла Русская православная церковь? Ее влияние на формирование духовных основ единого государства.
Методические рекомендации по второму вопросу
При изучении истории возникновения Судебника 1497 года. Обратите внимание: на многообразие источников. Как влияло на законотворческую практику образование централизованного государства? Какова структура Судебника? Дайте общую характеристику этого крупнейшего в XV в. памятника права. Связь с Русской правдой. Влияние Судебника 1497 года на последующее развитие права в Московском государстве.
Методические рекомендации по третьему вопросу
Проследите влияние развития феодальных отношений на эволюцию права собственности и состав собственников. Что происходит с самостоятельной общинной собственностью? Уясните понятие "вотчина", ее признаки, В чем проявлялась условность этой формы землевладения? Уясните понятие «поместье», его черты, отличие от вотчины. Характеристика великокняжеского домена, его роль, Место обязательственного права в Судебнике 1497 года. Договоры, их виды. Ответственность несостоятельного должника. Обратите внимание в Судебнике на обязательства из причинения вреда, том числе и связанные с судебной деятельностью.
Наследственное право в Судебнике 1497 года. Какие изменения в нормах наследования он отразил? Наследование по закону и по завещанию.
Методические рекомендации по четвертому вопросу
Причины более существенных изменений в уголовном праве по сравнению с гражданским правом. Развитие общего понятия преступления в Судебника 1497 года по сравнению с Русской правдой. Сравните с Псковской судной грамотой: что общего и особенного в трактовке понятия преступления. Разберитесь в содержании термина «лихое дело». Как изменился взгляд на субъект преступления в связи с развитием феодализма?
Проследите усложнение системы преступлений в связи с изменением понятия преступления. Какие виды государственных преступлений выделяет Судебник? Разберитесь в содержании терминов: «крамола» и «подым». Виды имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Преступления против личности (убийство, оскорбление действием и словом). Как изменилась система наказаний? Цель и виды наказания (смертная и торговая казнь, продажа. лишение свободы, членовредительство).
Методические рекомендации по пятому вопросу
Дайте характеристику органов, осуществлявших правосудие. Должностные лица. Процесс характеризовался развитием старой формы, то есть состязательного процесса, и появлением новой – розыска. Изменение системы доказательств по сравнению с Русской правдой. В каких случаях применялся розыскной процесс? Его цель? Отличие от состязательного процесса. Главные способы выяснения «истины» и доказательств при розыске.
Тема 4. Сословно-представительная монархия в России