Глава 12. великая ассирийская военная держава в i
ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.
Экономический и военно-политический подъем Ассирии в конце X — IX в. до н. э. Международная обстановка на Ближнем Востоке в начале I тысячелетия до н. э.
В I тысячелетии до н. э. наблюдается экономический подъем древневосточных государств, вызванный внедрением в производство железа, интенсивным развитием сухопутной и морской торговли, заселением всех удобных для жизни территорий Ближнего Востока. Между различными государствами устанавливаются экономические и культурно-политические связи.
В это время становится заметной неравномерность социально-экономического и политического развития древневосточных государств. Ряд «старых» государств, таких, как Хеттское царство, Митанни, распадаются на части, поглощаемые другими государствами, и сходят с исторической арены. Другие, например Египет, Вавилон, переживают внутри- и внешнеполитический упадок, уступают свою ведущую в мировой политике роль другим государствам, среди которых выделяется Ассирия. Третьи (государства Восточносредиземноморского побережья) после краткого периода независимого существования, вызванного ослаблением крупных государств, снова становятся объектом их ожесточенной экспансии. На политическую арену Ближнего Востока в I тысячелетии до н.э. выходят и начинают играть большую роль новые, «молодые» государства — Урарту, Куш, Лидия, Мидия, Персия.
В I тысячелетии до н. э. активно заявляет о себе племенной мир, окружавший территорию древневосточных государств. Фракийцы, фригийцы, карийцы, арабы, но особенно киммерийцы и скифы начинают принимать участие в истории традиционных и новых политических образований.
Уже во II тысячелетии до н. э. развернулась борьба за создание обширных империй. Вавилон, Египет, Хеттское царство, Ассирия поочередно пытались утвердить свою гегемонию на Ближнем Востоке, но она, как правило, распространялась не на всю ближневосточную территорию, а только на ее отдельные части и была кратковременной. Лишь в I тысячелетии до н. э. борьба за «мировое» господство приобрела огромный размах и привела к образованию крупных военно-рабовладельческих держав древности, грандиозных империй, первой среди которых стала Ассирийская держава, добившаяся господства на всем Ближнем Востоке.
Причины активизации завоевательной политики.
Уже во II тысячелетии до н. э. Ассирия была одним из крупных древневосточных государств. Однако нашествие кочевых арамейских племен тяжело отразилось на ее судьбе. Она пережила затяжной, почти двухсотлетний упадок, от которого оправилась лишь в конце X в. до н. э. Этому способствовал ряд причин. Приостановилось дальнейшее продвижение арамейских племен и прекратились их набеги на
Царь Ашшурнацирапал на львиной охоте. Нимруд. Северо-Западный дворец. IX в. до
Н.э.
Ассирию, а осевшие на ее землях завоеватели смешались с коренным населением. В ее подъеме огромную роль сыграло освоение железа и особенно его внедрение в военное дело. Благоприятствовала и международная обстановка: не было крупных конкурентов, наблюдалось военное затишье.
Восстановив свой экономический и военный потенциал, политическую централизацию и стабильность, Ассирия вступила в новую фазу своей истории, охватывающую X—VII века до н. э. и получившую название новоассирийского периода.
Одной из важнейших причин активизации агрессивной политики Ассирии была потребность ее экономики в сырье, не имевшемся в стране или имевшемся в недостаточном количестве (металлы, дерево).
Большое значение для развивающегося хозяйства имел захват военнопленных как необходимой рабочей силы. Немаловажную роль в развитии экономики Ассирии играло переселение на ее территорию значительной части населения завоеванных земель, которое составляло обширную категорию подневольных, жестоко эксплуатируемых людей, близких к рабам.
Побуждало к войне и стремление к грабежу чужих территорий, который осуществлялся как непосредственно во время военных действий, так и в виде единовременной дани, систематического выплачивания налогов, всевозможных даров в пользу государства-победителя. Для Ассирии фа-беж завоеванных территорий превратился в постоянную статью пополнения доходов,
своеобразную выгодную отрасль ассирийской экономики, в один из источников ее однобокого развития.
Завоевательные походы Ассирии имели также своей целью овладение торговыми путями, центрами их скрещивания, морскими и сухопутными магистралями, что обеспечивало ей реализацию прибавочного продукта, определяло господствующую роль в международном обмене, закрепляло ее монополию в переднеазиатской торговле.
Поскольку в стремлении овладеть богатствами Передней Азии Ассирия не была одинока, а, наоборот, постоянно имела конкурентов (Египет, Урарту, Вавилония и др.) и, безусловно, ожесточенных врагов в лице тех государств и народов, которые стали объектами ее завоевательной политики, большое значение приобретали также политические и стратегические мотивы тех войн и походов, которые она предпринимала.
Наконец, война играла большую роль и во внутренней политике Ассирии. Победоносные войны давали народу не только материальные блага, они отвлекали его внимание от острых внутренних социальных проблем.
Ассирийские завоевания в IX в. до н. э. К началу IX в. до н. э. Ассирийское государство окрепло, восстановило свою власть в Северной Месопотамии и возобновило захватническую внешнюю политику.
Особенно активизировалась она в правление двух царей: Ашшурнацирапала II (883—859 гг. до н. э.) и Салманасара III (859—824 гг. до н. э.).