Вопрос. Великая Ассирийская военная держава в I тыс. до н.э.

Вопрос. Культура Древней Индии.

К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна), которые на первых порах передавались из уст в уста.

Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т. е. Пять книг).

В V в. н. э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила «Шакунтала», названная по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую полюбил царь.

В древней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником познания является опыт. Полностью отвергается столь распространенное в Индии учение о переселении души, и сама душа признается неотделимой от тела. Большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причем для уравнения с астрономическим годом каждые пять лет добавлялся високосный месяц.

В V-VI вв. н. э. индийским ученым была уже прекрасно известна шарообразность земли и закон земного притяжения, а также вращение земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.

Еще в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н. э.) в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам.

Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты. Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования. Ученый брахман Панини (живший в V-IV вв. до н. э.) создал грамматику «очищенного», т. е. литературного, языка (санскрита).

Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески.

Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма).

Вопрос. Древнеиндийские религиозные учения. Происхождение индуизма и буддизма.

Буддизм.

Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родо-племенных связей и порядков, усилением классового гнета и появлением крупных рабовладельческих государств. Прежние племенные религии перестали отвечать новым общественным условиям. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама -полулегендарный индийский царевич, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора. Основные положения буддизма изложены в «священных» книгах — Типитака. Буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях — это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.

Махаяна (большая колесница) обещает „широкий путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь махаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. В махаяне появляются также суждения о рае и аде, отсутствовавшие в раннем буддизме.

Индуизм. Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и галюциногенный напиток Сома. Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школя Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика. Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений. Во время правления династии Гуптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране.Буддизм, оказав на индуизм сильное влияние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии. Джайнизм остался одной из индийских религий, но число его приверженцев ничтожно мало.

Термин "Индуизм" имеет европейское происхождение.Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований.. Главные божества в индуизме – Брахма(создатель), Вишну(хранитель) и Шива( разрушитель) воплощены в тройственном образе Тримурти.

Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха и кама. В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм. Основные принципы индуизма - представление о карме, дхарме и сансаре. Индуисты имеют свои священные книги - Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества

Австралопитеки.

Высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см3 — по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека. Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости. Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас пищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа:древнейшие люди, или архантропы; древние люди, или палеоантропы; современные люди, или неоантропы.

Архантропы

Первый представитель архантропов — питекантроп — обезьяночеловек, прямоходящий. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки — 900 см3. Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы — неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см3.

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступленияледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Вопрос. Образование Парфянского царства.

Из Бактрии, по одной из версий, происходил и Аршак I Парфянский, основатель парфянской династии Аршакидов. Кочевые племена парнов под его предводительством вторглись в селевкидскую провинцию Парфию, расположенную на территории северо-восточного Ирана (238 г. до н. э.). В ходе долгих и кровопролитных войн парфяне подчинили себе почти всю территорию Ирана, Месопотамию, а на востоке — области, отвоеванные у Греко-Бактрии. В начале I в. до н. э. при парфянском царе Митридате II (123-88 гг. до н. э.) устанавливаются первые контакты парфян с римлянами; в дальнейшем Парфия становится главным противником Рима на Востоке. Борьба между ними идет с переменным успехом: на поражения Красса и Антония римляне ответили походами императоров Траяна, Луция Вера не руководил и Септимия Севера , в ходе которых они трижды захватывали парфянскую столицу Ктесифон на реке Евфрат. Изнурительные войны с Римом и отсутствие внутренней стабильности привели к ослаблению державы парфян. В этих условиях в провинции Парс возвышается род Сасанидов, которые объявили себя наследниками персидских Ахеменидов. В 226 г. н. э. последний Аршакид царь Артабан V погиб в борьбе с Ардаширом из рода Сасанидов.

Истории Парфии, Греко-Бактрии и Армении Юстин подробно описывает в XLI-XLII книгах своего труда «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“».

Согласно общепринятым концепциям, Андрагор — селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер — Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южного Туркменистана, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрагором, совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э., принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату, основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов, в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I, вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и, захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.

Конфуций и конфуцианство

Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека - цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.

"Благородный человек" Конфуция - умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства - Мэн-цзы считали вечным и неизменным.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.

Даосизм

Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.

Признаки цивилизации.

1) Создание производящего хозяйства.

2) Создание института частной собственности.

3) Появление института государства и права.

4) Появление городов

5) Появление монументального строительства.

6) Появление письменности.

Первые цивилизации возникли в долинах великих рек Азии и Африки: Нила, Тигра и Евфрата на рубеже IV и III тыс. до н. э. Затем в долине Инда, Хуанхэ и Янцзы. Народы, населявшие эти долины, первыми в истории человечества создали образцы письменности, построили города с дворцами и храмами, ввели такое новообразование, как государство, поднялись до непревзойденных по сей день высот в культуре и искусстве. Через несколько веков во многом благодаря их влиянию и культурным контактам цивилизации появились и за пределами узких рамок речных долин. Народы Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной, Средней и Малой Азии создали свои уникальные центры культуры и государственности. Весь этот многообразный мир древних обществ получил название Древний Восток.

Вопрос. Образование Персидской державы. Персия при первых Ахеменидах (Кир, Камбиз).

Одним из сильнейших государств Древнего Востока была персидская держава Ахеменидов, образованная в середине VI в. до н. э. и просуществовавшая до завоевательных походов Александра Македонского во второй половине IV в. до н. э. Центром державы был Иран, сохранивший название Персия вплоть до XX века.

Ранее других народов Ирана на исторической арене появились эламиты (III тысячелетие до н. э.). В первой половине II тысячелетия до н, э. в течение некоторого времени под их контролем фактически находилось Междуречье. В VIII-VII вв. до н. э. происходила упорная борьба Элама с Ассирией, в которой последняя одержала победу. Элам пришел в упадок, в результате чего на первый план вышли другие народы Ирана - мидяне и персы.

Мидия даже в эпоху относительного могущества (с конца VII в. до н. э.) была довольно неустойчивым племенным союзом. В сферу влияния Мидии вошел разгромленный ассирийцами Элам, царю Киаксару удалось усмирить и скифов. В 612 г. до н. э. Киаксар взял ассирийскую столицу Ниневию и поделил с вавилонянами ассирийское наследие. В состав Мидии вошла большая часть Урарту и восточная часть Малой Азии. При сыне Киаксара Астиаге дружеские отношения с Нововавилонским царством были нарушены из-за Харрана. Пока же мидийские войска были на западе и воевали против Вавилона, против Астиага восстала южная часть Ирана - Персия. Во главе восстания стоял персидский правитель из династии Ахеменидов - Кир II.

Восстание Кира началось в 553 г. до н. э. и длилось 3 года. В 550 г. до н. э. Астиаг был свергнут, Мидия подчинилась персам. В результате победы Кира Великого была создана древнеиранская держава, которую принято называть державой Ахеменидов. С целью борьбы против персидского царя сразу же была создана коалиция, в которую вошли не только страны, граничившие с Персией, но и Египет. Однако одновременные действия союзникам начать не удалось. Легендарно богатый царь малоазийской Лидии Крез выступил против персов, не дожидаясь других участников коалиции, что погубило все дело. В решающем сражении Кир нанес поражение лидийской коннице, направив против нее своих верблюдов, после этого он овладел лидийской столицей Сарды.

Затем наступила очередь Вавилонии. В 539 г. до н. э. она также была разгромлена. Кир разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить Иерусалим и тем самым подготовил плацдарм для наступления на Египет. С этой же целью Кир старался найти общий язык с финикийскими торговыми городами, которые к тому же могли дать персам свой сильный флот. Самому Киру не довелось совершить поход дальше на запад, поскольку он был отвлечен войнами на северо-востоке, в Средней Азии. Здесь Кир совершил поход против воинственных кочевых племен массагетов и погиб в одной из схваток в 530 г. до н. э.

Смерть первого персидского царя не остановила наступательного порыва молодого государства. Вторжение в Египет осуществил его сын Камбиз. Сосредоточив в Палестине свои войска, он вступил в соглашение с арабскими кочевниками, которые владели путями через Синайскую пустыню. На море Камбиз максимально использовал финикийские и греческие корабли, на сторону персов перебежал командир греческих наемников в Египте Фанес. Дело Камбизу облегчила неожиданная смерть энергичного фараона Амасиса в тот момент, когда персы уже стояли у границ государства. Выиграв битву у пограничного города Пелусия, персы затем захватили Мемфис. Фараон Псаметгих III попал в плен и был казнен, Египет потерял независимость. Попытка же Камбиза покорить Эфиопию не удалась.

В самой Персии в это время назревало недовольство деспотизмом Камбиза, особенно в кругах военной знати. Вспыхнуло восстание. Камбизу пришлось спешно покинуть Египет. Через некоторое время вельможи передали трон представителю младшей линии дома Ахеменидов - Дарию Гистаспу.

вопрос. Великая Ассирийская военная держава в I тыс. до н.э.

В конце Х в. до н. э. начинается новое усиление Ассирии. В значительной степени этому благоприятствовало отсутствие у нее в это время сильных соперников. Главным противником Ассирии были воинственные арамейские племена, но они оказались не в состоянии создать единую державу. Основная территория расселения арамеев - Сирия в силу местных географических условий оставалась раздробленной.

С другой стороны, опасность арамейских нашествий, грозивших самому существованию Ассирии, заставила правящую рабовладельческую знать этой страны провести ряд усовершенствований в организации и техническом оснащении армии и сильно увеличить ее численность.

Наряду с боевыми колесницами стали применяться отряды кавалеристов, особенно незаменимых при преследовании разбитого противника. Происходит в Ассирии переход к железному оружию. Специальные отряды наводили временные мосты для переправы через реки, накладывая поверх бурдюков, надутых воздухом, деревянный настил. Большого совершенства достигает строительство крепостей. Особых успехов достигли ассирийцы также в деле осады неприятельских твердынь. Крепостные стены и башни проламывались таранами, которое подкатывались к ним под прикрытием особых щитов. Затем впервые в мировой истории стали употребляться стенобитные метательные орудия. Поскольку взрывчатые вещества были в то время неизвестны, то каменные ядра или сосуды с горящей смолой метались с помощью рычагов, приводимых в движение туго скрученными и быстро разворачивающимися кожаными ремнями. Глубокое изумление вызывало у древних народов тщательно продуманное построение боевых рядов ассирийского войска. Неподражаемой была и дисциплина ассирийских воинов.

По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины превзошли все, что известно о других древневосточных армиях, отнюдь не проявлявших на войне особой гуманности. Бросается в глаза то, что самые изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами считались в Ассирии нормальным и законным явлением. Далеко не везде могли поспевать основные ассирийские военные силы. Поэтому успехи ассирийских армий при всем их организационном и техническом совершенстве носили временный характер.

В течение IX в. до н. э. Ассирия не только вернула себе территории, утраченные в предшествующие века, но и вышла за их пределы. Вся Северная Месопотамия была включена в состав Ассирийской державы. Закрепившись в Северной Месопотамии, ассирийские завоеватели продвинулись дальше в Сирию, Финикию и прилегающие области Малой Азии, откуда извлекалось в виде добычи, дани и вынужденных даров ценное сырье, особенно металлы.

При продвижении в восточное Средиземноморье ассирийские войска встретили наибольшее сопротивление со стороны самого сильного из арамейских государств — Дамасского царства. Столкновение с ним произошло при ассирийском царе Салманасаре III (859-824 гг. до н. э.). Дамаску удалось объединить против этого энергичного завоевателя целую коалицию, в которую вошли 11 царств и племен, и преградить ассирийским войскам путь на юго-запад. Решительное столкновение произошло у города Каркара в 853 г. до н. э. Битва была исключительно кровопролитной. Хотя Салманасар III приписывает себе победу и хвастает истреблением 14 000 врагов, но после этого сражения ему пришлось вернуться назад, что наглядно свидетельствует о том, какой сильный отпор он встретил.

Только распадение коалиции, возглавлявшейся царем Дамаска, дало возможность Салманасару III поправить дело. Салманасар III двинулся к Дамаску, осадил его, опустошил окрестности и вырубил окружающие город цветущие сады. Самого города взять он не смог, но зато дошел до берега Средиземного моря, где ему вручили дары послы Тира, Сидона и Израиля. Таким образом, ему удалось ослабить главного противника, но полностью сокрушить его оказалось не под силу.

На юге, в Вавилонии, сам Салманасар III и его преемники стремились дипломатическим путем закрепить свое владение, используя проассирийскую группировку. На востоке Ассирия вела на протяжении IХ в. до н. э. упорные воины за предгорья хребта Загрос и пути в Мидию, откуда доставлялись в Ассирию породистые кони. Но особенно большие трудности испытывала Ассирия на северной границе. Именно здесь к концу IX в. до н. э. вырастает держава достаточно сильная, чтобы длительное время соперничать с Ассирией. Это было царство Биайна, которое чаще обозначается ассирийским названием Урарту.

Наши рекомендации