Военная держава фараонов 18 династии

Реформы Аменхотепа IV

Попытку подчинить себе жречество предпринял фараон Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон.Своей главной задачей молодой фараон считал подавление влияния старой светской и жреческой знати, связанной с культом Амона. Фараон искал опору в новых богах. Помимо этого он пришел к мысли о создании единого государственного культа, во главе которого стоял бы сам фараон. Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных (крокодила, кошки и т. д.), по сути, заменил культом одного бога - Атона. Новый бог изображался в виде солнца с лучами, заканчивающимися человеческими руками, держащими иероглиф со значением "жизнь". На шестом году правления Аменхотепа IV центр Египта был перенесен на 300 км к северу от Фив в специально отстроенный за чрезвычайно короткий срок город - Ахетатон Верховным жрецом нового общегосударственного божества стал сам фараон, взявший себе и новое имя - Эхнатон ("Полезный Атону").. Роль жречества сошла на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов.

Имена богов, враждебных Атону, безжалостно стирались с памятников. Впрочем, большинство населения не могло и не хотело менять религию предков. Реформа привела к поразительному для того времени взлету искусства. К этому времени относится создание знаменитого бюста Нефертити, жены Эхнатона.

Египет при XIX и XX династиях

Сын Сети I, Рамсес II (1290—1212 гг. до н. э.) стал одним из величайших фараонов в истории Египта. Известен как архитектор и как великий военачальник — совершил походы в Нубию и Азию. Знаменитая битва при Кадеше между египтянами и хеттами стала первой битвой в истории с масштабным использованием колесниц, по окончании которой был подписан первый в истории мирный договор Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии в Абу-Симбеле. Мир между Египтом и Азией установился более чем на столетие, что вызвало «взрыв» торговой активности в регионе. Для многих городов, таких как, например, Угарит, эта эпоха стала временем небывалого роста и укрепления экономического благосостояния.

Единственным важным фараоном XX-й Династии принято считать Рамсеса III, который около 1180 года до н.э. вместе со своим войском остановил вражеское вторжение в Египет на суше и на море со стороны Балкан на севере и Малой Азии н Военные успехи Рамсеса III являются одним из основных достижений его правления. Кроме того, при Рамсесе III состоялась первая документально засвидетельствованная забастовка рабочих, что стало первым признаком глобальных изменений в древнеегипетском обществе, положение которого при последующих правителях будет только осложняться. Рамсес III пал жертвой дворцового заговора в Фивах, в котором принимали участие представители его собственного гарема. Ослабление царской власти привело к росту могущественного фиванского жречества, которое вскоре распространило свое влияние по всему Верхнему Египту Власть последнего правителя XX-й Династии, Рамсеса XI была настолько слабой, что на юге страны - в Фивах - жрецы Амона провозгласили себя настоящими фараонами Верхнего Египта. В то же время Смендес I, основатель XXI-й Династии, фактически контролировал Танис в Нижнем Египте даже при жизни самого Рамсеса XI.XX-я Династия считается эпохой заката Нового Царства.

Военная держава фараонов 18 династии

Реформированная египетская армия по своему вооружению, организации была одной из лучших и самых многочисленных армий того времени. Опираясь на мощь армии, XVIII династия проводила активную внешнюю политику и захватила обширные территории. Особенно впечатляющими были завоевания на побережье Восточного Средиземноморья. Успехам египтян способствовала политическая раздробленность этого региона, отсутствие сильных государственных образований, которые могли бы противостоять на равных Египту. Опасным соперником египетских фараонов было лишь государство Митанни, усилившее свое могущество в конце XVI — первой половине XV в. до н. э. Нейтрализация митаннийского противодействия стала основной заботой XVIII династии. Стремясь остановить египетскую экспансию в Сирию и Палестину, Митанни поддерживало коалицию мелких сиро-палестинских княжеств во главе с городом Кадеш. Создание такого союза на некоторое время задержало продвижение египтян в Палестине и несколько стабилизировало обстановку в этом регионе. Остановленные здесь фараоны XVIII династии начинают вести активную политику в южном направлении. Преемники Яхмоса захватили здесь обширные территории вплоть до 3-го нильского порога. При царице Хатшепсут была направлена большая военно-торговая флотилия в страну Пунт, которая вернулась в Египет нагруженная многочисленными подарками как знаками покорности тамошних правителей.Активность завоевательной политики резко возросла, когда на троне оказался пасынок Хатшепсут Тугмос III (1490—1436 гг. до н. э.), талантливый полководец, дальновидный государственный деятель. Он сосре-доточил основное внимание на восточносредиземноморском регионе. После тщательной подготовки Тутмос III ввел многочисленные войска в Палестину, где его поджидала объединенная коалиция сиро-палестинских княжеств во главе с городом Кадсш, поддерживаемая Митанни. Сиро-палестинские войска были сосредоточены около сильно укрепленного города Мегиддо, подходы к которому были труднодоступны из-за подступающих гор. В анналах Тутмоса III подробно описывается поход к Мегиддо. В ожесточенной битве (1468 г. до н. э.) египтяне одержали решительную победу. Сиро-палестинское ополчение укрылось в городе Мегиддо, который был взят после изнурительной семимесячной осады. Разгром коалиции сделал Тутмоса III хозяином большей части Палестины и Сирии, после чего египетские войска приступают к полному завоеванию этих территорий, предпринимая регулярные, почти ежегодные вторжения. За двадцать два года единоличного царствования Тутмос III 15 раз совершал победоносные походы, постепенно расширяя границы египетских владений до верховьев Евфрата.

Государство Митанни было вынуждено отозвать свои войска за Евфрат и уступить египтянам территорию Сирии, Финикии и Палестины. Развивая свои военные успехи, Тутмос III приказал перетащить волоком корабли из Средиземного моря на реку Евфрат и переправил часть войск на левый берег великой реки. Северной границей египетской державы стал город Кархемиш, расположенный в излучине Евфрата. Никогда еще египтяне не заходили так далеко на север.

Успешной была военная политика Тутмоса III и на юге. Здесь были покорены местные племена вплоть до 4-го нильского порога. Границы египетской державы простирались теперь с севера до южных рубежей на 3200 км. Успешные завоевания Тутмоса III потребовали напряжения всех сил государства, и преемники воинственного фараона более думали о закреплении захваченных стран, организации там своего управления, нежели о новых завоеваниях. Египетская держава стояла на вершине могущества и пользовалась огромным авторитетом в Передней Азии. Прежние соперники Египта, митаннийские цари, искали теперь союза могущественных фараонов и в качестве своеобразной гарантии посылали в их гарем своих дочерей.Энергичная внешняя политика XVIII Династии, создание огромной военной державы потребовали мобилизации всех материальных и людских ресурсов, но вместе с тем сами завоевания и ограбление завоеванных стран оказывали стимулирующее влияние на развитие египетской экономики и культуры.

Реформы Аменхотепа IV

Попытку подчинить себе жречество предпринял фараон Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон.Своей главной задачей молодой фараон считал подавление влияния старой светской и жреческой знати, связанной с культом Амона. Фараон искал опору в новых богах. Помимо этого он пришел к мысли о создании единого государственного культа, во главе которого стоял бы сам фараон. Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных (крокодила, кошки и т. д.), по сути, заменил культом одного бога - Атона. Новый бог изображался в виде солнца с лучами, заканчивающимися человеческими руками, держащими иероглиф со значением "жизнь". На шестом году правления Аменхотепа IV центр Египта был перенесен на 300 км к северу от Фив в специально отстроенный за чрезвычайно короткий срок город - Ахетатон Верховным жрецом нового общегосударственного божества стал сам фараон, взявший себе и новое имя - Эхнатон ("Полезный Атону").. Роль жречества сошла на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов.

Имена богов, враждебных Атону, безжалостно стирались с памятников. Впрочем, большинство населения не могло и не хотело менять религию предков. Реформа привела к поразительному для того времени взлету искусства. К этому времени относится создание знаменитого бюста Нефертити, жены Эхнатона.

Наши рекомендации