Вост. славяне в древности: расселение, занятия, общ-ные отношения, верования.
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хоз.деят-ти, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и Восточ.Европе – от Одер на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор(Судеты,Татры,Карпаты) на юге.
Позднее в славянском массиве возникают западная и восточная ветви. Восточные славяне, населявшие степные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения далеко не всегда были мирными. Военные столкновения с сарматами(2в н.э),готами(3в н.э), гуннами(4в н.э) приводили к упадку хозяйства, поискам нов.земель, защищенных от воинственных соседей.
Переселение славян происходило в юж. и сев. направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся соц. дифференциацией. Особенно интенсивно расселение восточ. и зап. славян происходило в конце 5-6вв н.э. В это время произошло заселение территорий от Балканского полуострова, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.
В6-7вв славяне находились на послед.стадии развития общинно-родового строя. Основа соц. организации – патриархальная семейная община. Гос-ва еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решают народн. собрание свободных общинников имущественным положением.
Процесс имущественного разделения ускорился с началом мощных военных походов славян – главн. образом против богатой Визант. империи. Захват военной добычи усугублял эконом. и соц. неравенство, способствовал росту частной соб-ти. Города возникали или как оборонит. центры, или как места торговли и центры ремесла. Древнейшими рус. городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк. На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из «ПВЛ», проживало12племен.союзов,сложившихся в6-8вв.Это поляне, древляне, ужане, волыняне, уличи,тиверцы,белые хорваты, северяне, радимичи, кривичи, полочане, слове-не, вятичи.
Хоз.деят-ть восточ.славян основывалась на землиделии(подсечное огневое в лесах, переложное в степях, паровое в лесостепях),скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.
Земледелие являлось главн. отраслью хоз-ва. Основными с/х культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине 1го тысячелетия н.э. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное. Ремесло отделилось от земледелия в 6-8вв. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Промыслы (охота, рыболовство, бортничество –сбор меда диких пчел), домаш.скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточ. славян.
Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами(варягами, хазарами, болгарами, арабами, греками) отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
Глав. торговые пути проходили по рекам Волхов,Ловать,Днепр (путь «Из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.
Быт славян определялся характером их деят-ти. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух – или трехскатной крышей.
Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окр.среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим(огню, грому, озерам, рекам) и не знали историч.времени. Обожествление могущественных сил природы – солнца, дождя, грозы – отразилось в культах бога неба.