Панарабизм. Это также наднациональная политическая идеология, которая ставит перед собой цель объединения арабской части мусульманского мира.

Идеологи панарабизма все или почти все начинали как романтики, Они верили, что нынешняя разделенность арабов — явление временное. Они считали арабский национализм «живой реальностью», «торжеством духовного начала» и «движущей силой стремления арабов к единству». Они были уверены в скором осуществлении их мечты. Но большинство из них, столкнувшись с действительностью, становились прагматиками.

Арабский национализм переживает кризис. Его потенциал средств политической мобилизации остается невостребованным. Последний пик активности панарабистов относится ко второй половине 1950-х — 1960-м годам. В то время арабская общественность с энтузиазмом воспринимала панарабистские лозунги. Это была реакция на неоколониализм, появление Государства Израиль, разгром арабских стран в войне 1948 г., ее питали горечь поражения и жажда реванша. Успехи национально-демократических революций в Азии, провал трехсторонней англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956 г. и образование Объединенной Арабской Республики (ОАР) в составе Египта и Сирии, казалось, открывали перспективы реализации панарабской модели.

С конца 1960-х годов, после поражения арабов в так называемой шестидневной войне с Израилем, после смерти признанного вождя панарабистского движения Г. А. Насера, после заключения сепаратного мира между Египтом и Израилем в 1979 г., влияние арабского национализма как политической концепции общеарабского действия и идеологического оружия вновь упало. Усилились регионалистские тенденции, частные сиюминутные интересы возобладали над общеарабскими и долговременными. Даже нерешенность палестинской проблемы не ослабила остроты кризиса панарабизма.

Иллюстрация Файл 20.3.Г.А.Насер Г.А.Насер (на фото справа), первый президент Египта.

Проблема арабского национализма в современном варианте, его социальные, политические, морально-нравственные, исторические аспекты наиболее полно освещены идеологами Партии арабского социалистического возрождения, для которой он является теоретической основой, в частности в работах одного из ее основателей Мишеля Афляка. В центре панарабизма — представление об арабах как народе, на котором лежит «вечная миссия» обновления человечества, чья жизнь — образец для подражания. Баасисты считают, что национальные узы важнее всех прочих связей. Они ратуют за образование унитарного арабского государства, поскольку арабы составляют единую нацию — политическую, экономическую, культурную общность, а также потому, что их «вечная миссия» может быть реализована только в том случае, если они будут объединены. Для достижения общеарабских целей, пишет Афляк, нужно подготовить умы и души, через инкиляб — переворот, революцию в нравах, образе мыслей, в политической, экономической и социальной сфере.

Идее сплочения, порожденной известной общностью интересов арабских стран, языка, культурного наследия и т.п., противостояли государственный национализм, гегемонистские устремления некоторых лидеров, различие политических режимов и нерешенность межарабских проблем, разница в уровнях развития, идеологические расхождения. Последние возобладали. Тунисский президент Хабиб Бургиба вынужден был констатировать: «Единство арабского мира — миф». Египетский писатель Тауфик аль-Хаким «всегда считал возможным культурное единство… Что касается арабского политического объединения, то… это нереально ни сейчас, ни даже через 50 лет».

Иллюстрация Файл 20.4.Хабиб Бургиба Хабиб Бургиба, первый президент Туниса.

Современный панарабизм выполняет функции инструмента в политике арабских государств. Его девиз — необходимость: необходимость объединения рынков, экономического, культурного, военного сотрудничества, совместных усилий для защиты интересов всех арабских стран и каждой в отдельности. Даже пламенный поборник арабского единства, ливийский лидер Муаммар Каддафи, отвечая на вопрос корреспондента «Правды»: «Реально ли сегодня арабское единство?», сказал коротко: «Единство необходимо». Он говорил не о реальности воплощения идеи, а о необходимости. «Сейчас не время для всеобъемлющей интеграции арабов, нужна хотя бы солидарность в отношениях между ними». Эта мысль, высказанная в кувейтском журнале «Аль-Араби» более пятнадцати лет назад, актуальна и в наши дни. Даже египетская юнионистская партия «Ат-Таджамму» ставит вопрос лишь о координации действий с арабскими политическими силами и общественными организациями, чтобы образовать арабское общественное мнение, способное оказать давление в пользу восстановления арабской солидарности.



Иллюстрация Файл 20.5.Муаммар Каддафи Муаммар Каддафи, лидер ливийской революции и республики.

При всем том в результате борьбы за независимость, свободу, национальное достоинство и бурного роста национального самосознания у части населения арабских стран сложилось устойчивое представление о принадлежности к единой нации, о «большой родине» от Атлантического океана до Персидского залива наряду с «малой родиной», где человек осознает себя арабом (ливанцем, египтянином, иракцем и т.п.). Единство понимается как многообразие в единстве, как сочетание частного и общего, соединение регионального национализма с панарабской идеей.

Это, возможно, объясняет проявление симпатий к Саддаму Хусейну в арабских странах во время войны в Персидском заливе (1990—1991). Для многих он стал не только символом освобождения от американского диктата, израильской опасности, но и Собирателем арабских земель (в оккупации Кувейта Ираком они хотели бы видеть шаг к единству). Жизнь показывает, что эффективность арабского национализма как идеологии общеарабских действий проявляется только с возникновением объективной необходимости в консолидации усилий для достижения некоторых общих целей.

Иллюстрация Файл 20.6.Саддам Хуссейн Саддам Хуссейн, президент Ирака в 1979-2003 гг.

Возможно придет время, когда в борьбе за существование арабские страны будут вынуждены заключать между собой действенные соглашения, создавать межарабские союзы и общеарабские организации, способные обеспечить им движение к общему экономическому, правовому, культурному, военному пространству, несмотря на имеющиеся между ними противоречия. Тогда осознание принадлежности арабов к одной нации, факторы языковой, культурной, духовной общности, интегративный потенциал арабского национализма могут существенно стимулировать объединительные процессы.

Контрольные вопросы:

  1. Чем было вызвано появление концепции османизма? Какие идеи были ему присущи, и какие цели он преследовал?
  2. Какие факторы способствовали приходу на смену османизму пантюркизма? Что характерно для пантюркизма как идеи общности тюркских народов?
  3. В чем проявляется активизация пантюркизма после распада СССР?
  4. Что лежит в основе концепции панарабизма? Какие теоретические основы панарабизма рассмотрены в работах Мишель Афляка?
  5. Какова роль панарабизма в современном мире?

Панисламизм

Возникновение панисламизма. В странах распространения ислама большое политическое значение приобрел панисламизм, призывавший к объединению усилий мусульманских народов независимо от их расовой и национальной принадлежности для достижения некоторых общих целей. Панисламизм возникал как поиск компромисса между национализмом и религией. Это было особенно важно для мусульманского мира, потому что национализм трудно совместить с классической исламской догматикой, которая различает людей только по степени благочестия.

Возникнув в последней трети XIX в., панисламизм превратился в самостоятельное религиозно-политическое движение, в котором антиколониализм и антиимпериализм являлись частью общей политической идеологии, сочетаясь с исламской этикой и идеей неделимости мусульманской общины. Основанный на идее объединения угнетенных мусульманских народов против угнетателей – неверных панисламизм в принципе отвергает ограниченность регионального национализма. Но в то же время антиколониальная и антиимпериалистическая сущность панисламизма создавала основу для его использования мусульманскими националистами.

Уже аль-Афгани, крупнейший теоретик панисламизма, и его последователи поддерживали национально-освободительные движения, хотя и считали национальное единство людей низшей формой единства по сравнению с религиозной общностью. Аль-Афгани призывал народы Востока стать «братьями на Родине… прочной преградой перед лицом тех, кто имеет корыстные цели по отношению к ним всем», оставив религиозную рознь во имя единства нации. Консервативно-фундаменталистская ассоциация «Братья-мусульмане» в качестве первого этапа на пути к государству ислама считала необходимым национальное освобождение мусульманских народов.

Иллюстрация Файл 21.1.За чтением Корана. За чтением Корана.

В начале и первой половине XX в. панисламизм, оставаясь идеологией антиколониализма, в то же время использовался как орудие упрочения власти турецкого султана (вместе с паносманизмом), а также как крупная карта в политической игре Великобритании на мусульманском Востоке.

Современный панисламизм. В современных условиях панисламизм, сохранив антиколониальный и антиимпералистический потенциал, в не меньшей степени стал политической идеологией движений социального протеста. Панарабизм как идеология борьбы арабов за независимость используется отдельными арабскими странами для достижения государственно-национальных целей.

При господстве национализма в мире панисламизм, по-видимому, не может иметь полного и долговременного успеха. Доминанта национальных интересов, столкновение честолюбий правителей и политических лидеров не только превращают в химеру идею планетарного «государства ислама», но и затрудняют даже возможность реального единства действий мусульманских стран. И это несмотря на впечатляющую активность и радикализацию исламского движения в 1970-1990-х годах, рост значения исламского фактора в мировой политике, вовлечение ислама в процесс выработки политических решений и национальных программ развития. Тем не менее, до сих пор панисламистские взгляды созвучны настроениям тех, кто идеализирует раннеисламскую общину и видит в ней воплощение мечты о справедливости. Но, может быть, важнейшая политическая функция панисламизма сегодня состоит в формулировании объективной потребности мусульманских стран в сплочении на основе общих интересов, устремленных к образованию крупных политических, экономических, военных блоков.

Иллюстрация Файл 21.2.Мекка Мекка. Час молитвы.

В современном панисламизме, ориентированном на планетарную исламскую общину, существуют разные подходы к вопросу о путях и методах достижения цели. Одни придерживаются экстремистских взглядов, признавая и даже утверждая необходимость насилия, другие избирают путь воспитания личности, духовной переориентации мусульманина на возрождение общины Мухаммада, третьи сначала добиваются внедрения шариата как обязательного кодекса для национального государства (к примеру, политика исламизации в Иране и Пакистане).

Иллюстрация Файл 21.3.Чадра Чадра – обязательная часть одежды женщины по законам шариата.

Обращает на себя внимание, что всемирное «государство ислама» в большинстве случаев воспринимается как желанная, но отдаленная цель. Директор института политических наук в Исламабаде Хуршид Ахмад пишет: «Мы можем принять идею национального государства в качестве отправной точки… потому что это реальность сегодняшнего мира. Сейчас мы не помышляем о халифате как унитарном государстве. Мы стремимся к содружеству народов в качестве шага к более полному единству».

Лига исламского мира в 1979 г. предложила проект исламской конституции, в которой допускается существование многих исламских государств и множество форм правления. Алжирец Малек Беннаби и египтянин Халед Мухаммад Халед допускают в качестве первого этапа интеграции образование федерации или конфедерации в составе нескольких мусульманских стран.

Идея солидарности мусульманских государств опирается на положение о том, что ислам является основой равноправного сотрудничества между мусульманскими народами, так как братство по вере выше национальной и всякой иной лояльности. В 1960-х годах, особенно в связи с поражением арабских стран в войне с Израилем и захватом последним Иерусалима — священного для мусульман города, — стала настоятельной необходимость укрепления межгосударственных связей между мусульманскими странами для защиты общих интересов без ущемления их национального суверенитета. Возникли международные мусульманские организации, претендующие на роль идейного руководителя, типа упомянутой Лиги исламского мира (1962г.), Организации Исламская конференция (1969 г.). Они проповедуют идею международной мусульманской солидарности, объясняя определенные несовершенства современного мусульманского мира кознями империализма и коммунизма.

Иллюстрация Файл 21.4.Жертва На руках своего отца одна из жертв бойни, учиненной израильскими поселенцами на оккупированной территории западного берега Иордана.

Практика реализации идей современного панисламизма. Наряду с доктриной «исламской солидарности» в свете современных реалий разрабатывается концепция «государства ислама», теория «исламской экономики» и «нового исламского экономического порядка». На основе сотрудничества мусульманских стран и создания мусульманского общего рынка путем экономической интеграции, вырабатываются принципы оборонительной стратегии мусульманских стран и т. п. Но проходят десятилетия, а теоретические разработки не реализуются. По существу, остается неуслышанным даже призыв рассматривать мусульманское единство не как политическую интеграцию государств, а как единство целей и намерений, прозвучавший в 1960-х годах из уст египетского богослова Мухаммада аль-Газзали, как не получила поддержки давнишняя, еще со времен арабского реформатора Абдаррахмана аль-Кавакиби идея использовать хадж (паломничество в священную Мекку) как своеобразный политический конгресс, который ежегодно будет собирать вместе руководителей мусульманских государств, общественных деятелей, богословов, писателей, коммерсантов, молодежь, с тем чтобы «изучать принципиальные линии общей политики всех мусульманских народов».

Иллюстрация Файл 21.5.Святая мечеть Мекка. Святая мечеть аль-Масджид аль-Харам в период хаджа.

Практика показывает, что мусульманские страны могут объединить усилия ввиду общих интересов, но не во имя гипотетического «государства ислама». Тунисский политолог А. Бухдиба отмечал в конце 1970-х годов, что в последние десятилетия чувство мусульманской общности ослабело: появились современные нации, региональные границы, распространилось безверие или охлаждение к вере. Все это уменьшает притягательность исламской солидарности.

Впрочем, до тех пор, пока будут существовать условия, породившие панисламизм, будут появляться новые проекты, основанные на панисламских максимах.

Контрольные вопросы:

  1. Какую роль в объединении мусульманских народов сыграл панисламизм? Каковы его основные идеи?
  2. В чем состоит важнейшая политическая функция панисламизма сегодня?
  3. Какие существуют подходы к вопросу о путях и методах реализации идеи «государства ислама» в современном панисламизме?
  4. Что мешает реализации идей панисламизма в современном мире?

Паназиатизм

Рост популярности идей паназиатизма в п.п. XX в. Еще одной из форм идеологии антиколониального движения в межвоенный период стал паназиатизм, основанный на крайне преувеличенной расовой общности азиатских народов. В 1924 г. индийский журналист Р. Б. Бос писал в японской газете: «Пан-Азия — это крик народа, пробудившегося от кошмара преклонения перед белой цивилизацией». Тогда же на симпозиуме в Токио по проблемам паназиатизма можно было слышать: «На желтую расу возложена функция создания единой цивилизации на планете».

Сенсационные победы Японии в войне 1904—1905 гг. с Россией разжигали националистические чувства, усугубляли антизападные настроения. Они воспринимались на Востоке как победа Азии над Европой. «Для нас Япония, — вспоминал индонезийский президент Сукарно в 1957 г., — была Азией. Мы видели, что Азия победила белого человека в том, в чем он был силен, — в военном деле. Это явилось толчком для развития национализма по всей Азии». Египетский литератор Салама Муса писал: «Мы радовались, когда читали о поражениях русских, так как в наших умах Россия олицетворяла Европу, к которой относится и Англия, а победа Японии знаменовала собой пробуждение Азии». Буддийский монах У Отама опубликовал в 1906 г. в Бирме получивший большую известность рассказ о Стране восходящего солнца и ее удивительной победе над русской армией и флотом. Даже крестьяне в индийской глубинке на вечерних посиделках говорили об успехах японского оружия.

Иллюстрация Файл 22.1.Порт-Артур Высадка японских войск под Порт-Артуром.

В начале XX в. лозунг «Азия для азиатов» приобрел особую популярность в Индии. Пионером паназиатской идеи здесь был К. Ч. Сен, который еще за несколько десятилетий до того проводил мысль о единстве Азии и азиатской культуры и говорил: «Я сын Азии… и для меня пыль ее дорог дороже золота и серебра». Один из лидеров свараджистов* Ч. Р. Дас, добивался объединения всех антиимпериалистических сил в Азии и пропагандировал планы создания Великоазиатской федерации. «Азия проснулась, потому что мир нуждается в ней, — говорилось в одной из националистических газет. — Азия — хранитель покоя мирового разума, целитель болезней, которые порождает Европа». У Сунь Ятсена идея борьбы с империализмом одно время сочеталась с представлением о превосходстве китайской и азиатской цивилизации вообще над всякой иной. Больше того, русско-японскую войну он расценивал как столкновение белой и желтой рас и даже считал, что в основе западной культуры лежит насилие.

В программной брошюре «За свободную Индонезию» (1933 г.) Сукарно призывал создать союз различных народов — единый фронт борьбы за независимость Азии перед лицом международного империализма. Индонезийский националист Мохаммад Хатта, «борец за паназиатскую идею», против «империализма белой расы», писал: «Расы противостоят расам, цветной человек — белому человеку, угнетенный — угнетателю».

Иллюстрация Файл 22.2.Сукарно Сукарно, индонезийский президент.

В конце 30-х годов XX в. с идеями панмалайского* и паназиатского национализма выступали некоторые филиппинские идеологи. Известный публицист Ф. Мабиланган писал в то время: «Манила может стать центром новой империи». Панмалайский мотив прозвучал уже в дни филиппинской революции: «Подлинная миссия филиппинской революции заключается в том, чтобы служить факелом свободы и цивилизации для народов малайской расы, указывать им путь к социальной эмансипации». Тогда же идеологи популистской партии «Сакдал» призывали создать мощный и вечный союз всех стран Дальнего Востока как оплот против Запада и против всех «белых» вообще.

Паназиатизм, который воспринимался как антиколониальная платформа, был также идейной основой японского экспансионизма уже с 1880-х годов, особенно после русско-японской войны. В 1920-х годах он стал действенным инструментом японской политики.

«Азия для азиатов» - расширение рамок концепции. С 1960-х годов появились признаки оживления паназиатизма — в форме идеи консолидации азиатских народов на расовой основе. Дань паназиатизму как концепции единства цели и действий азиатских народов в борьбе против неоколониализма и империализма отдал Дж. Неру. Впрочем, после Бандунгской конференции стран Азии и Африки в 1955 г., принявшей декларацию о пяти принципах мирного сосуществования, он убедился, что добиться этого невозможно из-за препятствий, воздвигаемых экстерриториальным — региональным — национализмом.

Иллюстрация Файл 22.3.Неру Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии

Один из руководителей военного режима в Таиланде в начале 1970-х годов призывал к созданию «Азии для азиатов». В соответствии с этой идеей азиатские народы должны объединить свои усилия «в политической, экономической и культурной областях, с тем, чтобы Азия стала нашей собственной сферой интересов».

О жизненности паназиатизма на Филиппинах свидетельствует культ Кларо М. Ректо, националиста, пропагандировавшего в 1960-х и 1970-х годах лозунг «Азия для азиатов». Для Ректо «великим уроком и великим образцом для подражания» была Япония как пионер паназиатизма до второй мировой войны. После войны, когда у японцев прошла горечь военного поражения и вызванного разгромом чувства неполноценности, когда они осознали меру своих возможностей и когда японская экономика стала серьезным соперником экономическому могуществу США и Европы, фактически в новой форме, соответствующей новым условиям, воскрешается старая концепция «Великой восточноазиатской сферы сопроцветания» под эгидой Японии.

Лозунг «Азия для азиатов» получил теоретическое обоснование в брошюре «Идеологические принципы новой Японии» (1939 г.), где говорилось, в частности, о родстве народов Восточной Азии и общности национальных интересов Японии и Китая. Сейчас рамки этой концепции расширяются, меняются акценты. Речь уже идет не только о восточноазиатской, но и афро-азиатской общности интересов.

Согласно новой концепции паназиатизма, страны Востока отличаются от Запада, у них своя история, культура, психология, их народы принадлежат к иной расе. Азия должна объединиться перед лицом Запада под руководством Японии, в ответ на растущий в Европе и США протекционизм, их экспансию на мировом рынке. Причем обращает на себя внимание, что упор делается не на политические аспекты концепции, а на мирное экономическое и культурное завоевание лидерства Японией. Господствует убеждение, что Японии следует продемонстрировать свою независимость и играть более значительную роль на мировой арене.

Иллюстрация Файл 22.4.Япония Япония. Традиционный фестиваль в Киото.

Идея «азиатизации Азии». В рамках паназиатизма, по-видимому, следует рассматривать активизацию, особенно после окончания «холодной войны», поборников идеи «азиатизации Азии», т. е. выработки подобия общеазиатского взгляда на тенденции в мировой экономике и международных отношениях, на развитие процесса деколонизации в новых условиях, когда центры силы сдвигаются на Восток.

Азийское мышление прагматично. Для него характерна переориентация Азии на Азию, согласно принципу «азиатские дела должны вершить азиаты», и акцент на азиатскую идентичность. В соответствии с ним малайзийский премьер-министр Махатхир бин Мохаммад с начала 1980-х годов принял «ориентацию на Азию», прежде всего Японию. Предпочтительность смешанных малайзийско-японских предприятий, японский вариант деловых объединений, японская трудовая этика, японский тип государственного вмешательства в развитие экономики — таковы отличительные черты нового курса.

Иллюстрация Файл 22.5.Биржа Япония. Токийская биржа.

«Азиатизация Азии» — также вызов западной либерально-демократической модели общественного устройства: Азия противопоставляет западному индивидуализму патерналистскую форму власти в интересах общества. По мнению сингапурского министра информации и искусства Джорджа Йоу, рождается новая цивилизация на базе конфуцианства, даосизма и буддизма махаяны*.

Запад начинает осознавать, что соотношение мировых центров силы изменилось. Новый взгляд европейцев на Азию сформулирован в принятом в Венеции в январе 1996 г. меморандуме «Понимание азиатских ценностей». В этом документе сказано, что отношениям между Европой и Азией мешают попытки европейцев навязать по-своему понимаемые «универсальные социальные стандарты», считая демократические модели синонимом прогресса, отдавая приоритет европейским институтам.

«Азиатизация Азии», характерная прежде всего для стран Азиатско-тихоокеанского региона, развивалась параллельно и отчасти в русле формирования общественной мысли развивающихся стран, так называемого «третьемирского сознания», которое особенно проявило себя в 1960-1970-е годы.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается суть идеологии паназиатизма? Каковы причины и последствия роста ее популярности в п.п. XX в.?
  2. Что означает лозунг «Азия для азиатов»? Почему и за счет чего расширяются рамки данной концепции в современном мире?
  3. Каково содержание идеи «азиатизации Азии»? Чем вызвана активизация ее сторонников?

Повторительно-обобщающие задания к теме «Идеологии национально-освободительного движения»:

  1. Многие историки и политологи считают, что социальные группы движимы каждая своим интересом. Эти эгоистические интересы разделяют их. Но в некоторых обстоятельствах возникает общий интерес, который их объединяет. Национализм формировал реакцию населения колониальных и зависимых стран на «унижение и оскорбление», а также идеалы, стратегию и тактику общностей, формирующихся в нацию. Национальное чувство особенно остро реагировало на грабительскую политику колонизаторов, экономический и финансовый гнет чужеземцев, а всего больше – на нарушение традиций и дискриминацию туземного населения, которая часто носила расовый характер. Какая причина возникновения национализма выделяется в данных рассуждениях? Согласны ли вы с особой важностью этой причины? Приведите примеры из курса новой и новейшей истории, подтверждающие вашу точку зрения?
  2. Историк Наито Конан следующим образом излагал сущность идеологии «нового японизма», одним из первых идеологов которого он был: «Цивилизация распространяется из центра к периферии, которая со временем сама становится центром цивилизации. Так, ее центр с Ближнего Востока переместился в Западную Европу. На Дальнем Востоке очагом цивилизации был Китай, со временем им неизбежно станет Япония. А раз так, то ее планетарная миссия состоит в том, чтобы распространять уникальную японскую культуру, которой суждено улучшить человечество. А поскольку ближайшим соседом Японии является Китай, постольку он и должен стать первым объектом ее культурной миссии». Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что такой же взгляд на миссию Японии позже лег в основу идеологии японского фашизма? Какие еще можно было бы привести примеры перерастания национализма в шовинизм и расизм? Каковы причины такой трансформации?
  3. В центре националистической пропаганды Ирана при Реза-шахе Пехлеви был культ времен древних царей – Кира, Дария, эпохи сасанидов. Хосе Рисаль идеализировал доколониальное общество на Филиппинах. Еще и в начале XX в. многие просвещенные китайцы считали варварским остальной мир, а конфуцианство – вершиной философской мысли, учением, превосходящим любую философию в мире. Какой принцип идеологии национализма нашел отражение в данных фактах? Можно ли, на ваш взгляд, считать его правомерным? Способствовал ли он подъему патриотизма и успешности национально-освободительного движения?
  4. В начале XX в. радикальные индийские лидеры Б.Ч.Пал и Ауробиндо Гхош объявили национализм религией. Гхош провозгласил культ Матери-Родины, которая отождествлялась им с богиней Кали из индуистского пантеона. «Национализм, - утверждал он, - это не только политическая программа. Это ниспосланная Богом религия, это вера, которая вам необходима как жизнь». Профессор истории, иезуит-филиппинец Де ла Коста готов был согласиться с теми, что называли национализм религией за его способность внушать людям безоговорочную веру и преданность. Правомерны ли, на ваш взгляд, подобные утверждения? Почему они возникли в восточных обществах в XX в.?
  5. Составьте таблицу «Наднациональные идеологии».
  Регион распространения Предполагаемые цели, пути их достижения Основные идеи концепции Степень популярности сегодня Политические партии, пропагандирующие идеологию
Пантюркизм          
Панарабизм          
Панисламизм          
Паназиатизм          

Проанализируйте данные таблицы. Что объединяет данные идеологии? Какова специфика каждой из них?

  1. Вот что говорил о трудностях формирования нации премьер-министр Индии Раджив Ганди в декабре 1985 г.: «Мы провозглашаем и славим единство Индии. Но разве не является фактом также и то, что большинство из нас в повседневной жизни не мыслят себя индийцами? Мы считаем себя индусами, мусульманами, христианами, жителями Мегхалаи, Махараштры, Бенгалии. Нам мешает плен…». Попробуйте самостоятельно предположить какие препятствия, какие внутренние барьеры на пути формирования нации обозначил Раджив Ганди? Перед ответом вспомните особенности исторического, экономического, социального и религиозного развития Индии.
  2. В большинстве бывших колоний и зависимых стран политическое значение приобретает вопрос о национальном языке. Национальные чувства, культура не могут существовать, если опираются на чужой язык, считает филиппинский мыслитель Кларо М.Ректо. Однако, Теодор Герцль, основоположник сионизма, утверждал (до образования еврейского государства), что язык не играет существенной роли в образовании нации, поскольку разбросанные по всему миру евреи, хотя и объединенные сознанием принадлежности к одному народу, говорят на разных языках. С кем из мыслителей вы согласны? Возможно ли государственно-национальное единство без общенационального языка? Можно ли утверждать, что слово – это самый эффективный инструмент сохранения исторической памяти и формирования исторического сознания народа? Какой вклад вносит единый национальный язык в государственную интеграцию?
  3. Примером реальных успехов в формировании супернации может служить Государство Израиль. Там государственной религией стал иудаизм, а официальной идеологией – сионизм, провозгласивший Израиль «государством еврейского народа». Согласны ли вы с данным утверждением? Свой ответ аргументируйте, используя как материал курсов новейшей истории и обществознания, так и дополнительный материал по идеологии сионизма и истории государства Израиль.
  4. Современные политологи утверждают, что мусульманские страны могут объединить усилия ввиду общих интересов, но не во имя гипотетического «государства ислама», к чему призывают многие панисламисты. Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ конкретными фактами из истории исламского мира.
  5. В 1990-х годах в Турции, особенно после вступления советской армии в Баку в 1990 г., активизировались сторонники тюркизма – идеи культурной общности тюркских народов и пантюркизма - концепции их духовного и политического объединения. Возродилась даже идея о «Великом Туране» - мировой державе под эгидой турков. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об истории возникновения и развития идеи о «Великом Туране».
  6. Один из иорданских журналистов заметил, что «арабские националисты 1950-1960-х годов – это националисты традиционного типа, полагавшие, что стоит только поднять знамя панарабизма, чтобы тут же произошло объединение независимо от того, насколько совпадают интересы арабских стран, - в этом их историческая ошибка». Какие события истории арабских стран послужили, на ваш взгляд, основанием для подобной точки зрения? Какие государственные интересы разъединяют арабские страны?
  7. Видный японский ученый Такэси Умэхара, выдвинувший концепцию целостного восприятия жизни, из которой вытекает, что «все совершается согласованно», призывает создать на ее основе мировую универсальную мораль как платформу для культуртрегерской миссии Японии в мире. В некоторых своих публикациях он подчеркивает значение традиционных культурных ценностей японского народа для спасения всей современной цивилизации. С конца 1960-х годов в школах и высших учебных заведениях Японии насаждаются идеи превосходства японской нации и величия императора. Определите, сторонником какой идеологии является Такэси Умэхара? Какие примеры оживления данной идеологии во второй половине XX в. в других странах Востока вы можете привести?

Темы рефератов:

· Идеология национализма на Востоке: синтез национальных интересов и европейских теорий

· Рост национального самосознания в ходе Второй мировой войны

· Наднациональные идеологии: общее и особенное

· Панисламизм в колониальный и современный периоды: разница в политических и идеологических установках

· Частные отличия и общие особенности в идеологиях османизма, пантюркизма и панарабизма

· Идея сплочения на общих политических позициях и практика раскола арабского мира: «арабская нация» - реалия или фикция?

· Особенности политической идеологии Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: паназиатизм

· Лозунг «Азия для Азиатов» в контексте современных взаимоотношений восточных и западных обществ

· Идеи формирования новой цивилизации на базе конфуцианства, даосизма и буддизма

Темы эссе:

· Модернизация идеологии и социальная эволюция: интеллигенция как генератор новых идей

· Национальная идеология как катализатор шовинизма и расизма в многоэтнических и многонациональных восточных государствах

· Причины популярности среди широких народных масс политических идеологий национализма

· Необходимость возникновения наднациональных идеологий в восточных обществах

· Связь современного панисламизма с мусульманской религиозной реформацией: деятельность и творчество аль-Афгани

· Попытки создания панисламистских конституций, государств и суперэтносов: проблема Иерусалима

· Основатели и теоретики пантюркизма: деятельность Зия Гёкалпа, Исмаила Гаспринского и Мустафы Кемаля (Ататюрка)

· Современные тенденции развития кемализма, лацеизма и этатизма в тюркских государствах (Турция, Казахстан, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан)

· Идеология панарабизма в политической деятельности и лозунгах Хабиба Бургибы, Муаммара Каддафи и Саддама Хусейна

Тема 7. Развитие политической мысли и оформление новых «политических» идеологий

Наши рекомендации