Официальные государственные идеологии

Государственно-национальная идеология. Государство-нация (национальное государство) — такая стадия государственности в эпоху становления и бытования индустриального общества, на которой происходит более или менее существенная дезинтеграция, нарушение общности и единства социальных групп, связанных кровным родством, религией, узкогрупповыми интересами. Это происходит тогда, когда большинство населения или его социально и политически активная часть осознает общенациональный (общегосударственный) интерес как приоритетный для достижения некоторых общих целей. На основе неизбежных компромиссов возникает нечто вроде «социального контракта», гарантирующего социальную защищенность личности и зафиксированного в институционных документах. От того, насколько развито в народе сознание принадлежности к данному национальному государству, прямо зависит уровень государственной интеграции.

Иллюстрация Файл 23.1.Дезинтеграция Яркий пример дезинтеграции восточного общества.

Официальная, государственно-национальная идеология — это декларированная или фактически определяющая правительственный курс система концепций и взглядов по вопросам государственности, политической власти и социально-экономического развития. Она формулирует устремления государства, его ближние и дальние цели, предлагает принципы поведения на международной арене, хотя в каждой точке социального пространства ее формулы, идеи и принципы воспринимаются неоднозначно, а то и отвергаются вовсе.

Однако в большинстве случаев у государства и общества находится общий интерес. Государство формирует корпус жизненных ценностей как высшую систему, приемлемую в той или иной степени для всего населения, потому что в идеальном случае оно представляет всю нацию как политически организованную ассоциацию со всеми составляющими ее этносами, религиозными, сословно-классовыми группами, даже когда она еще не существует в качестве самосознающей общности.

Официальные идеологии и программы, лежащие в основе государственной политики, — результат взаимодействия социально-политических, экономических и культурно-цивилизационных факторов. Как бы ни расходились групповые интересы, их сосуществование и взаимодействие в едином социально-экономическом, юридическом и хотя бы отчасти культурном пространстве создают общенациональную конформность, т.е. вырабатывают у человека сознание своей принадлежности к национальному государству, приверженность некоторым общенациональным ценностям, идеалам, институтам, символам. В основе официальных идеологий лежит этатизм* и патриотизм.



Иллюстрация Файл 23.2.Малайзия Малайзия. Монумент Независимости в Куала-Лумпуре.

Один из авторов Рукуннегары, официальной идеологии Малайзии, А. Газали определяет нацию как ассоциацию людей, имеющих одно подданство и преданных государству. Власть объявляет себя защитницей общего интереса, как она его понимает, и это ее понимание закладывается в государственную политику. Государственная идеология направляет и контролирует поведение масс и, наоборот, ее отсутствие или слабая восприимчивость народом мешают его сплоченности, поддержанию стабильности, реализации национальных программ.

Чем больше официальная идеология отвечает потребностям общества, чем более она популярна, тем более устойчиво ее воздействие на народ, тем стабильнее положение дел в государстве. Напротив, чем больше несоответствие между официально провозглашенными целями и действительностью, тем острее идеологическая борьба и меньше стабильности в обществе. Первый президент Кыргызстана А. Акаев заявлял: «Отвергнув коммунистическую идеологизацию всех сторон жизни, мы зашли слишком далеко и выплеснули с водой ребенка. Ни один народ, ни одна нация не может существовать без идеала, без благородной цели. Именно эти идеалы и цели делают значимыми их деятельность и жертвы».

Иллюстрация Файл 23.3.Аскар Акаев Аскар Акаев, первый президент Кыргызстана.

Официальные идеологии, поддерживаемые всей мощью государств и правительств, очень активны. В распоряжении властей имеется мощный арсенал средств для целенаправленного распространения политических идей, доктрин и учений в народе для формирования определенного общественного сознания. Официальные идеологии призваны формировать национальное сознание, возводя в ранг святынь такие понятия, как родина, монархия, социальная утопия и т. д. и в то же время формируя для населения «черный облик» врага.

Национальная идея и формула «четырех “С”». Государственная идеология, которую формируют правящие круги, должна опираться на национальную идею – представление подавляющего большинства народа, обитающего в определенных политических границах, об общих целях и жизненных интересах. Государственная идеология нередко меняется со сменой правителей, тогда как национальная идея является долговременным фактором.

Десятки государств на Востоке имеют свою историю, свое видение мира и национальных проблем, меняющееся в зависимости от обстоятельств. Отсюда множество официальных доктрин и программ. В литературе нет анализа всей их совокупности. Есть труды, в которых рассматриваются официальные идеологии групп государств, объединенных общими характерными чертами. Но без особого риска впасть в ошибку можно утверждать, что независимо от типа государственности и политического режима национальные цели укладываются в формулу «четыре «С»» — стабильность властных структур, стабильность национального бытия, стабильность экономического роста (процветающая, эффективная и динамичная экономика) и стабильность социальной сферы. Таков итог изменения статуса стран Востока в мировом сообществе. Если антиколониальное движение вдохновлялось праведным гневом, неприятием несправедливости, угнетения, унижения и пр., то в условиях независимости нужны были новая философия жизни, позитивные цели, общенациональная идея, государственная идеология, нацеленность на экономический рост, социальную справедливость, обретение достойного места в мире.

Тунисский социолог Эльбаки Хермаси пишет: «Основные проблемы для Северной Африки, тесно взаимосвязанные, заключаются в интеграции стран Магриба, индустриализации в интересах экономического развития и справедливого распределения национального богатства». Отвечая на вопрос, какое национальное государство хотелось бы иметь в Судане, известный политический деятель М. А. Махгуб писал: «Первое предварительное условие — национальное единство, второе — экономическое процветание, защита достоинства личности путем реализации демократических прав и свобод, воспитание чувства патриотизма, третье — децентрализация власти, парламентская республика, поддержка частного сектора, национализация и планирование».

На первом ежегодном семинаре Клуба арабской мысли в Аммане (Иордания) в 1984 г, египетский социолог Саададдин Ибрахим говорил о том, что со времен ат-Тахтави главную заботу арабской мысли составляли такие проблемы, как аутентичность, демократия, развитие, арабское единство, социальная справедливость и независимость. Исследователи перемен в Южной Азии констатировали в 1977 г.: «Сегодня все развивающиеся народыозабочены проблемами борьбы с нищетой, утверждением социальной справедливости, экономического равенства и политической свободы».

Иллюстрация Файл 23.4.Сеул На улицах Сеула.

Две основные категории современных официальных национальных идеологий Востока. Государственно-политическим пафосом и императивом современных официальных идеологий Востока является национализм всех оттенков, сочетающийся с авторитаризмом или демократией. Их можно условно отнести к двум основным категориям, которые однако редко встречаются в чистом виде. Первая – идеология национальной совокупности действий, направленных на достижение реальных результатов, без попыток подогнать эти действия под существующие теории («прагматизм») как демократического, так и авторитарного толка; вторая - концепции так называемых «идеологических государств» (государства «правящих идеологий») или близкие к ним концепции «особого пути».

Что касается социально-экономических составляющих этих идеологий, то здесь можно выделить модель капиталистического развития в его либеральной интерпретации, концепцию «особого пути» и разновидности социалистических принципов.

При всех переменах в судьбе восточных обществ эти детерминанты остаются постоянными. Но представление о том, что такое национальный интерес, понимание этих детерминант, их приоритетности, средств достижения целей могут меняться как при смене политических режимов, так и вследствие сдвигов в экономике, изменения международной ситуации и т. п. Не говоря уже о том, что верховная власть испытывает постоянное давление со стороны оппозиции, с которой ей нередко приходится считаться.

Строгая классификация этих идеологий невозможна. Многие из них оказываются в пограничных группах и часто меняют ориентиры. Это происходит потому, что многие восточные общества являются переходными (в нашей историографии их называли «развивающимися» в западной – «отсталыми»), а для таких обществ характерны «не чистые» политические, социальные и идеологические конструкции, а смешанные, симбиозные, синтезированные. К тому же все время существуют вопиющие различия между провозглашенными целями и действительностью.

В следующих параграфах представлены краткие характеристики типологически разных идеологий и программ.

Контрольные вопросы:

  1. Какие идеи лежат в основе государственно-национальных идеологий? Каковы их основные функции?
  2. Что такое национальная идея? Раскройте содержание формулы «четырех «С»», приведите примеры ее применения в современном мире.
  3. Охарактеризуйте две основные категории современных официальных идеологий.

Наши рекомендации