Становление международного коммунистического движения

Идеология марксизма-ленинизма: от революционного марксизма к российскому большевизму.В начале ХХ в. среди европейских марксистов сложилось радикальное течение, выступавшее против идеологии социал-реформизма. Его лидеры Владимир Ульянов (Ленин), Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Марсель Кашен доказывали, что в современном обществе классовая борьба не ослабевает, а, напротив, усиливается. Для обозначения этой переломной эпохи ими использовалось понятие «империализм», очень популярное в публицистике рубежа XIX-XX вв.

Многие марксистские идеологи пытались рассматривать империализм как особую стадию в развитии капиталистической формации. Так, Карл Каутский утверждал, что «империализм состоит в стремлении всякой индустриальной капиталистической нации присоединить к себе все большую область аграрного характера» и предсказывал переход к «ультраимпериалистической политике, которая поставит на место борьбы национальных финансовых капиталов между собою общую эксплуатацию мира интернационально-объединенным финансовым капиталом». Рудольф Гильфердинг обратил внимание на принципиальные изменения в структуре самих производительных сил. «Империализм – это новейшая фаза в развитии финансового капитализма, связанная с концентрацией производства, централизацией капитала, превращением банков в непосредственных руководителей производства», – писал он.

Лидер российских революционных марксистов Владимир Ленин разработал собственную теорию империализма, близкую к концепции Гильфердинга, но обладавшую более ярко выраженным идеологическим и даже пропагандистским характером. Ленин утверждал, что формирование монополистического капитализма, финансово-банковской олигархии и агрессивная колониальная экспансия превращают империализм в «паразитический, загнивающий, умирающий капитализм, переходный к социализму».

Ленин доказывал, что высшая степень обобществления производительных сил в условиях монополистического капитализма уже во многом решила проблему социализации общества, то есть капитализм подготовил своего «могильщика», о чем мечтал Маркс. Поэтому речь должна идти о немедленном и решительном подъеме революционного движения. Рассуждения социал-демократов о возможности снизить накал социальных противоречий с помощью реформ Ленин расценивал как предательский оппортунизм (фр. оpportunisme – «удобный», «выгодный»). В социальной и политической демократии он видел лишь «широко разветвленную, прочно оборудованную систему лести, лжи, мошенничества, жонглерства модными и популярными словечками, обещания любых реформ и любых благ рабочим», за которой скрываются «подлинные» особенности империализма – «реакция по всем линиям и усиление национального гнета».

Обвиняя Бернштейна в оппортунизме, Ленин и его последователи в свою очередь предприняли глубокую ревизию классического марксизма. Маркс считал, что пролетарская революция должна начаться в наиболее развитых странах Запада, а потому сразу же стать всемирным явлением. Ленин же доказывал, из-за усиления неравномерностисоциально-экономического развитияв эпоху империализма эпицентром революционного движения становятся немногие страны, в которых противоречия капитализма достигли наибольшей степени («слабые звенья» в «цепи мирового капитализма»). «Социализм не может победить одновременно во всех странах, – писал Ленин. – Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течение некоторого времени останутся буржуазными или добуржуазными». Это положение первоначально не противоречило идее мировой революции, поскольку предполагалось, что победа социализма в одной или нескольких странах впоследствии позволит развернуть революционную борьбу и во всемирном масштабе.

Рассуждая о неравномерности развития капитализма, Ленин особое внимание уделял проблеме революционного движения в странах, где буржуазный строй еще только находился на стадии формирования (например, в России). Он разработал теорию перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. «От революции демократической, – писал Ленин, – мы сейчас же начнем переходить … к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию». Сложность этой задачи подтолкнула Ленина к совершенно не присущему для марксизма тезису о классовом союзе пролетариата и крестьянства. Еще большее значение Ленин придавал созданию партии нового типа – боевой, монолитной, спаянной железной дисциплиной организации, способной не только привнести революционную теорию в пролетарские массы, но и организовать их, возглавить вооруженное восстание против правительства и взять власть в свои руки.



иллюстрация Файл 4.1. Ленин «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». Владимир Ленин.

Идея диктатуры пролетариата стала центральной для марксистско-ленинской идеологии. Ленин утверждал, что «государство – это продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства». Поэтому комментируя мысль Энгельса о том, что после пролетарской революции «государство не упраздняется, а отмирает», Ленин заявлял о постепенном отмирании именно социалистического государства, которое будет происходить по мере становления коммунистического бесклассового строя. Буржуазно-демократическое же государство, по его мнению, должно быть уничтожено уже в ходе революции. В дальнейшем государственная система необходима пролетариату лишь для «организации насилия для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянами, мелкой буржуазией, полупролетариатом в деле налаживания социалистического хозяйства». Таким образом, в диктатуре пролетариата Ленин видел не только классовую сущность будущего социалистического государства, но и его политическую форму, подчеркивая, что «диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская борьба против сил и традиций старого общества».

Организационное оформление марксистско-ленинское течение социал-демократии получило в 1903 г., когда в Брюсселе, а затем в Лондоне состоялся II съезд РСДРП (Российской Социал-демократической рабочей партии ). Раскол по вопросу о партии нового типа привел к созданию двух группировок – меньшевиков, отвергавших ленинский экстремизм, и большевиков, поддержавших идеи ленинизма.

Появление большевизма на мировой политической арене предваряло раскол всего международного рабочего движения. Совершенно очевидно, что большевизм был в значительной степени порождением особых исторических условий развития России. Но одновременно идеи большевизма были очень созвучны настроениям маргинальных масс в самых разных странах Европы и мира. На рубеже XIX-XX вв. под влиянием противоречий ускоренной модернизации, а затем и трагической эпопеи Первой мировой войны складывалось широкое протестное движение, в недрах которого формировались самые разнообразные экстремистские идеологические течения.

Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет, анализировавший феномен «восстания масс», писал о том, что революция маргиналов «заключается не столько в восстании против старого режима, сколько в установлении нового, обратного прежнему». Этот парадокс ярко проявился в идеологии большевизма, предлагавшей не уничтожить диктатуру буржуазии, а заменить ее пролетарской, не привнести принципы справедливости в рыночную экономику, а экспроприировать сам капитал, не гарантировать человеку его личные политические права, а подчинить еще более жесткой и беспощадной дисциплине. И если личные воззрения лидеров большевизма были результатом специфической интерпретации марксизма, то массовая популярность этих идей имела иные корни.

иллюстрация Файл 4.2. Массы «Большевизм воспринял не научную сторону марксизма, а его мессианскую, мифотворческую религиозную сторону, и… показал, как велика власть идеи над человеческой жизнью, если она тотальна и соответствует инстинктам масс». (из кн. Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Большевизм привлек маргинальную массу не столько конкретными идеями, сколько экстремистской энергетикой, фанатичной безапелляционностью, самозабвенной верой в абстрактные идеалы. «В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством понимание жизни человека как служения сверхличной цели, как служения не себе, а великому целому, – писал русский философ Н.Бердяев. – Но эта идея искажается отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной свободы. В коммунизме… эта идея приняла почти маниакальные формы и превращает человека в орудие и средство революции».

Окончательный раскол международного рабочего движения произошел в годы Первой мировой войны. В 1915-1916 гг. большевики еще участвовали в антивоенных конференциях социалистов в Циммервальде и Кинтале, призывая к борьбе против оппортунизма в рядах II Интернационала и превращения «империалистической войны в гражданскую» в воюющих странах. Но идея «революционного пораженчества» (поражения в войне буржуазных правительств) не получила широкой поддержки. В этой ситуации сторонники Ленина взяли курс на полное обособление радикального крыла европейской социал-демократии и формирования на его основе международного коммунистического движения. «Единство пролетариата может быть осуществлено только крайней революционной партией марксизма, только беспощадной борьбой против всех остальных партий», – утверждал Ленин. Мощным стимулом для консолидации коммунистического движения стала Октябрьская революция 1917 г. в России.

Создание Коминтерна и эволюция его идеологической платформы в 1920-х гг.Первый шаг к формированию международного коммунистического движения был сделан в марте 1919 г., когда по инициативе российских большевиков в Москве состоялся Учредительный конгресс III (Коммунистического) Интернационала. Конгресс принял «Платформу Коминтерна» и «Манифест к пролетариям всего мира», закрепившие ряд принципов коммунистической идеологии (революционный характер социалистического строительства, диктатура пролетариата, слом буржуазного государства, экспроприация крупного капитала, поддержка национально-освободительного движения и т.д.).

иллюстрация Файл 4.3. Коминтерн   Пропагандистские плакаты Коминтерна.
иллюстрация Файл 4.4. Коминтерн

В 1920 г. на II конгрессе Коминтерна были приняты Устав Коминтерна и так называемые «21 условие о приеме» – идеологические принципы, обязательные для коммунистических партий (тезисы о революционном характере коммунистического движения, диктатуре пролетариата, о принципах демократического централизма и интернационализма, обязательности решений Коминтерна для национальных коммунистических партий, поддержке национально-освободительного и антиколониального движения и т.д.). Особенно последовательно проводилась идея жесткого противостояния коммунистов как с правым социал-оппортунизмом, так и левым радикализмом, «революционной стихией».

В принятой II конгрессом резолюции «О роли коммунистической партии в революции» утверждалось, что партия – это высшая форма классовой организации пролетариата, выполняющая руководящую роль в революционном процессе и построении социализма. Основой партийного строительства был признан принцип демократического централизма – избираемость руководящих органов «снизу вверх» и обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Сам Коминтерн рассматривался как «революционный инструмент создания планетарного государства трудящихся», который должен воспроизвести организационные принципы партии нового типа.

Решения III и IV конгрессов (1921-1922 гг.) закрепили практику избрания Исполнительного Комитета Коминтерна (ИККИ) делегатами конгрессов без прямого представительства отдельных партий. Был провозглашен принцип «концентрирования» Коминтерна в противовес национальной «автономизации». Эти решения еще больше укрепили влияние большевиков на международное коммунистическое движение.

Пытаясь перехватить инициативу у социал-демократов, IV конгресс утвердил стратегию единого рабочего фронта (консолидации пролетарского движения за счет соединения революционной стратегии коммунистических партий с тактическими задачами в области экономического и социального положения рабочего класса). В ходе работы IV Конгресса возникла острая дискуссия. К.Радек и его сторонники утверждали, что корректировка политических целей коммунистического движения превращает социал-демократию во временного союзника. Основным оппонентом Радека выступил председатель ИККИ Г.Зиновьев. Он доказывал, что социал-демократические партии являются левой частью буржуазного политического лагеря и, следовательно, наиболее опасными противниками коммунистического движения. Решения конгресса оказались компромиссными, хотя позиция Зиновьева получила поддержку наибольшего числа депутатов. При этом отвергнута была программа перманентной революции, предложенная Л.Троцким, сторонником дальнейшей эскалации революционной борьбы и немедленного развертывания мировой революции.

иллюстрация Файл 4.5. Троцкий   «Сейчас мы входим в полосу систематического и планомерного обострения международных отношений. Отсюда вытекает, что в революционных ситуациях недостатка в ближайшие годы не будет. Весь вопрос в умелом использовании этих ситуаций». Лев Троцкий.

В 1924 г., на фоне быстрого спада революционной волны в Европе, состоялся V конгресс Коминтерна. Лейтмотивом его работы стало продолжение дискуссии К. Радека и Г. Зиновьева. На этот раз полемика развернулась вокруг вопроса о фашизме. Тема фашистской угрозы поднималась уже на предыдущем конгрессе. Зиновьев предложил тогда рассматривать фашизм как движение, инспирированное крупным капиталом и демагогическое по своему характеру. Спустя полтора года Зиновьев трактовал фашизм уже в качестве более широкого явления. Причиной фашизации общества он считал попытки буржуазии найти пути спасения гибнущего капитализма в союзе с социал-реформистами или националистами. Оба варианта, по мысли Зиновьева, являлись контрреволюцией. Но основную угрозу рабочему движению представляла именно социал-демократия («социал-фашизм», как назвал ее Зиновьев), «более изощренно обманывающая трудящихся».

Позицию Зиновьева решительно поддержал И. Сталин. Наряду с социал-демократией к числу профашистских течений он отнес и пацифизм (как основной источник военной угрозы в силу своего противоборства с революционным движением на мировой арене). Зиновьев и Сталин сумели добиться принятия Конгрессом радикальных резолюций, в том числе о необходимости «большевизации» коммунистических партий вплоть до превращения Коминтерна в «единую всемирную большевистскую партию». Попытки же Троцкого начать дискуссию о «кризисе вождей» и бюрократизации большевистской партии не увенчалась успехом.

После 1924 г. в деятельности руководящих органов Коминтерна наступила продолжительная пауза. Эпицентр политической борьбы переместился в руководство ВКП(б). В 1925-1927 гг. Сталину удалось устранить двух своих наиболее опасных противников – Троцкого и Зиновьева, выступивших против «термидорианского перерождения» ВКП(б). Объектом следующей атаки Сталина стали «правые уклонисты» – его бывшие союзники по защите идеи единого рабочего фронта от «левацкой» стратегии Зиновьева и Троцкого. На VI конгрессе Коминтерна в 1928 г. Сталин предложил новый вариант политической платформы международного рабочего движения – «класс против класса». Предполагалось, что в условиях приближающегося революционного кризиса в странах Запада создаются условия для «мирного наступления против буржуазного государства». В этой связи требовалось придать «единому рабочему фронту» более жесткие формы, развернуть наступление против социал-демократии «по всем линиям». В обновленный текст Устава вошла сталинская редакция статьи о статусе Коминтерна как единой коммунистической партии с жестким соподчинением центральных и национальных руководящих органов. Попытки Н. Бухарина выступить против этого курса не увенчались успехом.

иллюстрация Файл 4.6. Митинг Первомайский митинг коммунистов в Нью-Йорке.

На Х пленуме ИККИ в 1929 г. в программные документы Коминтерна были внесены еще более жесткие формулировки, в том числе «разоблачающие» оппортунизм «социал-фашистов» и пацифистов. Сталин к этому времени уже полностью контролировал ситуацию в Коминтерне, равно как и в руководстве ВКП(б). Для европейского коммунистического движения это означало еще большее забвение целей и интересов национальных рабочих партий, отказ от учета конкретно-исторических особенностей развития отдельных стран и регионов, дальнейшее насаждение в коммунистическом движении большевистской идеологии и опыта строительства социализма в СССР.

Борьба против фашистской угрозы. Движение Народного фронта.Начало в 1929 г. мирового экономического кризиса было воспринято в Коминтерне как подтверждение правильности сталинской стратегии. Но вместо новой волны революционного движения в Европе ширилось политическое наступление фашизма. В марте 1933 г. руководство Коминтерна призвало к сотрудничеству всех течений рабочего движения в борьбе против фашистской угрозы. В резолюции XIII пленума ИККИ. было сформулировано определение фашизма как «открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала». Такой подход позволял обосновать целесообразность включения коммунистов в широкое антифашистское демократическое движение.

В 1934-1935 гг. ряд авторитетных идеологов европейского коммунистического движения – Г. Димитров, П. Тольятти, В. Пик, О. Куусинен, М. Торез, – выступили за отказ от концепции «социал-фашизма» и дальнейшее укрепление связей с социал-демократическими партиями. На VII конгрессе Коминтерна (1935 г.) эта стратегия получила официальное закрепление. Георгий Димитров в своей выступлении на конгрессе доказывал, что главной причиной наступления фашизма является политический и организационный раскол пролетариата. По словам Димитрова, сложилась ситуация, когда предстоит делать выбор «не между пролетарской диктатурой и буржуазной демократией, а между буржуазной демократией и фашизмом». Насущной задачей становилось создание антифашисткой демократической коалиции – Народного фронта.

иллюстрация Файл 4.7. Народный фронт Митинг сторонников Народного фронта в Мадриде.

Решения VII конгресса Коминтерна дали толчок для активизации сотрудничества между коммунистическими и социал-демократическими партиями в борьбе против фашизма. Основными политическими лозунгами становились борьба за мир и защита демократии. Во Франции, Испании и Чили партиям Народного фронта удалось даже на некоторое время прийти к власти. Однако этот успех оказался очень кратковременным. Коммунисты рассматривали образование Народного фронта как привнесение революционной идеологии в массовое демократическое движение и первый шаг к установлению диктатуры пролетариата. От правительств Народного фронта они требовали «не считаться с условностями конституционного законодательства», использовать любые методы для укрепления своей власти, напрямую апеллировать к протестному движению масс. Такая линия встречала полное неприятие со стороны социал-демократов и левых республиканцев, которые видели в Народном фронте лишь демократическую многопартийную коалицию, созданную для победы на парламентских выборах. В итоге практически любые вопросы внутренней и внешней политики вызывали острейшие разногласия между партиями Народного фронта и способствовали быстрому расколу этого движения.

Провал стратегии Народного фронта был связан не только с принципиальному идеологическими противоречиями между коммунистами и социал-демократами, но и фатальным непониманием истинной природы фашизма. Социал-демократы считали фашизм «уличным» политическим экстремизмом, а коммунисты – «воинствующим буржуазным национализмом», получающим поддержку народа за счет демагогии и лжи. Совершенно не проводилось различие между фашизмом и нацизмом, фашистскими и военно-авторитарными диктатурами.

иллюстрация Файл 4.8. Сталин   «Сталин! Это имя стало для трудящихся земного шара символом действительной свободы и человеческого счастья. Это имя – знамя победоносной борьбы за социальное и национальное раскрепощение всех народов Европы, Азии, Африки, Америки, всех пролетариев и угнетенных. Взоры рабочих и крестьян всего мира обращены к Сталину, он – их надежда, он – их будущее!» (из передовой статьи газеты «Правда», 21 декабря 1939 г.)

В конце 1930-х гг. Коминтерн оказался фактически парализован новой волной политических репрессий, которая началась после принятия пленумом ИККИ в феврале 1937 г. решения о ликвидации троцкизма как «фашистской агентуры». Окончательный удар по Коминтерну нанесло подписание в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении, а затем и договора о дружбе и границе. Советская пропагандистская машина переориентировалась на обличение западных демократий и отказалась от критики нацистского режима. С началом Великой Отечественной войны организационные структуры ИККИ были использованы для расширения советской агентуры на оккупированных территориях. Но в 1943 г. Коминтерн был окончательно распущен – его существование препятствовало сближению СССР с новыми союзниками на Западе.

Контрольные вопросы

1.Какие новые идеи привнес В. Ульянов (Ленин) в революционную теорию марксизма?

2. Почему принцип «диктатуры пролетариата» стал ключевым для идеологии большевизма?

3. Какую эволюцию претерпели доктринальные установки Коминтерна?

4. Какие аргументы позволили Г. иновьеву определить социал-демократию как одну из форм фашизма?

5. В чем причины провала стратегии Народного фронта?

Наши рекомендации