Социалистическая идеология на рубеже XIX-XX вв.

Эволюция социалистической идеи в XIX в.: между утопией и наукой.Истоки социалистического (фр. socialisme < лат. socialis – «общественный») мировоззрения можно усматривать в утопическом идеале общества, основанного на принципах всеобщей социальной справедливости, гармонии коллективного и индивидуального начал. Подобные идеи высказывались мыслителями самых разных эпох – от Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы до Жана Мелье и Роберта Оуэна. В XIX в. нарастающая мощь индустриальной системы, прорыв в научных исследованиях и ломка традиционной картины мира, изменение образа жизни сотен тысяч людей под влиянием урбанизации и новых экономических отношений, сделали утопические размышления о грядущем «золотом веке» человечества особенно актуальными.

иллюстрация Файл 3.1. Фурье «Цивилизация – антипод провиденциальной судьбы, мир дыбом, социальный ад» (из книги Шарля Фурье «Новый промышленный и общественный мир»).

Первый шаг от утопического социализма к его «научной» теории сделали французские философы-позитивисты. Клод-Анри де Рувруа, граф Сен-Симон, известный меценат и политический полемист, в своих трудах выступал за укрепление «позитивного характера науки», придание ей математической точности и абсолютной объективности. Именно Сен-Симон выдвинул идею трех стадий общественного развития, где первая – «теологическая», соотносилась с господством мифологии, вторая – «метафизическая», была связана с господством христианства и других монотеистических религий, а третья – «позитивистская», рассматривалась как эпоха научного мировоззрения. Сен-Симон утверждал, что «прогресс человечества дошел до того, что наиболее важные рассуждения о политике должны быть непосредственно выведены из познаний, приобретенных в высших науках и в области физики». В физике Сен-Симон видел важнейшее подтверждение идеи социальной солидарности как части закона «всеобщего тяготения».

Идеи Сен-Симона развил его ученик Огюст Конт. Он также исходил из представления о трех стадиях общественного развития и доказывал, что на современной («позитивной») стадии происходит отказ от иллюзорных попыток постичь некие глубинные основания мироздания и высший смысл человеческой жизни. Наука перестает быть сферой удовлетворения любопытства и обращается к изучению «позитивных» законов природы и общества – «неизменных отношений последовательности и сходства явлений» (О. Конт). Конт доказывал, что благодаря научному пониманию мира и сущности человека общество на своей «позитивной» стадии развития утрачивает стихийность и конфликтность. «Позитивный» разум освобождает человека от господства иллюзорных идей. Как следствие, само общество, а не индивид, становится «самостоятельной силой», а человек учится «видеть достоинство – в подчинении, счастье – в послушании и свободу – в самопожертвовании».

Идеи Конта не были поддержаны большинством социалистов XIX в. Гораздо чаще звучали пафосные предсказания грядущего торжества свободы и разума, дорогу к которому должны открыть просвещение народных масс или их революционное движение. Представители весьма пестрого в идейном и организационном плане движения революционной демократии по сути и создали «миф социализма», который находил живой отклик в народных массах. Показательным примером является знаменитый лозунг социалистического общежития, сформулированный идеологом французской революционной демократии Луи Бланом: «От каждого – по способности, каждому – по потребности».

иллюстрация Файл 3.2. Гарибальди «Необходимо объединить силы во имя свободы, независимости, цивилизации и прогресса!». Джузеппе Гарибальди.

Среди представителей радикального крыла социалистического движения все большую популярность приобретала и коммунистическая идея. Первыми теоретиками утопического коммунизма стали Э. Кабэ, Т. Дезами, В. Вейтлинг. Характерными особенностями их воззрений была надежда на полное уничтожение частной собственности как основы социального неравенства, формирование совершенно справедливого общественного строя, в рамках которого вся жизнь человека было бы подвергнута разумной и эффективной регламентации. Любопытное определение целей коммунизма сформулировал Этьен Кабэ: «Сделать народ в меру возможности счастливым, начиная необходимым, продолжая полезным и кончая приятным».

Классический марксизм.В особом ключе социалистическую и коммунистическую идеи развили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Разработанная ими концепция исторического материализма основывалась на представлении о неразрывной связи природного и социального начал в человеческом поведении. В отличие от либералов, основоположники марксизма полагали, что естественный эгоизм людей обуславливает социальную общность, а не «войну всех против всех». Пытаясь удовлетворить свои материальные потребности, индивиды не только вступают во взаимовыгодные отношения, но и «дополняют друг друга, нуждаются в друг в друге, … выходят за пределы своей собственной потребности» (К. Маркс). Таким образом, производство материальных благ представляет собой единство материальных и духовных процессов, в ходе которых не только создаются блага, но и формируется сам человек. Общественный характер производства обуславливает социальную сущность человека.

Отталкиваясь от вывода о социальной сущности человека, Маркс и Энгельс доказывали, что социализм представляет собой не грядущий «золотой век человечества», а изначальную и единственно подлинную основу общественного бытия человека. Однако реализация социалистических принципов оказалась невозможной на протяжении всей предшествующей истории человечества из-за классовых противоречий в системе производительных сил и производственных отношений.

Понятие «производительные силы» было введено в науку в XIX в. английскими экономистами как характеристика необходимого в процессе производства сочетания рабочей силы и орудий труда. Маркс акцентировал в этом понятии ключевую роль самого человека, рассматривая технику как «объективацию» человеческих способностей и мотивов. Такой подход позволил сделать вывод о неразрывной связи уровня развития производительных сил и общественных (производственных) отношений. Системное сочетание этих двух факторов Маркс назвал способом производства. Он считал, что производственные отношения выступают не только как основа способа производства, но и «экономический базис» всей системы общественных отношений, определяющий характер остальных «надстроечных» институтов.

Рассматривая исторический процесс как закономерную смену способов производства, Маркс ввел для обозначения стадий всемирно-исторического процесса понятие «формация». «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество со своеобразным отличительным характером, – писал он. – Античное общество, феодальное общество, буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества».

иллюстрация Файл 3.3. Маркс «В буржуазном обществе прошлое господствует над настоящим, в коммунистическом обществе – настоящее над прошлым». Карл Маркс.

Маркс доказывал, что развитие производительных сил и производственных отношений носит противоречивый характер, а закономерные конфликты между новым, более высоким уровнем производительных сил и старыми, изжившими себя производственными отношениями, приводят к периодической смене формаций.

Доклассовая стадия всемирно-исторического развития была сопряжена, по мнению марксистов, с преобладанием общины – «естественной коллективности», которая формировала как социальные взаимосвязи, так и индивидуальность человека. По мере развития частной собственности и практики эксплуатации человека человеком община деформировалась и распадалась. Появилось классовое общество, разделившее людей на собственников средств производства и зависимых от них трудящихся. Однако Маркс полагал, что ни рабовладение, ни крепостная зависимость не могли полностью уничтожить изначальную социальную общность людей. Даже в «отношениях господства и подчинения» между людьми сохранялась непосредственная личностная связь, а дифференциация производственных отношений порождала все новые формы социальных сообществ (племенные, полисные, сословные, цеховые и пр.).

Второй и принципиально новый тип общественных отношений сложился, по мнению марксистов, в условиях капитализма. Торжество товарно-денежных отношений привело к полному уничтожению личностной связи между людьми. На смену ей пришел меновой эквивалент – деньги. Индивид приобретает в таких условиях полную личную свободу, но становится зависим вещного богатства, капитала. Отчуждение человека достигает совершенно абсурдной формы.

Маркс и Энгельс доказывали, что буржуазный идеал свободы является гибельной иллюзией, поскольку до предела обостряет проблему отчуждения человека, способствует окончательному разрыву социальных связей и утрате солидарности в человеческих отношениях. Поэтому неизбежным становится всемирно-исторический переворот – переход человечества к третьему, «постклассовому» типу общественного развития. Причем, речь идет не только о социализации человека в рамках тех или иных коллективов. Появляется возможность раскрыть глубинную, сущностную социальность человека и превратить ее в основу общественного бытия.

Идеал будущего общества, где восторжествует «индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в общественной достояние», Маркс и Энгельс называли коммунизмом. Предполагалось, что коммунистическая формация будет представлять собой высокоорганизованный и планомерно развивающийся «союз свободных людей», лишенных классовых противоречий и обеспечивающий социальную справедливость.

иллюстрация Файл 3.4. Энгельс «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата». Фридрих Энгельс.

Переход к коммунизму, как и смену любой формации, Маркс и Энгельс рассматривали в качестве революционного процесса, отражающего логику классовой борьбы. Энгельс писал по этому поводу: «Маркс впервые открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба – совершается ли она в политической, религиозной, философской или какой-либо иной идеологической области – в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов».

Идея классовой борьбы, как основы социального прогресса, была распространена марксистами на анализ всех сторон общественных жизни. Так, государство и право рассматривались ими как организованное систематическое насилие одного класса над другим, типы семейных отношений, этические установки и даже эстетические предпочтения – как проявление классового самосознания. Подобный подход позволял сделать вывод о насильственном характере формационных революций и неизбежной диктатуре класса-гегемона, созидающего новое общество.

Революционным классом современной эпохи Маркс и Энгельс считали пролетариат. Именно рабочие, лишенные собственности и вовлеченные в систему максимально обезличенного, обобществленного труда, рассматривались ими в качестве носителей «универсальной индивидуальности», способных уничтожить классовые, сословные, национальные, религиозные границы. Пролетарская революция должна была стать закономерным итогом развития буржуазного общества, порождающего «своего могильщика». При этом Маркс и Энгельс предполагали, что завоевание пролетариатом политической власти и создание его классовой диктатуры должно быть результатом наивысшего развития производительных сил в условиях капитализма, а следовательно не может иметь характера национальной революции в отдельно взятой стране.

иллюстрация Файл 3.5. призрак «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» (из книги «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса).

Идея мировой пролетарской революции, как начала перехода человечества к коммунистической формации, была представлена в 1848 г. в работе Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии». В дальнейшем она стала основой программных установок Международного товарищества рабочих (I Интернационала), созданного в Лондоне в 1864 г. и просуществовавшего до 1876 г.

Э. Бернштейн и первая попытка «ревизии» классического марксизма.В конце XIX в. в развитии марксизма наступил новый этап. В 1889 г. на Парижском конгрессе было объявлено о создании II Интернационала. Социал-демократические и рабочие партии, вошедшие в его состав, боролись за введение всеобщего избирательного права, расширение рабочего законодательства, 8-часовой рабочий день, выступали в защиту трудовых прав женщин. Идеологической платформой Интернационала оставались идеи революционного марксизма. Лидеры европейской социал-демократии тех лет Рудольф Гильфердинг, Георгий Плеханов, Карл Каутский, Эдуард Бернштейн, Поль Лафарг творчески развили в своих трудах положения классического марксизма, превратили его в целостную философскую концепцию. Марксизм получил признание не только в качестве определенной мировоззренческой доктрины, но и особого метода научного познания мира. Но в роли политической идеологии наследие Маркса оказалось весьма противоречивым.

Революционная доктрина классического марксизма имела очень строгую логику. Маркс и Энгельс полагали, что на высшем пике развития капиталистической формации возникнут объективные предпосылки перехода политической власти к пролетариату как наиболее многочисленному и важному в процессе общественного производства классу. Мировая пролетарская революция станет концом истории эксплуатации человека человеком и откроет эпоху коммунистического строительства. Пролетарское интернациональное единство рассматривалось в качестве основы социальной справедливости, обеспечения интересов каждого благодаря усилиям и труду всех.

Таким образом, коммунистическая формация жестко противопоставлялась марксистами капиталистическому строю, где конфликт труда и капитала, столкновение интересов пролетариата и буржуазии носили антагонистический, непримиримый характер. Однако на рубеже XIX-ХХ в. в развитии капитализма произошли важнейшие изменения. На смену пролетариям – классу, «которому нечего было терять, кроме своих цепей», постепенно приходили квалифицированные рабочие, чей труд получал все более справедливое вознаграждение, а политическая роль в обществе становилась заметной и влиятельной. Новая организация капиталистического производства создавала основу для все более эффективного сотрудничества представителей разных классовых групп, а также формирования «новых средних слоев», смягчающих биполярность капиталистического общества. Происходила демократизация политической жизни, укреплялась конституционно-правовая основа государственности, расширялись категории избирателей. Все эти факторы предопределили появление социал-реформистской версии марксизма.

иллюстрация Файл 3.6. Бернштейн «То, что читается конечной целью социализма, для меня ничто; движение – все». Эдуард Бернштейн.

Основателем марксистского социал-реформизма стал Эдуард Бернштейн. В 1899 г. он опубликовал работу «Социальные проблемы», где впервые обосновывалась необходимость широкого переосмысления классического марксизма. Бернштейн считал, что политической задачей рабочего движения является не подготовка к мировой революции, а борьба за дальнейшую социализацию существующего общественного порядка. Внедрение в рыночную экономику принципов социальной справедливости (изменение длительности рабочего дня, величины заработной платы, рост социальных гарантий и т.п.) и солидарности (развитие рабочих ассоциаций, кооперативного движения, профсоюзного движения) рассматривалось Бернштейном как надежный способ преодоления классового характера капиталистического общества.

Большое значение Бернштейн придавал демократизации политической жизни. Он считал, что диктатура пролетариата является мифом, так как неизбежно породит диктатуру «клубных ораторов», поддерживаемую насилием. Демократия, по мнению Бернштейна, является единственно приемлемой для большинства населения формой правления. Необходимо лишь добиться равного распределения политических прав среди граждан, ликвидации любых форм элитарности и привилегированности.

Таким образом, социал-реформизм предполагал не вовлечение рабочих в пролетарское революционное движение, а выход рабочего класса из самого пролетарского состояния, укрепление экономической организации пролетариата, повышение его культурного уровня. Рабочие партии должны были бороться за лидирующие позиции в рамках парламентской системы, а не вопреки ней, использовать достигнутое влияние для совершенствования всего общественного устройства, а не для закрепления привилегий своего класса.

Большинство лидеров II Интернационала отрицательно отнеслись к попыткам «ревизии» марксизма. Однако задачи демократизации и социализации, сформулированные Бернштейном, быстро завоевывали популярность. Этому способствовало и изменение самого рабочего движения. Лидеры нового поколения марксистов – Владимир Ульянов (Ленин), Роза Люксембург, Отто Бауэр, Карл Реннер, Рамсей Макдональд, Фридрих Эберт, Филипп Шейдеман, – столкнулись с совершенно новыми задачами. Все они являлись профессиональными политиками, создателями влиятельных национальных партий, претендующих если не на приход к власти, то, по крайней мере, на активное участие в легальной политической борьбе. В этих условиях марксистская теория все больше эволюционировала от научно-политической философии к партийной идеологии. Раскол международного рабочего движения, предопределенный появлением «легального марксизма» и спецификой развития отдельных стран, оказался неизбежным.

Контрольные вопросы

1. Каковы истоки и мировоззренческие особенности социалистической идеологии?

2. Почему опираясь на вывод о социальной сущности человека, К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали решающую роль классовой борьбы в историческом процессе?

3. Почему доктрина классического марксизма получила название «научного социализма»?

4. Какой смысли придавал Э.Бернштейн понятиям «демократизация» и «социализация»?

5. Чем отличался взгляд основоположников марксизма и Э. Бернштейна на задачи международного рабочего движения?

Наши рекомендации