Социалистическая идеология

Политическая идеология. Либерализм, консерватизм и социализм как формы идеологии. Их эволюция в XIX-XX вв.

Политическая идеология (от греч. idea-понятие, logos-знание)– специфическая форма политического сознания, совокупность представлений той или иной общественной группы, призванных выразить и защитить ее интересы и цели в сфере политической власти.

Термин «идеология» ввел в философский оборот французский мыслитель Антуан Дестют де Траси в конце XVIII века. Он использовал это слово в значении «наука об идеях». Впоследствии термин приобрел более широкий смысл. В современной политологии нет общепринятого, однозначного подхода к оценке значения политической идеологии.

Идеология выполняет ряд функций в политической жизни общества:

Ø мировоззренческую,

Ø ценностную,

Ø мотивационную,

Ø легитимизирующую,

Ø интегрирующую.

Выделяют целый ряд разновидностей политической идеологии. С XIX века и по сей день ведущими формами идеологии являются: либеральная, консервативная и социалистическая.

Либерализм

Считается исторически первой формой идеологии, так как истоки формирования либеральных идей можно обнаружить еще в античной цивилизации. Значительная роль в формировании либерализма принадлежит эпохе Возрождения, когда на первый план была выдвинута проблема человека (идея гуманизма). Определенный отпечаток наложила и Реформация с ее идеей веротерпимости. И, наконец, развитие науки в XVII-XVIII вв. способствовало преобладанию рационалистических представлений, которые стали основой для либеральной политической мысли. Несомненное воздействие оказали и буржуазные революции XVII-XVIII вв., а также идеи Просвещения.

Термин «либерализм» вошел в широкое употребление только в первой четверти XIX в. Первоначально «либералами» называли группу депутатов – националистов в испанском парламенте. Впоследствии термин был заимствован для обозначения названий политических партий в странах Западной Европы. На сегодняшний день либерализм рассматривается как особая идеология. Слово «либерализм» происходит от латинского слова liberalis – свободный.

Современная концепция либерализма включает идеи Дж. Локка, А. Смита, А. Токвиля, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и др. («классический либерализм»); Дж. Милля, Дж. Гобсона («государственный либерализм»).

Основные идеи либерализма:

— рационализм;

— абсолютная ценность человека;

— идея естественных, неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу и собственность);

— индивидуализм;

— стартовое равенство возможностей;

— приоритет частного над общественным;

— свобода человека в рамках закона;

— идея верховенства закона;

— договорное происхождение государства;

— народ – источник власти;

— идея правового государства;

— идея парламентаризма;

— идея разделения властей;

— политический плюрализм;

— терпимость;

— политический реформизм (за модернизацию социально-политических структур);

— свободная экономика: невмешательство или минимальное вмешательство государства в экономику, защита собственности, свобода торговли и предпринимательства (свободный рынок и свободная конкуренция).

В XX в. под влиянием мирового экономического кризиса 1929-33 гг., стали звучать мысли о том, что государство должно защищать людей от негативных сторон рынка. В 30-е годы XX в. сложился неолиберализм, который, в отличие от классической идеологии, предполагает расширение социальных функций государства, вмешательство государства в экономику.

Консерватизм

Наряду с либеральной идеологией в первой половине XIX в. оформилась консервативная идеология. Ее становление во многом связано с реакцией европейской общественности на Великую Французскую буржуазную революцию (1789-1794 гг.). Родиной консерватизма считается Великобритания. В 1790 г. была опубликована книга английского мыслителя Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». В ней были изложены идеи, ставшие впоследствии основой консервативной идеологии. Эти мысли были развиты в трудах других авторов: Ж. де Местра, Т. Карлейля, Л. Бональда (в России пропагандировались К. Леонтьевым, Н. Данилевским, К. Победоносцевым, М. Катковым).

Термин «консерватизм» стал широко использоваться благодаря французскому писателю Ф. Шатобриану, начавшему издавать в 1815 г. журнал «Консерватор». Консерватизм от лат. сonservo – сохранять, охранять (conservator- охранитель). Название было выбрано не случайно: одним из основных принципов консерватизма является почитание традиций, поддержка и сохранение существующих общественных институтов. Эта идеология носит охранительную направленность. Сторонники консерватизма пессимистически оценивают возможности человека, считают, что человек не может постичь абсолютную истину, а значит, не может создать идеальной модели общественного устройства. Поэтому действовать нужно крайне осторожно, по крупицам накапливая положительный опыт, передавая его из поколения в поколение. Консерваторы предлагают отказаться от абстрактных теорий переустройства общества, в особенности их шокирует радикальный революционный вариант. На примере Франции конца XVIII века Бёрк и его последователи доказывали пагубность революций, разрушающих устои и не создающих новых. Вышесказанное не означает, что консерваторы вообще против любых изменений. Они выдвигают идею постепенного движения вперед. Критерием истинности считают опыт общественного развития. По мнению консерваторов, гарантами общественной стабильности служат ценностные устои (семейные, национальные, религиозные), передающиеся из поколения в поколение, одна из важнейших ценностей – частная собственность, которая является гарантом личной свободы. Власть можно предоставлять людям только на основе собственности, так как те, кому есть что терять, не склонны к авантюрам; человек, умело распоряжающийся своим капиталом, лучше позаботится и о государственном хозяйстве. Консерваторы считают утопией идею социального равенства. Отсюда вытекает критика идей парламентаризма. Государство и элита воплощают мудрость нации, участие широкой общественности в политической жизни наносит вред. В обществе должно быть строгое разделение функций.

Долгое время консерватизм по влиянию уступал либерализму. Во второй половине XX века консерваторы изменили свой курс, заимствовав ряд идей либерализма, появился так называемый «неоконсерватизм». Особенно популярен он был в 70-80е гг. в США, ФРГ, Великобритании («тетчеризм» в Великобритании, «рейганизм» в США). Неоконсерваторы отдают приоритет правам и свободам человека. По-прежнему считают, что равенство невозможно, кроме того, оно несовместимо со свободой, следовательно, предпочитают свободу. Главным правом личности считают право частной собственности.

Неоконсерваторы признают представительную демократию, но считают, что в чистом виде – это миф. Реально управляют обществом элиты, идеально сочетание демократии и элит. Неоконсерватизм выступает за «сильное государство», опирающееся на средний класс. В принципе признается необходимость государственного вмешательства в экономику, но значительная роль отводится рыночным механизмам регулирования.

Социалистическая идеология

Термин «социализм» происходит от лат. socialis – общественный. Формирование социализма как политической идеологии относится к первой половине XIX в., однако истоки социалистической мысли исследователи видят в мифе о первобытном равенстве, в социальных идеях христиан, милленарийских ересях, в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы, учении диггеров и т.д. Появление термина «социализм» в 1827 г. было связано с деятельностью так называемых «социалистов-утопистов» К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Они критиковали «пороки» капитализма, противопоставляя ему проекты идеального строя. Главное внимание социалисты-утописты отводили социальным проблемам: нищете, эксплуатации, социальному паразитизму, неравенству и т.п. Идеальное общество связывали с расцветом промышленности и сельского хозяйства, плановым производствам, обязательным всеобщим трудам. К частной собственности относились по-разному. Выступали за мирный переход к новому строю. Отрицательно оценивали революции, отождествляя их с насилием, хаосом и разрушениями. В будущем идеальном обществе, за ненадобностью, отомрут государство и право. В нынешнем состоянии утописты негативно относились к государству и политике, считали, что не политические реформы, а просвещение и организация производственных кооперативов помогут постепенно перейти к новому строю.

Особое звучание социалистической идее придали марксисты. Они ввели в широкий философский оборот термин «коммунизм» (в 1840 г.) от лат. сommunis – общий. Социализм считали первой фазой коммунизма. Выступали против частной собственности, эксплуатации; за общественную собственность, всеобщий труд. Коммунизм связывали с изобилием, удовлетворением всех разумных потребностей человека. В будущем обществе, по мнению марксистов, отомрет государство, установится общественное самоуправление, на смену правовым придут нормы морали. Одной из ключевых в марксизме является эгалитарная идея: всеобщее тотальное равенство людей не только стартовых возможностей, как у либералов. Марксисты выдвинули идею классовой борьбы, в результате которой происходит закономерная смена общественно-исторических формаций. Коммунисты признавали радикальный (революционный) путь перехода к новому обществу. В этом смысле их предвестниками были Г. Бабёф и его сторонники.

Реальная попытка воплотить социалистическую (коммунистическую) идею на практике была предпринята в XX в. В большинстве стран, вставших на путь социалистического развития, это привело к формированию тоталитарных режимов и к их последующему краху. Некоторые государства (как, например, Китай) и по сей день остаются социалистическими. Наряду со всеми негативными сторонами социалистической модели, следует отметить, что она имеет несомненные положительные черты: социальные привилегии трудящимся (бесплатное образование, медицина), гарантия прав человека на труд, образование, пенсионное обеспечение и т.п.

Критика марксистской интерпретации социализма началась уже в XIX веке. В конце XIX в. в рядах социалистов произошел раскол, связанный с отделением социал-реформизма, идеологами которого считаются Э.Бернштейн, Р. Гильфердинг, П. Глотц, И. Вагнер. Основным отличием социал-реформизма от марксизма является то, что социал-реформисты выступают за реформаторский, эволюционный путь развития. Революционной идее они противопоставляют демократические средства достижения поставленных целей. Ключевым принципом считается «свобода, справедливость и солидарность» (лозунг Годесбергской программы СДПГ 1959г.).

Идеи социал-реформизма близки к государственному либерализму:

· парламентаризм;

· демократия;

· плюрализм;

· политический консенсус;

· свобода самоопределения каждого человека.

В то же время социал-реформизм унаследовал классические идеи социализма:

· равенство (в более мягкой форме, чем коммунистическая уравниловка);

· социальная защищенность трудящихся.

Представители этой идеологии выступают за общественный контроль в экономике, но без «огосударствления» (государственное регулирование при развитых рыночных механизмах).

Наши рекомендации