Понятие и структура и функции правосознания; И.А. Ильин о сущности правосознания.
Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента: правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология – систематизированное научное выражение правовых взглядов на правовую действительность. Она содержит идеи, концепции оценку перспектив развития права, принципы, цели и задачи правового регулирования.Правовая психология – совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, ценностных отношений и иных переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Правовая психология отчасти складывается стихийно отчасти под влиянием правовой идеологии. В ее основе лежат жизненные интересы социальных групп и национальный менталитет. Правосознание выполняет три функции — познавательную, или эвристическую (гносеологическую), оценочную и регулятивную. По Ильину правосознание является источником правопорядка, то есть правовых норм общества и институтов государства.Он формулирует три аксиомы правосознания: - закон духовного достоинства (основе нормального правосознания лежит уважение к себе, как духовно благой силе); - закон автономии (в основе всей правовой и государственной жизни лежит способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине. Автономия или самозаконность это основная форма духа, основное свойство личности, способ бытия и деятельности. Гражданин должен иметь самостоятельные убеждения о добре и зле, о сущности и назначении человека, о высшей цели права и государства, сознательную и зрелую волю.); - закон взаимного признания (в основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей, уважение и доверие их друг к другу.).И.А. Ильин подчеркивает: без правосознания не существует права. Без него нельзя вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок, творить суд. Организовывать частные общества (ученые, акционерные компании, клубы, кооперативы) и публично-правовые организации (законодательные собрания, думы, земства), участвовать в выборах, быть чиновником, президентом и монархом.Но правосознание не присуще всем изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства. С детства необходимо развивать непоколебимое чувство, что каждый человек - духовное существо, что он есть субъект права. Что ему присуще духовное достоинство, что он призван к самообладанию и самоуправлению, взаимному уважению и доверию. Что государственная власть должна уважать его и доверять ему, а он отвечать ей теми же чувствами.
30.Правовое воспитание и правовое образование, их роль и значение.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он "воспитывается" окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, долж. лиц - представителей гос. аппарата в правовой сфере. При этом у людей, долж. лиц, гос. органов, осуществляющих правовую деятельность нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. В узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Ценности и идеалы "вырастают" спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д. Сахаров, А. Ф. Кони), который "раскроет" людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу. По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.