Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан

В.В.Гайдук,

аспирант Российской академии государственной службы и управления при Президенте Российской Федерации

Сегодня в Республике Башкортостан происходят глубокие преобра­зования в области государственного строительства, в сфере экономики и финансов. Конституция Республики Башкортостан 1993 года провозгласи­ла преобразование Башкортостана в суверенное демократическое право­вое государство в составе Российской Федерации.

В. этих условиях большую значимость приобретает решение широ­кого спектра задач, обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями между органами государственной власти. В Посла­нии Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан 1998 года «О положении в республике и основ­ных направлениях ее дальнейшего развития» указано, что одной из суще­ственных форм взаимодействия должны стать законодательные инициати­вы Государственного Собрания, Кабинета Министров, Верховного суда Республики Башкортостан. Мы обязаны активнее предлагать Федерально­му Собранию Российской Федерации законопроекты, направленные на развитие и укрепление конституционных принципов российского федера­лизма, основанных на договорном разграничении полномочий между Цен­тром и регионами.

Одна из таких задач - формирование межбюджетных отношений, от­вечающих нынешним процессам децентрализации власти. От ее решения зависит дальнейшее развитие российской государственности, укрепление территориальной целостности страны и преодоление политического кри­зиса.

Решение этой задачи предполагаетобоснованное распределениевластных полномочий и источников дохода для финансирования расходов по осуществлению этих полномочий между уровнями государства.

До 1991 года в бывшем Союзе ССР существовал единый государст­венный бюджет, в состав которого входили союзный бюджет, государст­венные бюджеты союзных республик и местные бюджеты. При этом каж­дый вышестоящий бюджет включал в себя нижестоящий- Бюджетная сис­тема того времени отличалась высокой степенью централизации финан­совых средств на уровне союзного бюджета и бюджета союзных респуб-

лик, Такая ситуация в межбюджетных отношениях с вышестоящими бюд­жетами не позволяла республике эффективно развивать экономику и соци­альную сферу.

Необходимость в пересмотре межбюджетных отношений Россий­ской Федерации и Республики Башкортостан возникла с провозглашением 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Респуб­лики Башкортостан и подписанием 31 марта 1992 года Федеративного до­говора и Приложения к нему от Республики Башкортостан, где для рес­публики был установлен специальный бюджетный режим. В Приложении, в частности, содержится пункт о предоставлении «специального налого­вого режима» (пункт 3), который ранее был закреплен в Законе от 31 ок­тября 1991 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Рес­публике Башкортостан», Необходимо отметить, что основные принципы межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкор­тостан, сформулированные в статье 7 Закона, в дальнейшем получили рег­ламентацию а статьях 71, 149, 152, 153 и 154 Конституции Республики Башкортостан.

Началом нового этапа развития межбюджетных отношений Россий­ской Федерации и Республики Башкортостан стало подписание 3 августа 1994 года Договора Российской Федерацией и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полно­мочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который также предусмотрел регулирование межбюджетных отношений Россий­ской Федерации и Республики Башкортостан.

Межправительственное Соглашение о бюджетных взаимоотношени­ях в рамках этого Договора предусматривает более четкий порядок уча­стия Республики Башкортостан в формировании федерального бюджета. С 1994 года такие соглашения между Российской Федерацией и Республи­кой Башкортостан заключаются ежегодно, в которых на конкретный фи­нансовый год устанавливаются размеры взносов Республики Башкорто­стан в федеральный бюджет,

По Договору от 3 августа 1994 года к совместному ведению отнесе­ны вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4); к ведению Республики Башкор­тостан отнесено определение общих принципов налогообложения и сбо­ров в бюджет Республики Башкортостан. Таким образом, был конкретизи­рован порядок реализации статьи 152 Конституции Республики Башкорто­стан и пункта 3 Приложения к Федеративному договору от Республики Башкортостан.

Характер межбюджетных отношений обусловлен главным образом федерализацией властных отношений органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Результатом этого стали существенные измене­ния в отношениях между бюджетами Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые складываются в интересах обоих бюджетов, хотя их развитие проходит по сложному пути.

Сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения позволяют Республике Башкортостан осуществлять самостоятельную бюджетную политику,обеспечивая финансовыми ресурсами социально-экономическое и культурно-духовное развитие республики.

Будущее в России - за федерализмом. Именно федерализм как гиб­кая и действенная форма устройства и разделения государственной власти позволяет, с одной стороны, сохранять "уверенность, централизм, единст­во и неделимость государственной власти, с другой, - учитывать в един­стве многообразие и специфику отдельных регионов столь многогранной по их разнообразию и обширной по территории России.

Наши рекомендации