Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
В.В.Гайдук,
аспирант Российской академии государственной службы и управления при Президенте Российской Федерации
Сегодня в Республике Башкортостан происходят глубокие преобразования в области государственного строительства, в сфере экономики и финансов. Конституция Республики Башкортостан 1993 года провозгласила преобразование Башкортостана в суверенное демократическое правовое государство в составе Российской Федерации.
В. этих условиях большую значимость приобретает решение широкого спектра задач, обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями между органами государственной власти. В Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан 1998 года «О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития» указано, что одной из существенных форм взаимодействия должны стать законодательные инициативы Государственного Собрания, Кабинета Министров, Верховного суда Республики Башкортостан. Мы обязаны активнее предлагать Федеральному Собранию Российской Федерации законопроекты, направленные на развитие и укрепление конституционных принципов российского федерализма, основанных на договорном разграничении полномочий между Центром и регионами.
Одна из таких задач - формирование межбюджетных отношений, отвечающих нынешним процессам децентрализации власти. От ее решения зависит дальнейшее развитие российской государственности, укрепление территориальной целостности страны и преодоление политического кризиса.
Решение этой задачи предполагаетобоснованное распределениевластных полномочий и источников дохода для финансирования расходов по осуществлению этих полномочий между уровнями государства.
До 1991 года в бывшем Союзе ССР существовал единый государственный бюджет, в состав которого входили союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и местные бюджеты. При этом каждый вышестоящий бюджет включал в себя нижестоящий- Бюджетная система того времени отличалась высокой степенью централизации финансовых средств на уровне союзного бюджета и бюджета союзных респуб-
лик, Такая ситуация в межбюджетных отношениях с вышестоящими бюджетами не позволяла республике эффективно развивать экономику и социальную сферу.
Необходимость в пересмотре межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан возникла с провозглашением 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и подписанием 31 марта 1992 года Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан, где для республики был установлен специальный бюджетный режим. В Приложении, в частности, содержится пункт о предоставлении «специального налогового режима» (пункт 3), который ранее был закреплен в Законе от 31 октября 1991 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Башкортостан», Необходимо отметить, что основные принципы межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, сформулированные в статье 7 Закона, в дальнейшем получили регламентацию а статьях 71, 149, 152, 153 и 154 Конституции Республики Башкортостан.
Началом нового этапа развития межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан стало подписание 3 августа 1994 года Договора Российской Федерацией и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который также предусмотрел регулирование межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Межправительственное Соглашение о бюджетных взаимоотношениях в рамках этого Договора предусматривает более четкий порядок участия Республики Башкортостан в формировании федерального бюджета. С 1994 года такие соглашения между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан заключаются ежегодно, в которых на конкретный финансовый год устанавливаются размеры взносов Республики Башкортостан в федеральный бюджет,
По Договору от 3 августа 1994 года к совместному ведению отнесены вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4); к ведению Республики Башкортостан отнесено определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет Республики Башкортостан. Таким образом, был конкретизирован порядок реализации статьи 152 Конституции Республики Башкортостан и пункта 3 Приложения к Федеративному договору от Республики Башкортостан.
Характер межбюджетных отношений обусловлен главным образом федерализацией властных отношений органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Результатом этого стали существенные изменения в отношениях между бюджетами Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые складываются в интересах обоих бюджетов, хотя их развитие проходит по сложному пути.
Сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения позволяют Республике Башкортостан осуществлять самостоятельную бюджетную политику,обеспечивая финансовыми ресурсами социально-экономическое и культурно-духовное развитие республики.
Будущее в России - за федерализмом. Именно федерализм как гибкая и действенная форма устройства и разделения государственной власти позволяет, с одной стороны, сохранять "уверенность, централизм, единство и неделимость государственной власти, с другой, - учитывать в единстве многообразие и специфику отдельных регионов столь многогранной по их разнообразию и обширной по территории России.