Манипуляция сознанием советского народа в годы перестроики
Советский строй давал гражданину то, что долгие годы считалось наиважнейшим для каждого человека – стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Но стабильность и постоянство не единственная потребность народа. Народу помимо всего прочего необходимы еще какие-нибудь «образы», которые вносят краски в его существование, борются с обыденностью. Этого в советском недоставало, хотя было в избытке на западе: реклама, витрины магазинов, огромное количество молодежных движении и разнообразие в музыкальной культуре. Именно поэтому советский гражданин обращает свой взор в сторону стран запада, возникает всеобщее убеждение, что жизнь на Западе намного лучше, чем на родине. На Западе шла огромная война «всех против всех», порожденная рыночной экономикой, которая утоляла потребность человека в приключении. В советском союзе ничего подобного не было. Именно скука и уверенность в завтрашнем дне привели СССР к распаду.
Революция 17-го года боролась с сословностью, но разве не к той же сословности мы пришли в 60-е. Сословность советского строя противоречила самой идеологии КПСС, несмотря на то, что она была создана самими членами партии. Её возрождение подорвало устои советского строя. Сословность разделяла советских граждан на правящую элиту и на массы. Обычному человеку из народа все сложнее было войти в правящий класс, т. е. власть закреплялась за определенной группой людей и формировалась её передача по наследству.
Во времена Брежнева в народное сознание был внедрен миф о всеобщем воровстве. Практически всему нарду внушили что все воры. Это способствовало в дальнейшем развитию теневой экономики, унесшей из государственного бюджета миллиарды рублей. Все «Новые русские» прикрывались именно этим: мол, все воры, значит можно воровать. Никто из народа и интеллигенции ни сколько не усомнился в истинности этого мифа, ведь каждый был способен унести с производства что-нибудь на хозяйственные нужды.
Один из основателей современной социологии, исследователь идеологий К. Манхейм специально отмечал, что в моменты глубоких кризисов происходит блокирование здравого смысла — способности человека разумно судить о положении дел и действовать исходя из этого суждения. Психологическая защита человека против манипуляции сознанием в такие периоды резко снижается. В СССР и России с 1990 г. стали назревать экономические трудности, быстро ухудшавшие личное благосостояние людей. В 1992 г. они приобрели обвальный характер, и произошло массовое обеднение населения России. Оно было, вероятно, незапланированным подарком для манипуляторов. Как и в других подобных случаях, внушаемость людей резко повысилась, их психологическая защита дала трещину (в дополнение к той, что была открыта в годы перестройки).
Заключение
Основная причина развала Советского Союза кроется непосредственно в деятельности руководящих лиц партии. Правительство периода перестройки наметило курс либерализации страны, который был губителен для советской идеологии. Прозападный курс правительства снизил его авторитет среди народа. К этому можно отнести вывод советских войск из Афганистана, одностороннее разоружение, реформы, которые так и не сработали и т. п. Согласно опросам, проведенным уже в России, народ негативно оценивает именно период перестройки. Отрицательное отношение народа к правительству способствовало внедрению в массы идеи о несостоятельности советского строя и о его тупиковом направлении, что подготовило почву для уничтожения СССР. Благодаря огромной десиденской работе внутри страны американским политикам удалось уничтожить опаснейшего врага. Крупнейшая социалистическая страна была уничтожена. Америка победила своего главного оппонента путем тяжелейшей идеологической борьбы.
Список литературы
С. Г. Кара-Мурза Манипуляция сознанием.
С. Г. Кара-Мурза Советская цивилизация т 2.
О. А. Платонов История русского народа в xx в.
О. А. Платонов Терновый венец России.
Оглавление
Политико-идеологическая война против СССР. 4
Политические Изменения в СССР. 7
Вооруженные силы. Правоохранительные органы. 8
Разрушение финансовой системы и потребительского рынка. 9
Ликвидация плановой системы хозяйства. 13
Изменения национально-государственного устройства. 15
События 19-21 августа 1991 г. и ликвидация СССР. 19
Манипуляция сознанием советского народа в годы перестроики. 23
Заключение. 24
Список литературы.. 25
[1] Например, один из первых коммерческих банков, "Менатеп", до превращения в банк назывался - ЦНТТМ "Менатеп" при Фрунзенском РК КПСС.
[2] В этих простых констатациях чиновников из отраслевых отделов ЦК прекрасно видна разница между советским хозяйством и рыночной экономикой - уже с самых первых шагов реформы. Детская шубка из овчины - по 30 рублей. Вот что значит хозяйство, созданное для удовлетворения потребностей - чтобы дети рождались и им было тепло. К несчастью, партийные чиновники этой разницы или не видели, или боялись о ней говорить. После верного изложения динамики роста цен, они сокрушаются тому, что "рыночный механизм пока не является сдерживающим фактором этого процесса"! Пока не является... Ведь сам этот рыночный механизм и запустил этот процесс. Казалось бы, если при внесении в систему какого-то изменения происходит резкое ухудшение системы, надо первым делом резко остановить использование этого нововведения - до выяснения причин и прогноза последствий. Нет, отделы ЦК КПСС рекомендуют "осуществление специальных подготовительных мер для проведения реформы розничных цен". Какой реформы? Той, что узаконит это повышение цен?
[3] Группа «Союз» равнодушно отнеслась к прохождению Закона: считалось, что общенародный характер собственности на промышленные предприятия есть конституционная норма, и для приватизации требуется предварительное внесение изменений в Конституцию СССР, для которых сторонники Закона не смогут собрать необходимых 2/3 голосов. В момент принятия Закона оказалось, что статья о характере собственности была давно исключена из Конституции без обсуждения, среди множества мелких поправок.
[4] Хорошо изучена роль демократических политиков и публицистов в «раскачивании» конфликтов в Нагорном Карабахе, Чечне и Таджикистане. Это оправдывалось тем, что национализм - это идеология, которую легче всего направить на борьбу с «имперским центром».